28 марта, 13:09

Высокие отношения

14 ноября 2016 в 07:14

Формирование соседского сообщества становится частью комплексного развития территории. Компания «Главстрой-СПб» в проектах «Юнтолово» и «Северная долина» решает эту задачу по-разному.

То, как компания строит свою работу с жителями, зависит от масштаба новой застройки, от того, насколько проект интегрирован в сложившуюся городскую среду, и безусловно, от целей, которые девелопер ставит перед собой. За ярмаркой, детским праздником или волейбольным матчем по соседству со стройплощадкой может стоять как естественное желание привлечь новых покупателей, так и более долгосрочные планы.
Доброжелательное и творческое общение с жителями повышает их лояльность к компании, считают в «Главстрое-СПб» (входит в промышленную группу «Базовый Элемент»). Это важно в «длинном» проекте, особенно если эксплуатацией недвижимости занимается дочерняя управляющая компания.

Эффект большого масштаба
Главной особенностью «Северной долины», с точки зрения соседского сообщества, является масштаб проекта. Сейчас здесь живут 20 000 семей, в будущем их станет 40 000. Социальное проектирование внутри такого сообщества — непростая задача. Но по той же причине нельзя ожидать, что социальные связи и доверие возникнут в таком жилом комплексе сами собой.
К счастью, в проекте достаточно коммерческих помещений (в итоге их будет 23 000 кв.м, но построены еще не все), которые арендует бизнес, ориентированный на клиентов из «Северной долины». И это не только кафе, аптеки и булочные, где регулярно встречаются одни и те же люди, но и центры детского творчества, танцевальные студии, курсы иностранных языков. Они создают достаточно поводов для общения между соседями по интересам.
«Мы как девелопер взяли на себя  крупные мероприятия, которые охватили бы все население «Северной долины», — рассказывает директор по связям с общественностью компании «Главстрой-СПб» Анна Отрощенко. — Трудность состоит в том, что парк в жилом комплексе еще только проектируется. А других мест, пригодных для проведения мероприятий, пока не так много. Одно из них — это территория школы, которую построила компания. Здесь мы совместно с администрацией Выборгского района провели спартакиаду для детей. А когда мы устроили конкурс красоты «Мисс Северная долина», нас поддержал ТРЦ «МЕГА-Парнас». Финальный этап с награждением победительниц проходил на их площадке».
История с конкурсом красоты, кстати, оказалась настолько успешной, что ее решили продолжать. Оказалось, что даже такое событие требует не столько сцены, света и звука, сколько точного попадания в интересы аудитории. Организаторы удерживали внимание жителей в течение нескольких недель, получая массу отзывов.
«Фотографии конкурсанток размещались в Сети, — вспоминает Анна Отрощенко. — Никаких жестких стандартов, конечно, не было. Это был наш домашний конкурс. Интернет-голосованием выбрали десять финалисток. И с ними уже работали оффлайн, делая что-то вроде реалити-шоу: подбирали образы, приглашали профессионалов в области макияжа, причесок, одевали участниц в вечерние платья. Судя по бурным дискуссиям в Сети, публика следила за нами с огромным интересом».
Почти все новые городские сообщества начинают формироваться в Сети. Оставить отзыв, поставить лайк, сделать репост — хороший способ завязать знакомство с соседями. И это хорошо, поскольку комьюнити возникает задолго до того, как появились хоть какие-то места и пространства для личного общения вне дома: кафе или фитнес-центры. Но затем отношения все-таки надо выводить в «реальность».
За те два года, что компания «Главстрой-СПб» работает с сообществом «Северной долины», выяснилось: лучше всего жители откликаются на экологические и благотворительные инициативы. Дни деревьев, когда можно сделать посадки вокруг дома, неизменно собирают несколько сотен человек. Даже дождь, что в Петербурге совсем не редкость, не мешает новоселам разбивать клумбы и сажать деревья вместе с детьми. Так что организаторы запасаются дождевиками и накрывают чайные столы в палатках.
«Мы поняли, что затронули важную для большинства жителей тему, — говорит Михаил Самарев, заместитель генерального директора «Эксплуатация ГС-СПб» (дочерняя компания «Главстроя-СПб»). — Люди купили себе жилье и теперь хотят участвовать во всем, что связано с природой, ландшафтом и детьми. 
Детская составляющая — аниматоры, конкурсы, игры — есть во всем, что бы мы ни устраивали. Дети — самая открытая и активная аудитория, а большинство собственников квартир в «Северной долине» — молодые родители».
Помимо собственных идей, в «Главстрое-СПб» поддерживают социальные и культурные инициативы жителей и коммерческих арендаторов. В прошлом году в жилом комплексе с успехом прошел детский фестиваль «Парад звезд - 2015». Организатором стала детская студия, ориентированная на творческое развитие. Проект оказался достаточно качественным, завоевал популярность. Девелоперская компания решила стать соорганизатором фестиваля в 2017 году, сделав его более масштабным.
Еще одной местной историей стала строительная площадка в детском городе профессий «Кидбург», созданная «Главстроем». Раз в месяц компания проводит там мероприятия для жителей «Северной долины». Онлайн разыгрывают несколько десятков бесплатных билетов. В сотрудничестве с социальными службами Выборгского района реализована специальная программа для детей с ограниченными возможностями.

