НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 20:36

Будущее городов меняют 2-5% неравнодушного населения

1 декабря 2014 в 06:00

На днях на сайте «Общественной платформы» будут обнародованы первые результаты двухлетней работы многочисленных экспертов и общественных объединений города. Они должны послужить основой для формирования стратегии развития Петербурга на ближайшие 50 лет. О перипетиях поиска идентичности Северной столицы рассказал координатор общественной организации Борис Юшенков.

Юшенков Борис Валентинович
координатор Центра прикладной урбанистики

На днях на сайте «Общественной платформы» будут обнародованы первые результаты двухлетней работы многочисленных экспертов и общественных объединений города. Они должны послужить основой для формирования стратегии развития Петербурга на ближайшие 50 лет. О перипетиях поиска идентичности Северной столицы рассказал координатор общественной организации Борис Юшенков.

В Петербурге действует множество самых разных общественных объединений. Некоторые возникли «снизу» в молодежной среде: «Велосипедизация», «Красивый Петербург», «Мусора больше нет» и другие. Есть «взрослые» объединения с историей: экологи, краеведы, градозащитники, Ассоциация садоводов. Есть профессиональные сообщества: Клуб петербуржцев, Союз архитекторов, Объединение архитектурных мастерских, РГУД, СПП, Союзы литейщиков, риэлторов и прочие. Существуют сообщества, близкие к бюджету или являющиеся прямой креатурой власти: Агентство стратегических инициатив, Клуб лидеров, Молодежный кадровый резерв и т. д. Все они разные, со своими целями, возможностями, влиянием. Но мотивация общая — стремление видеть город процветающим. Почти каждое зрелое объединение имеет призыв, декларацию, манифест, программу с изложением взглядов на будущее города.

Готовы ли разрозненные организации к объединению? Способны ли выработать общую идею? Собственно этим, то есть объединением сообществ и поиском идеи, и занимается «Общественная платформа». Чтобы заинтересовать многочисленные союзы, нужно создать матричную структуру, которая должна определить, куда идет город. Без этого любая стратегия обречена на забвение, как все предыдущие.

Трое в лодке, не считая…

Важно единую и согласованную позицию донести до чиновников. Власть должна быть в середине лодки: с одной стороны лоббисты, с другой — противовес (во всем мире это общество). Сейчас противовеса у нас нет, и власти приходится с переменным успехом отбиваться от лоббистов.

Уверен, чиновники не менее остальных горожан заинтересованы в процветании Петербурга. Однако есть важное обстоятельство. Они действуют в нормативном поле и не могут выходить за его рамки. В июне этого года принят 172­-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», в рамках которого подготовлена и очередная Стратегия­-2030. В документах отсутствуют такие понятия, как «идентичность», «смыслы», «суть». В результате Стратегия­-2030 становится обезличенной, ее можно применить к любому городу. А Петербургу нужна самоидентификация, определение вектора долгосрочного развития, причем долгосрочного настолько, что его горизонт намного длиннее периода ротации власти.

Я убежден, власть готова услышать и принять общественный запрос на развитие города. Но это должно быть конструктивное предложение, сформулированное неким единым источником, тогда у чиновника появится партнер для диалога. В этом наш предварительный посыл и наша сверхзадача. Мы поняли это после двух лет работы «Общественной платформы».

Слоны и черепаха

Все помнят картинку из школьного учебника, на которой земля лежит на спинах трех слонов, а те помещаются на огромной черепахе. Мы полагаем, что город устроен так же.

У слонов есть имена: богатство (способность найти финансирование на покрытие своих нужд и реализацию планов), комфорт (во всех смыслах этого слова) и лидерство (первенство в каких­-то областях деятельности). Они универсальны и применимы к любому городу. Различие между городами в черепахе. Ее имя — идентичность, особенность, смысл существования города и горожан. Она определяется как ответы на вопросы: «Кто мы? Куда и зачем мы идем?» Черепаха — это то, чего нет в 172­-ФЗ и Стратегии-2030. Игнорирование уникальной для города черепахи и работа только с универсальными слонами лишает власть общественной поддержки, ведет к отторжению, обструкции ее начинаний. Зачем напрягаться, терпеть лишения, платить больше, если можно уехать в другой город, где все уже устроено? Но ведь это не так. Мы любим свой город. Значит, черепаха существует, она опора всего, следовательно, ее надо найти, только она может переместить город в нужном направлении.

