НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 14:13

Дизайн офиса — инструмент символической власти

7 декабря 2015 в 05:40

Как стандартные офисные метры влияют на производительность труда и атмосферу в коллективе? В состоянии ли «тихие зоны» и цветотерапия компенсировать клеркам дискомфорт от планировок open space? Чем американский офис отличается от японского и почему принципы, по которым они организованы, вряд ли подойдут отечественной компании? Об этом рассуждает Ольга Никифорова, кандидат социологических наук, эксперт в области управления персоналом и корпоративной культуры.

Никифирова Ольга
Кандидат социологических наук Доцент кафедры экономической социологии СПбГУ

Как стандартные офисные метры влияют на производительность труда и атмосферу в коллективе? В состоянии ли «тихие зоны» и цветотерапия компенсировать клеркам дискомфорт от планировок open space? Чем американский офис отличается от японского и почему принципы, по которым они организованы, вряд ли подойдут отечественной компании? Об этом рассуждает Ольга Никифорова, кандидат социологических наук, эксперт в области управления персоналом и корпоративной культуры.

Офис — социальное пространство. Как вы его сконструируете, так и будут вести себя сотрудники. Офисный дизайн — часть корпоративной культуры и идеологии компании, инструмент символической власти и насилия. А как известно, насилие символическое — мотиватор более мощный, чем насилие физическое. Задача руководителя — сделать так, чтобы сотрудники не только не замечали его, но и получали удовольствие от организации рабочего пространства.

В зависимости от типа предприятия, направления его деятельности можно устанавливать либо пространство равенства, доверия, демократии, либо остроконкурентную среду, соперничество и индивидуализм…

На облик офиса влияет и национальный колорит, культурно-исторические особенности конкретной страны. Например, дизайнерские итальянские конторы не похожи на немецкие, выдержанные в утилитарном стиле Quadratisch. Praktisch. Gut. Английским офисам свойственен некоторый аристократизм. Скандинавы предпочитают дизайн от ИКЕА и сдержанные цветовые решения.

Японцы делают упор на энергоэффективность и прочие «зеленые» технологии. Их корпоративный фэн-шуй опирается на философские традиции и национальный характер. Например, в японских офисах зачастую предусмотрены комнаты для сна, потому что люди практически живут на работе. Но если обустроить такую комнату в конторе российской компании, руководитель чаще всего будет встречать своих сотрудников именно там. То есть чтобы правильно организовать социальное пространство в офисе, нужно четко понимать, для кого мы его создаем.

Так, все более популярными становятся офисы с открытой планировкой (так называемый open space). Это удобно, функционально и красиво. Пришел такой формат из США, но не все, что хорошо для американца, подходит русскому. Особенно в нынешнем контексте.

На самом деле, у офисов open space есть серьезные минусы. Во-первых, снижается концентрация внимания на рабочем месте. Вот типичные жалобы клерков: коллеги громко и без перерыва говорят по телефону, соседи по офису чихают, нельзя уединиться и подумать, рассказы о том, «как я провел выходные», перерастают в дебаты, все отвлекаются на свой внешний вид, так как все время — на обозрении. Исследователи из американской инновационно-производственной компании 3М пришли к таким выводам: «Эффективность работников снижается на 50%, если они знают, что в любой момент другие сотрудники могут заглянуть им через плечо и увидеть то, что в данный момент отображено у них на экране компьютера».

Во-вторых, «прелесть» открытого пространства — перекусы на рабочем месте: негигиенично, портит технику, запахи…

Недостаток личного пространства провоцирует стрессы и конфликты, отрицательно влияет на здоровье. Эксперты страховой компании Canada Life подсчитали: персонал офисов с открытыми планировками на 70% чаще обращается за больничными.

Если open space прежде всего отвечает принципу функциональности, то офис закрытого (кабинетного) типа — принципу безопасности, а комбинированный — комфорту.

Об этом стоит задуматься. Но что делать, если ошибка уже допущена, а переделывать или менять контору нецелесообразно? Нужно как-то компенсировать людям дискомфорт. Например, создавать «тихие зоны» для подзарядки энергией и улучшения настроения (комнаты для переговоров, кабинки цветотерапии и т.п.); озеленять пространство (главное — соблюдать меру и не спровоцировать аллергию у коллектива); доверить выбор кресел сотрудникам.

Естественное освещение повышает производительность труда, а место у окна — признание в социальной иерархии и «высшая ступенька славы».

Не запрещайте клеркам декорировать свое рабочее пространство, если это не мешает остальным. Яркие фотографии или постеры — один из способов проявить себя и поднять настроение. Наверняка среди ваших сотрудников немало творческих людей. Каждый может привнести в атмосферу офиса что-то свое, создав симпатичную эклектику.

Приемов, позволяющих разнообразить рабочую территорию, уйма. А социологи утверждают, что удовлетворенность условиями труда на 12% повышает эффективность работников.

Дискуссия о принципах обустройства офисного пространства развернулась на очередном бизнес-завтраке, организованном ГК «БестЪ».

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема»:

– Чувство прекрасного россиянам в целом не свойственно. Им в принципе все равно, в каких офисах работать, поэтому инвестиции в красоту и высокие технологии не оправдываются. К тому же офис — не космолет, а довольно простая конструкция. И по части технологий в этой области за последние десять лет ничего особенно не поменялось.

Ирина Анисимова, руководитель проекта «Невская Ратуша»:

– Все европейцы привыкли к open space и прекрасно понимают, что такое организация пространства. Правда, сейчас все стараются взять поменьше площадей и рассадить на них побольше народу. Прежнего норматива — 10 кв.м на человека — арендаторы уже не придерживаются.

А что касается чилл-аутов, у нас в стране самая низкая производительность труда. Какие уж тут зоны отдыха, когда большинство сотрудников надо постоянно пинать? Люди привыкли ходить на работу и жаловаться, что мало получают, но предпринять малейшие усилия, чтобы зарабатывать больше, не хотят.

Альберт Харченко, генеральный директор компании East Real:

– Девелопер, который делает ставку на «зеленые» технологии, должен понимать, что он в большей степени решает социальные задачи. Отбить затраты за счет более высокой стоимости аренды вряд ли выйдет. Разве что удастся сдать площади компаниям с «зеленой» идеологией.

В Петербурге пока нет спроса на лофты и креативные офисы. Это в столице у компании Mail.ru штаб-квартира в башне с футбольным полем, а у нас они снимают просто добротную контору. Не съест местный рынок красивые решения. Разве что на высшем уровне решат перевести в Петербург весь IT-бизнес вслед за Газпромом.

Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ»:

– Давно замечено: если в офисе бардак и не найти нужных бумаг, значит, фирма живая. Как только у компании появляется представительский ресепшн с шикарной секретаршей — все, бизнесу конец. Фирма достигла апогея своего развития и движется вниз.