Какой подарок вы бы преподнесли Петербургу в день его рождения?
Именинникам принято дарить подарки. Накануне Дня города мы расспросили наших ньюсмейкеров о том, что бы они преподнесли Петербургу в его 319-й день рождения.
Без оглядки на сложность задач и объемы финансирования мы предложили участникам рынка высказывать самые разные и смелые идеи: от конкретных советов городскому и даже федеральному правительству (по поводу изменений в законодательство, новых налоговых льгот и пр.) до самых фантастических прожектов (вроде hyperloop в Шушары, способного радикально решить транспортные проблемы этого микрорайона, или двухкилометрового жилого небоскреба).
Алексей Белоусов, генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга»:
– Хотелось бы пожелать Петербургу такого же финансирования, которое получает Москва из федерального бюджета. В столицу поступают огромные деньги и на метро, и на дороги, и на развязки, и на аэродромы, и на все остальное. А Петербург остается донором. Даже программа «Стимул», по которой, например, активно строились садики и школы в Ленобласти, в городе почти не применялась, хотя, казалось бы, он имеет на это полное право.
Кроме того, в Петербурге с конца 1990-х было множество проектов легкорельсового транспорта, способного стать отличной альтернативой тому же метро. Они обсуждаются уже четверть века, но ни один не реализован. Очень бы хотелось найти инвестора, который запустит хотя бы один маршрут. Да, у нас есть «Чижик», но по объемам перевозок это, конечно, совсем не то.
Михаил Ривлин, заместитель председателя правления «Охта Групп»:
– Сейчас, конечно, главным подарком городу и горожанам стало бы благополучное разрешение сложившей международной ситуации. Если же помечтать, что обстановка нормализовалась, а мир стал открытым, и порассуждать о городе в долгосрочной перспективе, я считаю, что совершенно недостаточно использовался туристический потенциал Петербурга. Наш город вполне заслуживает того, чтобы привлекать внимание миллионов туристов – никак не менее, чем Рим, Лондон или Париж. И на этом потоке можно было бы строить городскую экономику. До сих пор не очень получалось. Есть заметные успехи на отдельных направлениях – например, с общепитом у нас лучше, чем в Москве. Но в целом положение удручающее. Петербург ведь создавался как окно в Европу. И в заколоченном виде он немыслим! Для меня будущий Петербург – это, несомненно, открытый город. Открытый для всего мира. И основы этого надо закладывать сегодня, под эти цели развивать инфраструктуру, логистику. А для начала – создать такой яркий, привлекательный образ будущего Петербурга, в котором всем захотелось бы жить.
Эдуард Тиктинский, президент Группы RBI:
– Петербург – один из красивейших городов мира, и чтобы сохранять этот статус, ему нужно развитие. Лучший подарок – это видеть, как полузаброшенные, разрушающиеся исторические здания, среди которых много и объектов культурного наследия, проходят реконструкцию, преображаются, превращаются в современные жилые кварталы или общественные пространства. Но такие примеры пока, откровенно говоря, единичны, их количество несопоставимо с масштабами нашего исторического центра.
В идеале нам необходима целевая программа федерального уровня с соответствующим финансированием. Плюс город должен максимально активно сотрудничать с бизнесом, создавать выгодные условия для инвесторов, предоставлять льготы, убирать административные барьеры, чтобы инвестиционный климат улучшался. Я не говорю уже о том, что в сложные экономические периоды именно поддержка нормальной работы бизнеса, и в первую очередь строительной отрасли как одной из важнейших, может обеспечить жизнеспособность всей экономики.
Кирилл Рузанов, генеральный директор и партнер УК «Начало.Сервис»:
– Я не стану особо фантазировать и скажу про приземленный, банальный, но нужный подарок – метро. Хотя с учетом многократных переносов открытия станций мой подарок, пожалуй, и наиболее «фентезийный».
Город активно старается развивать сеть общественного наземного транспорта, проводя транспортную реформу, однако даже выделенные полосы не спасают от пробок. А вот метро – это быстрый и универсальный транспорт с высокой вместительностью, способный решить имеющиеся проблемы. У нас катастрофическая нехватка станций подземки. В довольно «старом» Красногвардейском районе функционируют лишь две станции, причем примерно в одной локации, в Красносельском – ноль. Что уж говорить про новые районы или территории «серого пояса».
Развитие метрополитена и связанных с ним транспортных узлов может крайне положительно сказаться на транспортной обстановке, экологии и логистике и опосредованно повлиять на экономику города в целом.
Когда граждане и бизнес смогут добираться из точки «А» в точку «Б» с меньшими временными и финансовыми потерями, усилится их эффективность.
Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Учитывая весьма почтенный, даже по общемировым меркам, возраст нашего города, конечно, хотелось бы привести в порядок его исторический центр. Не секрет, что 80% расположенных там зданий – в аварийном состоянии. Где-то все не так страшно, а где-то вообще катастрофа. Хочу пожелать Петербургу, чтобы был принят закон о реновации – по образу московского, но с учетом наших особенностей. И город смог бы, наконец, приступить к масштабной реконструкции исторического центра, способной превратить его из депрессивного Петербурга Достоевского в современный мегаполис с историческим наследием.
Другим отличным подарком стало бы вливание финансов и усилий в развитие транспортной системы. Это ненормально, что в Москве ежегодно строят десятки станций метро, а у нас ввод каждой станции – событие невероятного масштаба. Помимо метро, у нас есть шикарные возможности и перспективы по развитию водного транспорта. Нужно формировать комфортную среду для него, ведь это не дело, когда почти на сотню рек и каналов приходится всего десяток причалов для горожан. Да и аэроэкспресс в Пулково давно пора запустить.
Ольга Ульянова, директор по маркетингу компании «Полис Групп»:
– Очень не хватает отреставрированных и чистых фасадов в центре города, то есть в самом сердце Петербурга. Множество исторических зданий находится в ужасающем состоянии, часть затянута сеткой. Все это создает очень непрезентабельный вид. Городу необходима прозрачная система учета исторических зданий и четкие правила для застройщиков, которые планируют работать в центре города. Это касается и перечня конкретных локаций, где возможно новое строительство, и требований к облику этих новых зданий. Такой подход поможет примирить разные мнения относительно развития центра города и повысит привлекательность исторического центра для туристов.
Вадим Парадник, генеральный директор ГК «Глобал ЭМ»:
– До 1941 года наш самый главный городской проспект украшали четыре статные доминанты. Они были расположены примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, на почти идеальной диагонали, словно так и было задумано архитекторами. И каждый человек, пересекающий Невский проспект, не переставал удивляться их величию. Александро-Невская лавра, Казанский и Исаакиевский соборы продолжают восхищать и сегодня, а вот церковь Входа Господня в Иерусалим (Знамения Божией Матери) мы утратили. Станция метро, расположенная на ее месте, безусловно, необходима, но она нарушила гармоничный ансамбль. Поэтому в качестве подарка любимому городу я бы восстановил великолепную Знаменскую церковь, чтобы в Петербурге был не только «золотой треугольник», но и «золотая диагональ».
Илья Пасак, заместитель директора по маркетингу «Мегалит – Охта Групп»:
– Больше, больше и еще больше озеленения Петербургу. Город отчаянно в нем нуждается. Нужны и новые парки со скверами, и высадка деревьев в историческом центре, который сейчас каменный. В спальных районах целесообразно создание зеленых зон на парковках перед супермаркетами, плотные посадки перед домами и вдоль дорог.
В «Приморском квартале», например, мы дарим улучшенное благоустройство и дополнительное озеленение жителям уже сданных и заселенных домов.
А чтобы растения в Петербурге смогли выжить, следует забыть про соль, песок и реагенты зимой. Вместо этого даешь гранитную крошку на тротуары и своевременную уборку дорог!
Очень нужны и современные площадки для выгула питомцев по всему городу. Речь не об огороженных заборами коробках-туалетах, а о территориях, спроектированных и оборудованных с участием зоопсихологов и нацеленных на социализацию собак и их владельцев.
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:
– На вопрос, что бы можно было подарить любимому городу, в голову приходит очень много идей. От глобальной, но, видимо, мало реалистичной реставрации всего исторического центра, включая вторые и третьи дворы. До вполне реальной, но почему-то пока недостижимой задачи в кратчайшие сроки как минимум удвоить количество станций метро, чтобы, прежде чем ограничивать права автомобилистов, создать реальную альтернативу в виде современного общественного транспорта.
Алина Плетцер, генеральный директор ООО «ННЭ»:
– Не буду оригинальной, если помечтаю, чтобы в Петербурге после дня рождения, как по мановению волшебной палочки, появились мосты через Неву, развязки, новые станции метро.
В целом, нам категорически не хватает транспортной инфраструктуры. Слишком медленно идет строительство метро, многоуровневые развязки крупных магистралей возводят редко, мосты – еще реже. Обсуждение ВСД (как и Орловского тоннеля, и трассы Фаянсовая – Зольная) идет уже не первый десяток лет, увы.
Хочется верить, что переезд крупных добывающих компаний и связанные с этим поступления в бюджет позитивно повлияют на строительство и модернизацию дорожно-транспортной инфраструктуры.
Конечно, с появлением ЗСД и новых мостов на Васильевский остров стало гораздо комфортнее перемещаться по городу. Но этого недостаточно для многомиллионного мегаполиса. Желаю Петербургу и его жителям развития городского пространства, комфортной жизни и новых объектов!
Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости «КВС»:
– Я считаю, что лучшим подарком Петербургу стало бы развитие метрополитена. Особенно нужны новые станции в тех районах, где идет активное строительство жилья. В частности, в Петродворцовом и Красносельском, где метро нет вообще. Например, проектируемые станции «Стрельна», «Константиновская» и «Петергофское шоссе» позволят будущим жителям нашего ЖК «Любоград» добираться до центра города быстро и без пробок.
Еще один хороший вариант развития транспортной инфраструктуры – скоростные трамваи и поезда. Нашему городу точно необходим трамвайный маршрут до аэропорта Пулково: сейчас до него добираться не очень удобно.
Хочется видеть более активное развитие транспортной инфраструктуры на ближайших к Петербургу территориях Ленобласти. Это позволит уменьшить утренние и вечерние пробки на въезде в город и разгрузить станции метро с очень плотным пассажиропотоком: например, «Купчино», «Девяткино», «Проспект Ветеранов».
Оксана Кравцова, совладелец и гендиректор ГК «Еврострой»:
– Я бы подарила городу новый мощный культурный проект. В дни ПМЭФ Газпром проводит Петербургскую ярмарку современного искусства, и это прекрасно. Нашему городу нужны новые смыслы, необходимо выстраивать креативную экономику будущего, привлекать художников, скульпторов, фотографов, творцов со всей России и со всего мира. У нас должно быть не только великое прошлое, но и значительное настоящее, а для этого нужен синергетический эффект, который всегда возникает вокруг искусства.
Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens:
– Хорошим подарком Петербургу стала бы безопасная и комфортная сетка веломагистралей. Порадуют горожан скверы и парки с практическим назначением и программой занятий air fitness, уличной гимнастикой, танцами, йогой... Нужны не просто «места отдыха», а площадки для всей семьи, для укрепления здоровья, иммунитета и связей между поколениями. Полезны и даже необходимы уличные библиотеки, общедоступные и современные зоны BBQ-площадок, элементы повседневного бытового комфорта.
Я люблю глобальные проекты, сложные, со стратегической идеей. Но все мы должны понимать, что счастье людей – в моментах, в повседневной жизни, здесь и сейчас.
Я люблю этот город до глубины души и хочу каждый день видеть счастливые лица петербуржцев!
Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate:
– Если взглянуть на наиболее развитые мировые столицы, понимаешь, что за этим стоит большой путь – долгосрочный план развития города. К разработке такого плана причастны как власти, так и экспертные группы. Его цель – развитие бренда, за которым следует привлечение инвестиций, туристов, бизнеса и т. д. Санкт-Петербург – ценнейший в разрезе культуры, архитектуры, бизнеса и образования город. Но его бренд, который многие десятилетия базируется на белых ночах, каналах и музеях, требует переосмысления. У этих ассоциаций маловато общего с ценностями и амбициями бизнеса, молодежи, перспективных или уже добившихся высот специалистов. Так что лучшее пожелание Северной столице ко дню рождения – политическая воля властей. Их инициатива может дать старт большим переменам.
Залог успеха – коммуникация с отраслевыми экспертами, их вовлечение, время и созидание.
Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group):
– Наверное, лучшим подарком могут стать не мечты о будущем, а уже реализованные и важные инициативы самих жителей и компаний, которые здесь работают. Вот, например, Setl Group создала на юго-западе города, рядом с ЖК «Солнечный город», самый крупный парк, реализованный за счет частных средств, благоустроил несколько набережных, в том числе побережье Финского залива в Кронштадте возле ЖК «Фортеция», открыл несколько общественных пространств – среди них площадь Солнца с фонтаном в ЖК «Чистое небо». Другие важные дела – это строительство школ и детских садов: каждый год наш холдинг вводит в эксплуатацию десять социальных учреждений.
Александр Шестаков, генеральный директор Первой мебельной фабрики:
– Обязательная меблировка нового жилья для нуждающихся категорий граждан стала бы правильной мерой господдержки и подарком новоселам.
Летом 2021 года Минпромторг рассматривал такую инициативу, но пока новостей о ее продвижении нет. Петербург мог бы стать первым в этом хорошем деле.
