НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 19:20

Игорь Креславский: «Адресно-инвестиционная программа исполняется в полном объеме»

10 августа 2022 в 08:00

Санкции не повлияли на темпы жилищного строительства в Петербурге, а также на сроки возведения объектов в рамках госзаказа.
Председатель Комитета по строительству Игорь Креславский уверен, что по итогам года будут завершены все запланированные к сдаче дома и инфраструктурные объекты.

Креславский Игорь Вадимович
председатель
Комитет по строительству Санкт-Петербурга

— Изменились ли объемы жилищного строительства в Петербурге? 
— План по вводу выполним абсолютно точно. В 2022 году это 3,4 млн кв. м жилья. В стратегическом плане на десятилетку, согласованном с Минстроем, ежегодный ввод жилья составит в среднем около 3 млн кв. м. Считаем такой объем совершенно реальным. Возможно, у нас будет небольшое перевыполнение плана. Несмотря на различные сложности, в том числе экономические, в объемах сдачи жилья присутствует некая стабильность. На конец июля в городе уже введено 2,1 млн кв. м жилья, а также почти 950 тыс. кв. м объектов общегражданского назначения. А всего в Петербурге действуют разрешения на строительство 11,2 млн кв. м жилья, из которых 9,3 млн кв. м уже возводятся. В продаже с использованием счетов эскроу находятся 206 объектов общей жилой площадью 6,4 млн кв. м. 

— Задержек, например, из-за нехватки материалов не будет? 
— Уровень локализации производства стройматериалов и оборудования для жилищного строительства в стране очень высокий – 90-95%. А в Петербурге даже выше, чем в других регионах. Поэтому проблем с поставками сейчас нет, за исключением всего нескольких позиций. Например, есть сложности с лифтами, основными производителями которых в Петербурге были иностранные компании. Сейчас мы переходим на продукцию отечественных предприятий, которые наращивают выпуск, или турецких и азиатских поставщиков. Локальные проблемы есть, но в стратегическом смысле они несущественны. Можно покупать материалы у местных компаний, а можно в дружественных странах. Кратковременные сбои есть, но за пару лет, пока готовится новый проект, можно проработать цепочки поставок. 
С оборудованием бюджетных объектов также нет особых проблем. По большому счету все можно достать, просто на это нужно больше времени. 
Что касается отложенных проектов, а они есть, то задержки связаны с временным снижением объема продаж. Застройщики просто придержали старт из-за конъюнктуры рынка. В ближайшее время эти жилые комплексы выйдут в продажу. 

— Застройщики все еще жалуются на задержки с согласованиями проектов от новой градостроительной комиссии. Наладилась ее работа? 
— Комиссия согласовала уже около 80 проектов, но многие из них еще не вышли «в стройку». Задача комиссии состоит в том, чтобы люди получали, как ни банально это звучит, комфортную среду. Чтобы строительство жилья было синхронизировано с появлением социальной и транспортной инфраструктуры. Раньше было много примеров, когда жилье построили, а поликлиники, детские сады или дороги – нет. Страдали покупатели, которым все это пообещали. Сейчас город не позволяет строить жилье без увязки с инфраструктурными объектами. 

— Можно пообещать девелоперам, что прохождение комиссии, например, займет не более месяца? 
— Процедура может занять и три месяца, а некоторые проекты вообще никогда не получат разрешения, поскольку есть нарушения в части социальной инфраструктуры. Срок рассмотрения зачастую зависит от того, насколько быстро застройщики устранят замечания. Нельзя всем обещать одинаковую скорость прохождения документов. Но если все нормы в проекте изначально соблюдаются, процедура не должна занять больше трех месяцев. Рабочая группа собирается два-три раза в месяц, а сама комиссия – по мере накопления проектов. 

— Как исполняется адресно-инвестиционная программа, какие есть сложности, например, из-за подорожания материалов? 
— Исполняется в полном объеме. Мы вправе менять материалы в проекте, если какие-то из них оказались недоступны. Если корректировки не связаны с конструктивом и изменением цены, то можно обойтись и без повторной экспертизы.
В деньгах исполнение АИП сейчас небольшое, поскольку значительная часть проектов как раз проходит повторную экспертизу, чтобы подтвердить изменившуюся стоимость. То есть средства на их строительство будут оплачены после получения положительного заключения, но фактически работы идут. До конца года мы сдадим 25 объектов, как и планировали. 

— Как дела с переходом на новую систему ценообразования в строительстве? 
— Мы сами в ней очень заинтересованы, особенно сейчас, когда материалы так резко дорожают. Но пока работаем по старой схеме территориальных расценок. Для перехода необходима база данных стоимости всех материалов и ресурсов, которая давно создана, но так и не наполнена всей информацией. А мы не хотим тормозить стройки ради перехода на новую систему, хотя внимательно наблюдаем за ее развитием и начнем использовать, когда база станет эффективно работать. 

— Какие задачи ставились перед комитетом и насколько успешно они выполняются? 
— Это однозначно выполнение АИП и завершение всех объектов, в том числе недостроенных в прошлые годы. А также исполнение нацпроекта по строительству жилья. С этим справляемся. 
Ну, и третья основная задача – решить проблему обманутых дольщиков. В этом году мы уже ввели три проблемных жилых дома более чем на 800 квартир, а до конца года должны завершить еще семь – свыше 1200 квартир. В 2023 году останется достроить еще пять проблемных долгостроев почти на 2000 квартир, и вопрос будет закрыт.