НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека – важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

26 апреля, 23:54

Музейное кольцо блокады

25 августа 2017 в 13:15

Выставка конкурсных проектов нового Музея обороны и блокады Ленинграда развернута в Манеже Конюшенного ведомства.

Выставка конкурсных проектов нового Музея обороны и блокады Ленинграда развернута  в Манеже Конюшенного ведомства.

Открывали экспозицию торжественно. С приветственными речами выступили вице-губернатор Владимир Кириллов, главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев и директор существующего Музея блокады Александр Курносов. «Сбывается наша мечта, мы уверены, что будет выбран лучший проект и что он будет реализован», – надеется директор музея. Выбрать действительно есть из чего. По словам Владимира Григорьева, все девять участников конкурса представили проекты в срок, и они отвечают всем заявленным требованиям.

Условно работы можно разделить на две группы: одни – в форме кольца (или круга) с вполне понятной символикой, другие – несколько павильонов, выстроенных в определенную экспозицию. Конечно, у каждого проекта есть нюансы.

Мастерская Олега Романова предлагает создать наружное «блокадное кольцо» комплекса в виде супрематической композиции, практически скульптуры.

Финские архитекторы из Lahdelma & Mahlamaki представляют разорванное кольцо в виде огромной бетонной спирали, которая словно вырастает над невской набережной.

Зодчие из студии Михаила Мамошина кольцеобразную форму здания дополняют символами – 872 окна по числу блокадных дней, отделка фасадов гранитом с мест боев на Карельском перешейке. Внешний облик комплекса  отчасти напоминает крепость, и руководитель авторского коллектива Михаил Мамошин цитирует художника Билибина, которому предлагали покинуть блокадный город: «Из крепости не бегут, крепость – защищают».

В проекте мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры» осажденный город (в виде павильона сложной формы) словно вырывается из кольца блокады (насыпного холма). При этом холм – это и традиционный символ памяти.

Те же мотивы использовала в своем проекте и «Студия-44». Только музейные залы располагаются не в едином здании, а нескольких, а разрывы  между ними получают дополнительную символику – Дороги жизни, Невского пятачка, прорыва блокады и, наконец, ее полного снятия.

Пожалуй, единственный петербургский коллектив, отказавшийся от очевидной символики в облике здания, – бюро «А-Лен» Сергея Орешкина. Он говорит, что это принципиальное решение: «Мы предлагаем построить здание, которое прекрасно впишется в панораму Невы, при этом не отвлечет внимание от Смольного собора и не помешает перспективному созданию развязки». По признанию г-на Орешкина, архитекторы хотели уйти от мрачности: «Не нужно темноты. Светлая грусть о том времени – вот о чем говорит наш комплекс, который мы предлагаем сделать из светлого камня или архитектурного бетона». Знатоки современной архитектуры тут же распознали аналогии с оперным театром в Осло (проект АМ «Снохетта»). Петербургские зодчие тоже предлагают создать широкий, доступный для всех пандус, который мог бы стать местом встреч и без посещения музея, и большую площадь.

Кстати, норвежские архитекторы из «Снохетты» тоже участвуют в конкурсе, предлагая создать музей из нескольких зданий, включая заглубленное пространство. Рядом они предлагают посадить капусту, как напоминание о блокадных днях, когда скверы и сады города использовались под огороды, помогали спастись от голода. Cейчас, правда, капустные поля у Смольной набережной смотрелись бы несколько диковато.

Проекты московской компании «Арена» и немецкого бюро Thomas Herzog Architekten, признаться, выглядят так, будто авторам не хватило уверенности в возможной победе и они решили сэкономить творческие силы. Самые интересные решения бесспорно предложили петербуржцы.

Выставка проектов открыта до 10 сентября. В книге отзывов можно поделиться своими предпочтениями. Это же можно сделать на сайте Комитета по градостроительству и архитектуре, где размещены все проекты.