Новые истории на новом месте
В новом жилом районе «Юнтолово» пока живут около 5000 человек, и задачи тут стоят другие. С одной стороны, в этом проекте заложено гораздо больше мест, где соседи смогут встречаться: целая система пешеходных зеленых пространств, общественный центр. Проектируется гребной клуб, пока единственный в Приморском районе и предназначенный как для своих, так и для людей, приезжающих из города.
В «Юнтолово» интересный ландшафт — река и лес. Но случайно заехать сюда практически невозможно. Поэтому события, которые проводит «Главстрой-СПб», рассчитаны не только на интересы местной публики, но и на то, чтобы познакомить петербуржцев с этими местами. Этим летом в партнерстве с компанией, которая занимается организацией спортивных квестов, мы оборудовали дистанцию для любителей велоспорта. Чтобы разгадать маршрут и пройти его вплавь, на велосипеде и бегом, записалось достаточно много людей, увлекающихся квестами, включая несколько семей из жилого комплекса «Юнтолово».
Экология и спорт — «фишки» проекта, заложенные в самой концепции. Позже, по мере заселения новых домов, получат развитие семейные развлечения и благотворительность.
«Неожиданно выяснилось, что в наших проектах немало людей, которые сами занимаются сбором вещей, участвуют в благотворительных акциях, — говорит Анна Отрощенко. — У них наработаны контакты с детскими домами, интернатами, ночлежными домами в Петербурге и области. Мы их будем объединять, но было бы интересно делать и более продвинутые вещи».
В частности, в «Юнтолово» по договору с городом компания предоставила социальное жилье детям, которые вышли из детских домов. Разумеется, проблемы этих молодых людей не исчерпываются предоставлением им квартиры. Есть достаточно частных лиц, общественных и коммерческих организаций, которые хотели бы им помогать. Программа адаптации для сирот, которые начинают самостоятельную жизнь, — дело будущего, считают в компании. Это станет реальным вложением в человеческий капитал и повысит качество социальной среды в новом районе.
Еще одно не менее важное направление — это работа с пожилыми людьми, которые живут в новых районах.
«Безусловно, на День Победы «Главстрой» накрывает столы и поздравляет ветеранов, — рассказывает Михаил Самарев. — Но здесь нужны истории активные, пожилым людям можно предложить, например, образовательные или досуговые программы».
«Эта работа требует времени и труда, — добавляет Анна Отрощенко. — Такие практики только начинают формироваться, лет пять назад об этом никто даже не думал. Но если сейчас кто-то сможет разработать и запатентовать подобную программу, я уверена, в России она будет пользоваться спросом».