Вице-премьеру Шувалову смешно, что люди покупают 20-метровые квартиры. А какое самое компактное жилье вам приходилось занимать?
Первому вице-премьеру Игорю Шувалову в Казани показали новостройки. «Кажется смешным, но люди приобретают 20-метровое жилье, и оно очень популярно…» — заметил он. С точки зрения человека, арендующего квартиру в Лондоне площадью почти 500 квадратов (это 25 студий), ситуация действительно выглядит забавной. Своим мнением с NSP поделились Надежда Калашникова, Максим Жабин, Андрей Хитров, Юрий Добровольский, Лидия Пашнова и др.
А вот покупателям не смешно. А какой была ваша первая квартира? Какое самое компактное жилье вам приходилось занимать?
Георгий Орфаниди,
генеральный директор компании «Строй Импульс»:
– Наверно, такие замечания некорректны и не совсем этичны. Граждане покупают такие квартиры не от желания ютиться. Мое компактное жилье — примерно 50 кв.м на семью. Считаю, что минимум нужно 120 «квадратов» для комфортного обитания.
Татьяна Богданова,
директор компании «Юр-Сити»:
– Мне как-то приходилось снимать дачный домик. Кажется, он был буквально два на два метра. Конечно, у каждого свои представления о минимально допустимой для жизни площади, но я не вижу проблемы в засилье квартир-студий. Для молодых людей без детей это вполне нормальный вариант. Все равно многие проводят время либо на кухне, либо перед телевизором. Это в любом случае лучше комнаты в коммуналке. Вот с этим злом нужно бороться.
Евгений Богданов,
директор по развитию финского проектного бюро RUMPU:
– Моя первая квартира в Петербурге была съемной и площадью как раз 20 метров. Это была не новостройка, а старый фонд на Английском проспекте. Вход вел сразу в кухню. Однако комната была светлая за счет двух окон. И при этом — отдельная. Важно, чтобы люди с высоким социальным статусом и уже имеющие не одно жилье понимали, почему именно этот тип квартир востребован. Маленькие студии приобретают не от хорошей жизни. А иметь отдельную квартиру, пусть даже 20-метровую, лучше, чем жить в общежитии.
Игорь Оноков,
гендиректор девелоперской компании «Леонтьевский Мыс»:
– На рынке наблюдается переизбыток малогабаритного жилья, причем с каждым годом площадь квартир становится все меньше и меньше. У нас многие близки к черте бедности, и средств на покупку просторной квартиры у них попросту нет. Стоимость жилья только увеличивается, поэтому покупатели жертвуют комфортом. К примеру, типичный метраж студии — 20–25 кв.м. Это уже похоже на гостиничный номер. Для комфортного проживания приемлемо минимум 35 кв.м. Кроме того, в квартире должны быть четко разделены зоны проживания на интимную (спальню) и общую (кухня, столовая). Метраж каждой из них из расчета оптимальной площади должен составлять минимум 10 кв.м.
Марина Агеева,
директор по продажам УК «Теорема»:
– У меня не было жилья таких критично малых площадей. У родителей была трехкомнатная квартира, потом несколько лет снимала однокомнатные, но довольно просторные — 35–42 кв.м. Первая своя квартира — «единичка» площадью 37 «квадратов», сейчас — двухкомнатная. На фоне жилья г-на Шувалова это несерьезно, но и не 20 кв.м, конечно.
А вот бабушка моя живет в двухкомнатной «хрущевке», в которой чувствуешь себя Гулливером. А если в нее входит человек ростом под два метра, то вообще кажется, что в игрушечном домике находишься. Но в 1960-х бабушка с дедушкой были счастливы получить эту квартиру. До этого у них были комнаты в малонаселенных коммуналках на 7-й линии Васильевского острова и на Каменностровском проспекте. Но и тогда были ушлые люди, и руководитель предприятия, где они работали, предложил им отказаться от этих комнат и переехать на пятый этаж «прекрасной» новой пятиэтажки на Полюстровском проспекте.
Владимир Малашин,
зампредседателя коллегии адвокатов «Юникс»:
– Моим первым и самым маленьким жильем в Петербурге была комната 12 кв.м в коммунальной квартире. 20 кв.м было бы уже прекрасно. Для тех, кто из коммуналки переезжает в отдельное жилье, даже такая площадь — просто рай. Такие квартиры покупают не от хорошей жизни, просто доходы большинства россиян не позволяют приобрести более просторное жилье. Я не скажу, что это смешно, но жить в такой квартире все же можно.