Руслан Сухий, руководитель инвестиционно-девелоперской компании «Рентавед»:
– Я бы преподнес городу сразу два подарка. Во-первых, поскольку Петербург является культурной столицей России, было бы здорово подарить ему особый налоговый режим для деятелей культуры и искусства, а также для проектов в этой сфере. При этом важно, чтобы он распространялся и на классические направления (театр, литературу, музыку), и на современные, включая цифровые технологии. Существенные налоговые льготы могли бы превратить Петербург в настоящую культурную Мекку, куда со всех уголков России и разных стран активно приезжали бы представители творческих индустрий, чтобы реализовать смелые и амбициозные проекты. Во-вторых, я бы подарил городу его полноценную цифровую версию в одной из метавселенных. Благодаря этому Петербург могли бы беспрепятственно посещать тысячи людей со всего мира – несмотря на санкции и ограничения. Виртуальные туристы получили бы уникальную возможность погулять по городу, ощутить его красоту, невероятную архитектуру, ознакомиться с огромным многообразием объектов культуры и искусства. Уверен, что после этого у многих появилось бы желание физически посетить город и ощутить его дух.
Сегодня активно развивается искусство в формате NFT, многие вещи оцифровываются, становятся виртуальными. Уверен, что наш город не должен оставаться в стороне от этого тренда.
Сергей Степанов, директор по продажам объединения «Строительный трест»:
– Мегаполис – это большая экосистема, внутри которой все должно быть выстроено таким образом, чтобы жителям было удобно и комфортно во всех отношениях: от домов и квартир, в которых они обитают, до транспортной и социальной инфраструктуры. Новые станции метрополитена, особенно в южной и восточной частях города, новые социальные объекты, рекреационные зоны (скверы и парки) – все это необходимо развивать в Петербурге.
Елена Кириленко, генеральный директор «КЕЛЕАНЗ Медикал»:
– Недавно я проезжала по улице Ломоносова в центре города, где как раз начали отмывать фасад одного из зданий. Часть дома еще оставалась грязной, поэтому прекрасно была видна разница между «до» и «после». То, как преобразилось здание после несложных манипуляций, произвело на меня очень сильное впечатление. За пылью и грязью скрывался невероятно красивый дом. И таких зданий в нашем прекрасном городе огромное количество. На мой взгляд, нужно привести весь исторический центр в надлежащее состояние, отремонтировать фасады, отмыть все до блеска, по возможности озеленить, чтобы петербуржцы и туристы могли в полной мере наслаждаться огромным архитектурным памятником.
Руслан Гайсин, председатель совета директоров ХК «Сити 78»:
– Я бы подарил городу на день рождения аэроэкспресс, который доставлял бы пассажиров из Пулково на Московский или Витебский вокзалы. Петербургу не хватает транспорта, которым можно быстро, с комфортом и без пересадок добраться в центр города, не теряя времени в пробках и не переплачивая за проезд по двойному тарифу в такси.
Такое решение уже обсуждалось ранее, но инициатива так и не получила развития. Хорошо бы вернуться к работе над запуском аэроэкспрессов, ориентируясь на опыт Москвы.
Петр Войчинский, генеральный директор АН «МК-Элит»:
– Петербург прекрасен, поэтому хочется вручить ему не один подарок, а сразу целый букет!
Например: большое колесо обозрения на берегу залива, где-нибудь под Сестрорецком; несколько небоскребов, чтобы «Лахта-центр» не скучал в одиночестве, а формировал полноценный даун-таун, разгружая исторические кварталы от деловой активности…
И чтобы по периметру каждой петербургской крыши был проложен тепловой шнур против сосулек.
И водное такси вернуть!
Из больших проектов и тысячи мелочей складывается неповторимый облик города, который мы так любим и ценим.
Ян Бобрышев, генеральный директор ГК «Реновация»:
– Я не верю в чудеса и считаю, что результат приносит только методичная и системная работа. Но если все-таки представить себя волшебником с неограниченным бюджетом… Наверное, я подарил бы Петербургу порядок после генеральной уборки! Чтобы все старые дома были восстановлены, фасады заиграли свежими красками, а все окна в исторических зданиях были одинаковыми, в соответствии с историческим проектом, чтобы цветы в клумбах и на фасадах, и во всех уличных фонарях – новые энергосберегающие лампочки!
Хотя бы на один праздничный день. Чтобы горожане увидели, каким может быть Петербург. И каким он должен быть, если мы все приложим усилия.
И обязательно вернул бы улице Тюшина название Воздвиженская, а Советским улицам историческое название Рождественские, о чем давно мечтают жители Песков…
Разруха в головах перетекает на улицу. Но и обратный процесс тоже возможен!
Алексей Шаскольcкий, эксперт:
– Когда-то первый мэр Петербурга Анатолий Собчак мечтал о статусе «вольного города». Ладно, со статусом не получилось, но дух «вольного города» стоило бы вернуть. Предприимчивость, раскрепощенность, инициативу, важность горизонтальных связей для вертикальных взлетов, возможности для творчества. На мой взгляд, Петербургу сейчас этого очень не хватает. Он слишком серьезен, затянут в мундир с гербовыми пуговицами. И горожанам в нем тесно. Я не квадратные метры имею в виду, хотя и без них никак, конечно.