НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

4 мая, 06:25

Максим Турта: «Пригородные проекты по наполнению не должны уступать городским»

5 июля 2023 в 08:25

Есть ли смысл заниматься развитием периферийных локаций, если в городской черте еще есть свободные земли, хотя их и немного? И чем пригородные проекты могут выгодно отличаться от жилых комплексов в обжитых районах? Об этом рассуждает руководитель департамента продаж Группы Аквилон Максим Турта.

Максим Турта
Турта Максим
руководитель департамента продаж в Петербурге,
Группа Аквилон

Реализуя проекты на периферии, мы развиваем географию жилищного строительства. А для застройщика расширение ассортимента всегда имеет смысл.

У каждого человека есть, естественно, некая привязка к месту, где он вырос, учился или работал. Можно сказать, что для него ближайший пригород – это соседний район, который ему понятен и в который он легко может переехать.

Участки в Ленобласти несколько дешевле, что позволяет создать иное, нежели в Петербурге, предложение. То есть обеспечить более низкую цену квадратного метра при сопоставимом уровне продукта либо при равной стоимости создать более интересный продукт, чем в тех же спальных районах города. 

Если говорить о наполнении пригородных проектов, то мы в своих комплексах стараемся создавать комплексную инфраструктуру. Например, обязательно наличие встроенных коммерческих помещений на первых этажах. Это, во-первых, обеспечит жильцов всем необходимым в пешей доступности, а во-вторых, создаст дополнительные рабочие места. Продуманные дворовые пространства с зонированием для разных возрастных групп позволят жителям чувствовать себя комфортно, без необходимости ехать на прогулку в соседний парк.

Однако эти требования актуальны для любого крупного проекта. В рамках наших проектов кардинальных отличий между жилыми комплексами в Петербурге или за его пределами нет. Наши внутренние стандарты равнозначны для любых районов.

Что касается высотности, в Ленобласти есть ограничение в 12 этажей. Превысить его можно, но это непростой путь. Власти дадут такое разрешение, если девелопер возьмет на себя дополнительные обязательства, например, поможет с достройкой проблемного объекта. Или надо доказать, что некая доминанта важна в конкретном месте. Девелопмент – это бизнес, и любая возможность увеличения продаваемой площади всегда будет интересовать застройщика. Добавление одного-двух этажей влияет на экономику проекта и в итоге может снизить стоимость метра для конечного покупателя. 

А это, в свою очередь, дает конкурентное преимущество девелоперу. Однако с точки зрения комфортности проживания мало- и среднеэтажные дома более предпочтительны.

Дополнительные инфраструктурные объекты, например, коливинги или коворкинги, пока являются скорее имиджевой, а не экономически обоснованной составляющей проектов, поскольку реальный спрос на такие услуги еще неочевиден. Здесь многое зависит от концепции самого проекта. Если он рассчитан на молодое поколение, которому важна возможность дистанционной работы или учебы, такие объекты могут пользоваться спросом. А если комплекс ориентирован на семейных жителей с детьми, и все наполнение проекта, включая дворовые пространства, формируется исходя из их предпочтений, коворкинг, пожалуй, не будет особо востребован. Точнее, в масштабном проекте он найдет своего потребителя, но экономическая эффективность такого функционала под вопросом.

Несмотря на то, что застройщики обеспечивают полноценную инфраструктуру в жилых комплексах, говорить о полной автономности проектов за чертой города нельзя. Разве что это должен быть очень большой проект. С полным социальным покрытием, включая медицинские центры, школы, сады, а также зоны общественного питания, крупные досуговые и развлекательные объекты, такие как кинотеатр и торговые галереи. Для автономности нужно гораздо больше различной инфраструктуры, которую мы не привыкли видеть даже в самых масштабных жилых комплексах. Такие примеры есть в России, но их крайне мало, и речь идет об освоении особо крупных территорий, инвестициях другого масштаба и очень продолжительной стройке.

Поскольку земля в удаленных локациях дешевле, то за счет наполнения проекта различными бытовыми объектами, архитектурными и инженерными решениями можно завоевать клиента. Мы придерживаемся подхода, при котором продукт должен быть качественным и современным независимо от локации. Неправильно было бы откатываться в прошлое даже в непростой рыночной ситуации. Нужно обеспечивать уже привычную для потребителей комфортную среду.

Некоторые эксперты утверждают, что нынешняя конъюнктура приведет к упрощению проектов. Конечно, можно упростить оснащение двора и архитектуру, применить устаревшие инженерные решения, отказаться от больших окон, установив те, что соответствуют минимальным нормам инсоляции. Но будет ли такой проект интересен покупателю? Это большой вопрос. С учетом сниженного спроса и высокой конкуренции все эти аспекты, напротив, выходят на первый план. На наш взгляд, ближайшее будущее за комфорт-классом и за качественным наполнением проектов, когда люди за ту же цену получают чуть больше.

Поэтому в новом проекте в Янино мы не будем отказываться от систем «умный дом», тщательно работаем с архитектурной составляющей, дома будут иметь энергоэффективность класса «А», что позволит минимизировать теплопотери и экономить на платежах. Будем делать увеличенные окна и клапаны вентиляции. В общем все, что предусмотрено в городских проектах, в соответствии с внутренними стандартами компании. Это не только имиджевая составляющая, но и конкурентное преимущество.