НАШ ЦИТАТНИК: «Значение архитектуры возрастает вместе со стоимостью недвижимости. Чем дороже проект, тем больше внимания покупатели обращают на этот параметр. Внешние атрибуты статусного дома оправдывают в глазах клиента стоимость покупки...» Кукушкина Наталья

28 марта, 11:21

Спорная стоимость

6 декабря 2017 в 22:30

В Законодательное собрание внесен законопроект, разрешающий Смольному оспаривать решения Комиссии по кадастровым спорам при Росреестре.

Интрига в том, что это право у Смольного и так было, и на него никто не покушался.

Инициаторы законопроекта – депутаты Александр Рассудов и Денис Четырбок. Оба – юристы. (Это важно!) Новый закон наделяет городское правительство полномочием оспаривать в суде снижение стоимости частных наделов. Документ одобрен в первом чтении.

Как объяснил Денис Четырбок, в настоящее время споры о размере кадастровой стоимости решаются в комиссиях при Росреестре либо в суде. «При этом в суде КИО может на равных состязаться с собственниками земли по поводу ее стоимости, в то время как решение комиссии оспариванию не подлежит».

В 2016 году Конституционный суд вынес решение по «братскому» делу: группа «Илим» добилась снижения налога в 15 раз – с 7 млрд до 452 млн рублей. «Решения комиссии могут быть оспорены в суде, основанием для этого может стать недостоверность сведений, на основании которых проводилась оценка, и органы власти вправе направить такое обращение», – пояснял в ходе публичных слушаний по делу представитель Президента РФ в КС Михаил Кротов.

По вердикту КС РФ, муниципалитеты получили возможность через суд оспорить решение комиссии по не принадлежащим им объектам. Правда, при трех условиях: если дело касается крупного участка, если расхождение между рыночной и кадастровой стоимостью достаточно велико, а доля поступлений в бюджет от конкретного объекта значительна. (Что такое «достаточно велико» и «значительна» – должны были пояснить чиновники правительства, но не озаботились.)

Едем дальше. 29 июля 2017 года вступил в силу 274-ФЗ – с поправками в закон об оценочной деятельности. В нем, в частности, сказано: «Решение комиссии об определении кадастровой стоимости участка… может быть оспорено в суде органом местного самоуправления, органом госвласти… Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя». И та же оговорка: если стоимость надела была «существенно снижена».

Что такое «существенно» – опять не договорились. Национальный совет по оценке рекомендовал принять величину в 30%, но официально это нигде не закреплено.

Впрочем, и в региональном законопроекте об этом тоже умалчивается.

Вопрос: зачем на местном уровне дублировать то, что уже закреплено на федеральном? Ну давайте примем закон, разрешающий парковать авто в специально отведенных местах. И еще один – запрещающий в неотведенных…

В пояснениях г-на Четырбока указано: за последние два года в судах была снижена кадастровая стоимость 19 участков, в сумме – на 122 млн рублей. А в комиссии (правда, с 2015 года) – 33 заявления по 35 участкам, и снижение составило 3,4 млрд рублей. То есть «городской бюджет недополучил 50 млн рублей».

Кстати, в комиссию по оспариванию входят: представители Управления Росреестра, Кадастровой палаты и КИО. Плюс один независимый оценщик из Национального совета. То есть ущерб местному бюджету наносят злые федералы?

Рискнем предположить, что юристы Четырбок и Рассудов не знакомы с решением КС и с законом 274-ФЗ. А если знакомы, но уверены, что федеральный закон не выполняется, – тогда им надо обращаться в прокуратуру, а не писать еще один законопроект…