НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 13:19

Приживается ли бизнес за пределами центра города?

27 февраля 2019 в 08:30

Анастасия Пекутко, коммерческий директор МФК «АЭРОПОРТСИТИ» Санкт-Петербург» о бизнесе за пределами города.

Пекутко Анастасия
коммерческий директор МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург»

Бизнес осваивает локации за пределами центра города. За последние 10 лет территория Пулково превратилась в один из крупнейших проектов деловой жизни Петербурга. Реконструирован аэропорт, открыт конгрессно-выставочный центр «Экспофорум», вводятся в эксплуатацию гостиницы и другая коммерческая недвижимость. Как следствие, район превращается в самодостаточный кластер для бизнеса, событийной индустрии и сферы услуг. Чем интересны такие проекты для города и бизнеса?

Разгрузить культурный центр

На вопрос, где строить новые деловые объекты, традиционно существуют две точки зрения: развивать бизнес-зоны в исторической части города и создавать новые деловые кластеры на свободных территориях вблизи городской черты. Однако центр Петербурга уже не справляется с современными транспортными потоками, а проложить крупные магистрали и создать дополнительные парковочные места без ущерба историческому наследию представляется затруднительным. Самая объективная причина такого строительства – это инфраструктура. Необходимо разгружать культурный центр Петербурга, при этом бизнес рядом с ключевыми магистралями и легкодоступным транспортным выездом развивается быстрее и не наносит ущерб историческим кварталам. Исторический центр Петербурга включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому проводить полную реконструкцию зданий на таких территориях затруднительно, а иногда невозможно.

Примеры на окраинах городов

На Западе давно оценили привлекательность районов, удалённых от центральной части города, для строительства крупных бизнес-центров. Один из таких комплексов – девелоперский проект Stratford City. Внушительный по размеру многофункциональный комплекс, состоящий из офисов, отелей, торгового центра и иных видов недвижимости, вынесен за пределы центра Лондона, он находится в 10 километрах – в районе Стратфорд. В Петербурге несколько схожая концепция развития района Пулково, который постепенно превращается в деловой кластер. В рамках МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург» введены в эксплуатацию три бизнес-центра класса А, крытый паркинг, отель сети Crowne Plaza с конференц-залами, ресторанами и фитнес-центром, сейчас идёт подготовка к строительству третьей очереди проекта. Рядом с нашим комплексом находятся аэропорт, магазины, аутлет модных брендов одежды, в удобной транспортной доступности расположен современный конгресс-центр.

Деловые кварталы Петербурга в будущем

За последний год доля вакантных площадей на рынке офисной недвижимости Петербурга, по данным аналитиков JLL, сократилась. В классе А процент помещений, предлагаемых для сдачи в аренду, снизился с 6,1 до 3,5%. Однако одной активности спроса недостаточно для вывода на рынок нового предложения, особенно в премиум-сегменте. Изменения, происходящие в отрасли, требуют корректировки в стратегии девелопера: важными факторами являются дальнейшее улучшение инфраструктуры города, применение актуальных технологий и развитие популярных направлений в недвижимости.

Бизнес-центр «Авиор Тауэр» в рамках третьей очереди МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург» мы изначально будем строить, руководствуясь международной сертификацией LEED, которая контролирует экологические и энергоэффективные показатели. 10 лет назад наличие таких документов редко интересовало наших арендаторов, сегодня ситуация существенно изменилась, и концепция green development становится требованием, а не просто тенденцией. Территория около аэропорта Пулково и в целом юг города продолжают застраиваться, поэтому неизбежно потребуется участие администрации города в решении новых транспортных задач. Что касается перспектив, мы отмечаем растующую заинтересованность в коворкингах, поэтому не исключаем, что в будущих проектах рассмотрим и этот модный формат.

МФК «АЭРОПОРТСИТИ Санкт-Петербург»