НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 04:34

Одинокие владельцы квартир привлекают мошенников. Вот как они действуют

10 июля 2019 в 21:00

Если у человека – как правило, пожилого – нет родственников, но зато есть квартира, это лакомая цель для различных мошенников. С помощью поддельных документов они могут продать жильё, а владелец об этом даже не узнает. Одна из таких историй – совсем свежая.

За защитой своих интересов в наше адвокатское бюро "ФРЕММ" обратилась клиентка, которая по завещанию унаследовала жильё в историческом центре города. При вступлении в наследство оказалось, что квартира, в которой пожилая женщина-наследодатель проживала до самой смерти, была продана ещё при её жизни (почти за год до смерти), и наследница не может претендовать на неё. По информации Росреестра, квартира принадлежала неизвестному лицу и находилась в залоге у Агентства ипотечного жилищного кредитования (ныне – госкорпорация "ДОМ.РФ").

В принципе, оформление завещания никак не связывает собственника. Он имеет право продать квартиру и не предупредить наследников. Это не очень корректно, но законно. Однако наследница сомневалась, что такое возможно в её случае. Во-первых, у неё были доверительные отношения с наследодателем, а во-вторых, выглядело неестественным, что новый собственник ни разу не появился в квартире и вообще не предъявил прав на проживание.

Простой сценарий

После того как удалось ознакомиться с документами (что было непросто, так как они не находятся в открытом доступе), выяснилось, что были совершены две сделки. В первой собственница продала квартиру гражданке Узбекистана, договор, составленный в простой письменной форме, был подписан якобы ими собственноручно, документы продавец и покупатель якобы лично подавали через МФЦ, а оплата производилась наличными деньгами.

Во второй сделке эта же гражданка Узбекистана почти сразу продала квартиру жительнице небольшого населённого пункта в Новгородской области. Покупалась квартира на кредитные средства, предоставленные АИЖК Ленобласти.

Даже не эксперту было очевидно, что подпись первой собственницы на договоре совершенно не похожа на её же подписи на других документах (завещании, доверенностях, договоре приватизации квартиры). Также совершенно разными были подписи гражданки Узбекистана на договорах покупки и продажи.

Был подан иск в суд, дело рассматривалось в Куйбышевском районном суде. Экспертиза установила, что подпись наследодателя на договоре купли-продажи была подделана. Промежуточную «собственницу» из Узбекистана, естественно, найти не удалось, а конечная владелица из Новгородской области пришла в суд и заявила, что и не собиралась ничего покупать - её просто попросили за небольшое вознаграждение подписать несколько документов. Кроме того, выяснился ещё один интересный момент: в ходе регистрации перехода права собственности по первой сделке Росреестр тоже усомнился в достоверности подписи и регистрацию приостановил, в ответ на что через МФЦ было подано заявление от собственницы, заверенное нотариусом, что это она подписывала договор купли-продажи. После чего переход права был зарегистрирован. Заявление, конечно же, (включая подписи продавца и нотариуса, а также печать) также было поддельным. Была ещё и фальшивая справка по форме №9, но это уже, видимо, для полного комплекта.

Тонкий расчёт

В суде за сохранение сделки боролось только бывшее АИЖК – "ДОМ.РФ". И это естественно, поскольку их сотрудники так проверяли документы при выдаче кредита, что можно предположить либо их некомпетентность, либо заинтересованность.

Скорее всего, мошенники рассчитывали на то, что у пожилой женщины нет наследников и оспаривать сделку никто не будет. Нынешнему формальному собственнику квартира не нужна, кредит он, естественно, гасить не будет, а банк-кредитор продаст залог с торгов и вернёт себе сумму займа или хотя бы основную его часть.

Через восемь месяцев суд первой инстанции признал сделку купли-продажи квартиры недействительной, за наследницей признали право собственности.

По идее дальше нужно возбуждать уголовное производство и расследовать мошенничество. Но пока, по нашим сведениям, такого дела нет. Наследница подавала заявление в полицию, но в возбуждении уголовного дела ей отказали. Возможно, теперь такое заявление подаст "ДОМ.РФ".

Материал подготовил адвокат АБ «ФРЕММ» Генрих Менгден