Традиционные методы долгосрочного планирования не подходят. Нужен другой подход, и нам кажется, мы его придумали. Мы предположили, что города обладают некоторым набором качеств, уникальным для каждого из них. Одни качества Петербург уже имеет, другие должен приобрести. Общее их свойство в том, что они инвариантны, то есть остаются постоянными во времени независимо от конъюнктуры в экономике или политике. Мы уверены, что массив инвариантных качеств города определяет долгосрочный вектор его развития. Мы собрали 15 экспертов из самых разных сфер и провели несколько сессий, на которых пытались сформулировать этот набор качеств для Петербурга. В ближайшее время отредактированный перечень выложим на сайте «Общественной платформы», и он войдет в один из разделов Книги Петербурга. Это не догма, мы открыты для диалога.

Если говорить о практическом аспекте, этот набор качеств дает полное понимание того, что надо и что не следует делать сейчас в нашем городе. Любой проект, который реализуется, предлагается или рождается сегодня в обсуждениях, может быть проверен на соответствие простому критерию: способствует он укреплению или возникновению одного или нескольких качеств из перечня? Если да, это нужный городу проект. И наоборот.

Мягкое давление меньшинства

Понимаю, что мы замахиваемся на нечто грандиозное. Но если с этой идеей согласятся граждане, она может стать общепринятой нормой.

Стратегия — не самоцель, важно создать стержень и объединить вокруг него людей. И когда люди объединятся, тогда сможем что-то менять. Без этого мы ничего не сделаем в этом городе, как не смогли сделать многие до нас.

Мы понимаем, какие сферы должен развивать или усиливать город, а какие, наоборот, убирать или сокращать. Имея вектор развития, мы не можем определить точку на горизонте 50 лет, но знаем, как к ней двигаться, а это важно. Тогда мы сможем проверить сегодняшние проекты на соответствие этому вектору.

Мы не хотим быть третейским судьей. Тот же девелопер может взять эти качества (они будут в открытом доступе и в Книге) и примерить к своему проекту. Он может понять, что в одном случае получит одобрение общественности, а в другом — пикет с протестами. Это будет некая мягкая сила, которая может изменить действия каждого гражданина, пытающегося сегодня преобразовать наш город, — от рядового активиста до губернатора. Чем больше людей объединятся вокруг этой идеи, чем сильнее и яснее будет сформулирован этот вектор (качества города), тем настойчивее мягкая сила подтолкнет город в нужном направлении. Мы пытаемся создать подобное давление, хотя понимаем, что будущее меняют 2–5% неравнодушного населения.

Есть успешные примеры последовательно осознанного преобразования в других странах. Так, Барселона преобразовывалась в несколько этапов, сначала — портовая часть, а затем и центральная. В результате сегодня 1,8 млн человек принимает 20 млн туристов в год, 80% бюджета Барселоны составляют доходы от сектора услуг — туристического бизнеса и связанного с ним сервиса.

В Лос-Анджелесе стратегию определяет Комитет-200, в который входят примерно по 70 человек от власти, бизнеса и общественных объединений. Они собираются раз в год и обсуждают, в каком направлении двигаться дальше.

Есть города, преобразованные авторитарным усилием одного человека. В Боготе (столице Колумбии) избранный мэр Энрике Пеньялоса кардинально преобразил свой город. На второй год правления рейтинг его не превышал 12%, а к концу срока за него стоял уже весь город, и его избрали во второй раз.

«НП» досье Борис Юшенков родился в 1967 году в Ленинграде. Окончил Политехнический институт по специальности «физик-ядерщик». С 1996-го занимал должность ведущего специалиста отдела оценки ГУИОН. В 1998-м ушел в бизнес, став аналитиком отдела корпоративной недвижимости компании «Гамма-Капитал», а затем руководил этим отделом. В 2001-м перешел в Colliers International, с 2003 по 2011 год — генеральный директор этой компании. После этого около двух лет был советником президента GC Development Group (ТРК «Гранд Каньон»). В прошлом году некоторое время проработал партнером петербургского офиса фирмы S. A. Ricci. Сейчас ушел из бизнеса и занят в основном в «Общественной платформе». Женат, воспитывает двоих детей.