Петербург получит 150 млрд рублей от «ДОМ.РФ» на городскую инфраструктуру
Деньги хотят потратить на инженерные, транспортные, социальные, коммунальные и другие объекты.
На петербургскую городскую инфраструктуру может быть выделено до 150 млрд рублей – в рамках ПМЭФ губернатор Петербурга Александр Беглов и гендиректор АО «ДОМ.РФ» Виталий Мутко подписали соглашение о намерениях по реализации социальных, инженерных, транспортных, коммунальных и иных объектов. Средства будут выделяться в том числе с использованием программы инфраструктурных облигаций.
«Это особенно важно сейчас, когда многие банки закрывают свои представительства. А мы по этой программе получаем хорошие деньги. Это «длинные» деньги и дешевые – под такие хорошие проценты даже Центробанк не дает кредиты. Спасибо за участие в развитии нашего города, за оказываемую поддержку», – сказал Александр Беглов.
Виталий Мутко отметил, что Петербург – это активно развивающийся город, один из лидеров по объемам жилищного строительства. Но есть и сдерживающие факторы, среди которых, конечно, инфраструктура – отставание социальных и транспортных объектов.
«Для решения проблемы правительство РФ с прошлого года ввело механизм инфраструктурного меню, это и бюджетные кредиты, и рыночный механизм инфраструктурных облигаций, когда мы занимаем деньги у инвесторов под гарантии «ДОМ.РФ». Первый выпуск на 20 млрд уже сделали. Готовы инвестировать эти длинные деньги в регионы на срок до 5 лет под 4% годовых. Несколько проектов в Петербурге уже подготовлено и в высокой стадии проработки. До 2024 года мы готовы инвестировать до 150 млрд рублей в самые разные инфраструктурные объекты», – заявил Виталий Мутко.
Вице-губернатор Николай Линченко пояснил, что эти деньги пригодятся в том числе для реализации проектов в рамках уже имеющихся обязательств инвесторов, касающихся транспортной и в первую очередь социальной инфраструктуры. Так заявки на финансирование возведения двух школ в «ДОМ.РФ» уже отправлены.
«С точки зрения получения относительно дешевых денег это очень выгодно. Теперь средства инфраструктурных облигаций можно направлять и на финансирование концессионных соглашений, например, по транспортным проектам, и в том числе на покупку подвижного состава. В этом случае не требуется и гарантий субъекта РФ, что также могло быть сложностью. Это, например, может очень упростить экономическую модель проекта трамвайной линии «Славянка», ускорит возвратность, сроки реализации, уменьшит нагрузку на городской бюджет в том числе», – говорит Николай Линченко.
По его словам, заявленный объем помощи позволит как минимум «сдвинуть» много объектов, находящихся в «пограничном» состоянии. А также упростить и ускорить реализацию уже начатых проектов, например, возведение пяти школ в рамках программы поддержки Минпросвета.
Ранее на сессии «Инфраструктурные облигации как эффективный механизм развития регионов» Виталий Мутко пояснил, что проблемы с обеспечением нового жилья социальными и другими объектами есть во многих регионах. Программа «Стимул» обеспечивала строительство только 8–10 млн кв. м жилья, и застройщики затраты на инфраструктуру погружали в стоимость квадратного метра. А в регионах с низкой маржинальностью это было сделать очень сложно. Поэтому в прошлом году правительство РФ представило «инфраструктурное меню». Общая сумма поддержки составит 1 трлн рублей и около 30% можно потратить на социальную инфраструктуру.
«Занимая деньги на рынке, мы еще и фондовый рынок поддержали – наши облигации были востребованы. А программа привлекла регионы, где есть программы развития жилищного строительства и потенциал земли. Уже зарезервировано 62,7 млрд на 18 проектов в регионах, а за первые три дня ПМЭФ мы подписали соглашений еще на 100 млрд рублей. Есть договоренности и с Петербургом, в том числе по инфраструктурным объектам недалеко от "Экспофорума" – я здесь в районе Шушар курсантом капусту собирал, а теперь целый жилой район вырос», – говорит г-н Мутко.