Искусство читать заголовки
Со словами нынче надо очень аккуратно. Неосторожный твит блогера Синицы потянул на пять лет; заголовок в РБК – на 43 млрд рублей.
Значит, содержание опять придётся искать между строк. В СССР было такое популярное развлечение: откопать где-нибудь неприличный снимок с изображением соития и прикладывать к статьям в «Правде» или «Известиях». «Переговоры в Кремле», «В Ростовской области борются за надои», «Механизаторы обмениваются опытом» – подходило почти всё!
Эффект возникал из-за несоответствия (то есть соответствия – но в более глубоком плане) слов и изображения.
Времена меняются. Теперь главная роль заголовка – заставить читателя кликнуть и заглянуть в текст. При этом сразу задать ему (читателю) правильный угол зрения. И тут советский опыт дешифровки очень даже может пригодиться. Для экономии нервов и времени.
Вот, например, ежедневная рассылка Смольного: «Петербург против коронавируса». С подзаголовком «Оперативные данные». Там много чего есть. Сколько народу обследовано. Сколько – под наблюдением. Сколько граждан сообщили о прибытии. Сколько волонтёров привлечено… Но двух цифр вы там не найдёте: сколько петербуржцев заболело за истекшие сутки (и больше это или меньше, чем вчера или неделю назад). И сколько умерло. А и то: зачем электорат расстраивать…
Или вот: Эксперты пояснили, почему у России есть исторический шанс в вопросе жилья. «Шанс в вопросе» оставим на совести авторов, они и вопрос про Конституцию умудрились с ошибкой формулировать. И экспертам не впервой растолковывать, что же такое сказал нацлидер и что он имел в виду на самом деле. Оказывается, это про доступность ипотеки. И про адаптацию отрасли к банковскому контролю. И про «комплекс мер поддержки» (там, правда, тоже всё больше про ипотеку – то есть такая кольцевая композиция получается). Ничего не сказали эксперты про главную новость. Президент, рассуждая о строительстве, заявил: «Мы исходим из дальнейшего роста благосостояния граждан». Это и есть фундамент, на котором громоздятся мечты об «историческом шансе». То есть, оказывается, у нас всё росло и будет расти дальше! А мужики-то и не знают…
В Петербурге будут удерживать тарифы на коммунальные услуги ниже инфляции.
Это «РИА-Недвижимость». Ничего не смущает в заголовке? Нет, ну что есть специальное постановление правительства о том, что тарифы не могут расти быстрее инфляции, мало кто помнит. Но слова «рост» в заголовке нет. Не надо гражданам сообщать, что тарифы будут расти. В отличие от доходов. Лишнее это.
Власть корректирует структуру общества. Это телеграм-канал «Незыгарь», жутко популярный, рассуждает о новом налоге «с богатых». Но, в принципе, в этой формуле уже заложены представления об устройстве жизни: кто главный, кто подчинённый, кто отдаёт приказы, а кто берёт под козырёк – понятно с первой же строчки.
Россияне смогут избежать покупки квартир в аварийных домах, сообщает газета «Известия». Не смогут! Новость – про то, что чиновников обяжут подавать сведения об аварийных домах в Росреестр. А вот откуда они эти сведения возьмут – издание умалчивает. Каждый аварийный дом – это незапланированные расходы бюджета (расселять-то надо!) и минус в послужном списке (почему допустили?!). Оттого в отчётах аварийного жилья на порядок меньше, чем в жизни. И Росреестр – редкий случай – здесь совершенно ни при чём.
Капитальный ремонт домов необходимо проводить комплексно. Это название официального релиза Жилищного комитета. Знаете, про что? В жизни не догадаетесь. Это про то, как в доме на Херсонской в 2015 году поменяли электрические сети и холодное водоснабжение, а в 2018-м расковыряли снова, чтобы обновить теплосети и горячее водоснабжение. Теперь это, оказывается, называется «комплексный ремонт». «Пусть не в один год, но за три-четыре года, подбирая адреса и совмещая работы, мы получаем тоже полностью новый дом», – говорит руководитель комитета Виктор Борщев.
Рубль завершил основную валютную сессию укреплением к доллару и евро. Уже понятно, да? То есть рубль весь день падал, а под конец немножко «отскочил». Но как жизнеутверждающе звучит! «Завершил», «основную», «укреплением»… Баллада об «отрицательном росте».
Собственно, нужный рефлекс у многих пользователей Интернета уже выработан. По «жёлтым» заголовкам типа «И тут все обалдели!», «Пользователи ахнули, когда узнали!» – взгляд скользит равнодушно. На 100% – туфта, не стоящая и пяти секунд внимания.
Теперь придётся распространить этот полезный опыт на официальные релизы. И на бОльшую часть деловой прессы тоже, к сожалению.
У меня нет претензий к коллегам: пресса – среда чуткая, скоро придётся отвечать не то что за неосторожное слово, но и за недостаточно восторженный образ мыслей.
Пора вводить спецкурс: «Основы понимания текста» и «Где и как искать объективную информацию». Есть желающие? Анонимность гарантируется.