Юрий Добровольский,
заместитель руководителя Петербургского филиала
«Мосгосэкспертизы»:
– Первое мое жилье — однокомнатная квартира площадью 35 кв.м в спальном районе. А самое грустное жилье, где мне приходилось жить, — это двухместный гостиничный номер в Париже площадью 15 кв.м. При бронировании обещали что-то попросторнее.
Что касается квартир по 20 кв.м, то это, конечно, мало, но если надо с чего-то начинать, вполне приемлемо. Если это первое жилье для одинокого человека, не вижу никаких проблем.
Николай Урусов,
исполнительный директор СК «Красная стрела» (МЖК «Неоклассика»):
– Малогабаритные студии уже давно и прочно закрепились на рынке недвижимости. Безусловно, это не самый комфортный продукт, но на него есть спрос. Нужно понимать, что такие квартиры покупают в качестве первого жилья либо когда нужно срочно разъехаться, ведь эти объекты — самые доступные по цене. Учитывая, какой дефицит жилья наблюдается у нас в стране, они имеют право на существование. Полагаю, в ближайшие годы такие квартиры останутся востребованными.
Александр Перминов,
исполнительный директор «Паритет Групп»:
– Самостоятельную семейную жизнь мы с женой начинали в двухкомнатной коммунальной квартире. Мы занимали одну комнату, во второй жила семья дворника из четырех человек. Общая кухня, общий санузел, можете представить… Так что, если у молодой семьи есть возможность жить в отдельной квартире, пусть и 20-метровой, это замечательно. Кто сомневается — советую пожить в коммуналке с дворниками.
Лидия Пашнова,
директор по маркетингу и PR ИСГ «Сплав»:
– Первая квартира у большинства взрослых людей — родительская. А в детстве вопросы метража в принципе волнуют мало: есть любимые игрушки, книжки и друзья. Когда спрашивают про компактное жилье, почему-то вспоминаются советские газеты с рассказами про империалистических бездомных, обитающих в коробках из-под телевизора. А еще, говорят, в Японии вообще есть студии по восемь «квадратов», и там все удобства с техникой помещаются. В вашем вопросе больше веселит сам г-н Шувалов, который недавно буквально взорвал Интернет советами россиянам (по телевизору) поторопиться с покупкой квартир. Наших граждан даже жуткие коммуналки «по 38 комнат» уже давно не пугают: денег нет, а мы все держимся.
Надежда Калашникова,
директор по развитию компании Л1:
– Возможно, нашим чиновникам следует лучше учить матчасть: спрос определяет предложение. Именно наша компания 15 лет назад вывела на рынок квартиру-студию под лозунгом «Квартира по цене комнаты». И оказалось, что это самый востребованный формат, после чего студии появились в ассортименте всех застройщиков. И до сих пор это самые популярные варианты. Значит, расселяйте коммуналки, работайте над ростом благосостояния граждан… Ну, или учите законы рынка… К слову сказать, первая моя квартира — именно студия.
Андрей Хитров,
генеральный директор компании EKE в Петербурге:
– По европейским меркам 20-метровая квартира — это немного экстрим. Но Россия действительно экстремальная страна, прежде всего, по разрыву в доходах между бедными и богатыми. Но, безусловно, своя маленькая студия лучше, чем комната в коммуналке, общежитие или постоянная смена арендованного жилья. Мне просто повезло, даже в студенческие годы жить в общежитии не приходилось, и моя первая квартира была 85 кв.м.
Максим Жабин,
заместитель генерального директора компании «ЛенРусСтрой»:
– Самая компактная площадь, которую я занимал, — койка в общежитии. Но у меня и сейчас нет собственного жилья. Я человек бизнеса, все мои деньги в стройке, поэтому снимаю двухкомнатную квартиру. Из своего опыта я вынес убеждение, что комфортной квартиру делает не площадь, а люди, их отношения между собой и любовь к своему дому. К 20-метровому жилью отношусь нормально. Для молодого человека, а в 80% случаев студии приобретают молодые люди или их родители, это фундамент для роста. Лучше стартовать не с нуля, а со своих собственных 20 метров. Будь у меня такая база, возможно, удалось бы большего достичь.