НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 04:22

Допуск к компенсациям

15 июня 2017 в 08:10

Депутаты Госдумы предлагают пересмотреть критерии отбора застройщиков, которые смогут работать на рынке долевого участия.

Депутаты Госдумы предлагают пересмотреть критерии отбора застройщиков, которые смогут работать на рынке долевого участия.

Эти и другие предложения прозвучали при первом чтении поправок в 214-ФЗ, устанавливающих правила работы компенсационного фонда. Их обсудят на парламентских слушаниях 3 июля.

Кстати, не все депутаты поддержали саму идею фонда, полагая, что надо разобраться со страховщиками, а не создавать очередную государственную структуру. Ведь когда вводили обязательное страхование договоров долевого участия, речь тоже шла о защите дольщиков, а ситуация только усугубилась. Некоторые народные избранники опасаются, что недобросовестные застройщики просто переложат всю ответственность на государственный фонд, который в итоге обанкротится.

Депутаты предложили разработать критерии отбора застройщиков, от которых будет принимать взносы фонд, чтобы отсечь ненадежные компании. Появилась и идея создать специальный строительный банк (по аналогии с Россельхозбанком). Он бы аккумулировал средства нового фонда, деньги компенсационных фондов саморегулируемых организаций и участвовал бы в развитии строительной отрасли. Кстати, некоторые депутаты недоумевали, почему компенсационные фонды СРО не используются для решения проблем дольщиков.

Заместитель главы Минстроя Никита Стасишин пообещал обсудить эти предложения в рамках парламентских слушаний: «Критерии отбора компаний для допуска на рынок требуют серьезного общественного обсуждения».

В итоге депутаты составили список поправок, которые они рассчитывают увидеть ко второму чтению. Например, в законе следует четко прописать порядок использования средств фонда и условия их предоставления. Застройщиков, которые будут завершать проблемные объекты за счет фонда, следует выбирать на конкурсах. Кроме того, нужно предусмотреть механизм защиты дольщиков, если денег, накопленных фондом, не хватит. В законе должны появиться и нормы о парламентском контроле за деятельностью фонда, а также о контроле со стороны Счетной палаты.

Кроме того, депутаты предлагают сохранить судебный порядок приостановления деятельности застройщика, связанной с привлечением денег граждан (в нынешней редакции контрольный орган может сделать это без суда). А Правительству РФ рекомендуют возмещать ущерб гражданам, которых уже признали обманутыми дольщиками, из компенсационного фонда. Стоит также прописать в законе предельный размер взносов в фонд, исключив необоснованный дифференцированный подход. Иначе некоторые крупные застройщики могут использовать его в нечестной конкурентной борьбе.