НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

22 ноября, 08:54

Инвесторов хотят освободить от сложных согласований с госорганами по охране памятников

25 июля 2023 в 14:11

Минстрой представил ряд поправок в действующий Градостроительный кодекс РФ, нацеленных на упрощение процедур строительства на территориях исторических поселений и архитектурных памятников.

Фото: NSP.RU

Соответствующее предложение в рамках законопроекта появилось на федеральном портале проектов нормативных актов. Поправки уже вызвали оживленную дискуссию среди экспертов.

Суть их направлена на то, чтобы освободить инвесторов от сложного и многоэтапного согласования проектов, например, с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга (КГИОП) или Министерством культуры. Вместо этого для начала строительства или сноса им будет необходимо пройти общестроительную экспертизу и получить соответствующее разрешение.

Согласование потребуется лишь для работ, напрямую затрагивающих сам объект охраны. Важным изменением может стать отмена государственного надзора за работами, связанными с объектами культурного наследия.

Кроме того, изменения в законодательстве исключат контроль чиновников за процессом приспособления территорий памятников и сделают согласование работ на территории исторических поселений ненужными.

Авторы законопроекта аргументируют свою позицию тем, что существующие требования к проектированию в зонах памятников мешают развитию строительной сферы. Поправки же направлены на ускорение инвестиционно-строительных процессов.

Предложение Минстроя находится на этапе антикоррупционной проверки и обсуждения. Если Госдума все же примет поправки, то обновленное законодательство может вступить в силу уже с 1 марта 2024-го.

Мнение эксперта  

Антонина Елисеева, координатор движения «Живой город»:

– Если говорить о реставрации памятников, чем меньше будет отдано на откуп субъективного согласования, чем больше конкретных условий будет прописано в законе, тем лучше. Бывают случаи, когда дореволюционный дом могут признать бараком, что дает возможность согласовать любые виды работ. В законодательстве должно быть точно прописано, что можно, а что нельзя: размеры, материалы и т. д. Необходимо привести все к единой форме согласований с исчерпывающими требованиями, зафиксированными в законе. 

А в отношении нового строительства в исторических местах требования необходимо, наоборот, ужесточать. Местные власти чаще всего рассматривают памятники как обузу, упрощать процедуру согласования здесь нельзя ни в коем случае. Можно привести в пример Новую Ладогу с маленьким историческим центром. Закон об исторических поселениях вступил в силу недавно, но в центре Новой Ладоги построили два новых здания, а десятки памятников и исторических зданий остались в аварийном состоянии. Мы сейчас выясняем, как такое могло произойти и было ли вообще согласование. 

Или, например, застройщики приносят в КГИОП Петербурга документы из Росреестра, что дом – «советский». Однако зачастую, если провести работу в архивах, можно выяснить, что объект имеет более длительную историю. Но такими проверками никто из чиновников не занимается. С такими случаями мы сталкиваемся постоянно.