Ирина Царькова: «Магазины иностранных брендов занимают российские ритейлеры»
В 2022 году некоторые эксперты предсказывали российскому рынку торговой недвижимости большие потери: массовый исход зарубежных марок, многократный рост вакансии и опустевшие торговые центры. Но уже к концу года стало понятно, что пессимистичные прогнозы не оправдались. Директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова рассказала, с чем ритейл Петербурга начал 2023 год.
Царькова Ирина
Nikoliers
События прошлого года открыли российским ритейлерам окно возможностей для развития новых форматов, расширения своего присутствия и обновления концепций магазинов. Компании выводят на рынок новые линейки товаров, работают над повышением качества сервиса, осваивают новые регионы. Результаты уже видны в ТЦ Петербурга: в 2022 году мы зафиксировали не менее 150 открытий, в первом квартале 2023 года – еще больше 40.
Модные новички
Активнее всего торговые помещения, как и раньше, поглощает fashion-сегмент. Опустевшие магазины в топовых моллах города быстро находят интересантов. Так, в «Европолисе» бывший магазин Monki занял бренд NOUN, а помещения H&M и H&M Home арендовали Befree и sela moms & monster. В ТРК «Сити Молл» на месте H&M готовится к открытию «Снежная королева», на втором этаже в «Галерее» начнет работу Befree, в ТРК «Мега Дыбенко» вместо UNIQLO будет sela moms & monsters, а в ТРЦ «Охта Молл» – еще одна торговая точка сети «Снежная королева».
С весны прошлого года мы наблюдаем за появлением на рынке новых имен, ранее не представленных в Петербурге: Emka, LoLoClo, Urban Vibes, Aprell Shop и других. Всего в 2022-м и в начале 2023-го в Петербург пришли более 20 брендов, причем не только российских, но и зарубежных. Среди них итальянские бренды одежды и обуви (LORIATA, Dan John, RUCK&MAUL), два – «детские» ритейлеры из Англии (Royal Rabbit) и США (Guess Kids).
В итоге в первом квартале мы наблюдали снижение среднего уровня вакансии в ТЦ города с рекордных для Петербурга 10,4% до 9,4%.
Конечно, ТЦ предстоит предпринять еще немало шагов, чтобы нивелировать последствия турбулентности 2022 года. И речь не только о ротации операторов. Больше 70% классических ТЦ (всего в городе 127 таких объектов) были построены десять или более лет назад, и примерно половина из них уже давно не соответствует требованиям современного рынка. Они нуждаются в полной или частичной реконцепции, поскольку поддержание актуальности торговых объектов важно в любые времена, а кризис делает вопрос реновации еще более острым.
До конца 2023 года к вводу заявлены три объека: ТЦ «Экопарк» в Мурино, 4-я очередь МФК «Заневский каскад» и интерьерно-выставочный центр «МÖБЕЛЬБУРГ» в Красносельском районе. В дальнейшем рынок ждет открытие МФК HOLLYWOOD – первого за последние годы настолько крупного объекта, который совместит развлекательную, культурно-образовательную и торговую составляющие. Создание подобных мультиформатных моллов – это мировой тренд, и Петербург нуждается именно в таких современных объектах.
Востребованный стрит-ритейл
Рынок стрит-ритейла Петербурга тоже продолжает восстанавливаться, причем впечатляющими темпами: за 12 месяцев вакансия в пяти основных торговых коридорах города снизилась почти в два раза – с 10,2% в первом квартале 2022 года до 5,6% в первом квартале 2023 года. Освобожденные помещения в центре Петербурга активнее всего занимают российские бренды – 2MOOD, «Эконика», Gloria Jeans, Pompa, GRIOL и другие. Почти в три раза сократилось число временно закрытых магазинов зарубежных брендов: год назад их было 27, а теперь осталось только семь – Prada, Zara, Brunello Cucinelli, Dior/Bvlgari, Louis Vuitton, Fendi, Chanel.
На фоне освобождения качественных (и, соответственно, дорогих) площадей иностранными брендами, повышения спроса со стороны российских ритейлеров на лучшие места и, как следствие, сокращения экспозиции подросла и средняя запрашиваемая ставка. Этот показатель за год увеличился на большинстве основных торговых улиц, а наиболее заметный рост – на 15–20% – произошел на Старо-Невском проспекте и Большом проспекте П.С.
Положительная динамика в стрит-ритейле в начале 2023 года позволяет нам прогнозировать дальнейшее снижение вакансии в торговых объектах. Если в прошлом году операторы проявляли осторожность, сейчас у многих – оптимистичные планы на расширение присутствия в регионах. У нас есть все основания рассчитывать не только на скорое открытие магазинов под уже известными вывесками, но и на новые имена на петербургском рынке – как российские, так и из дружественных стран.