Инвесторов хотят освободить от сложных согласований с госорганами по охране памятников
Минстрой представил ряд поправок в действующий Градостроительный кодекс РФ, нацеленных на упрощение процедур строительства на территориях исторических поселений и архитектурных памятников.
Соответствующее предложение в рамках законопроекта появилось на федеральном портале проектов нормативных актов. Поправки уже вызвали оживленную дискуссию среди экспертов.
Суть их направлена на то, чтобы освободить инвесторов от сложного и многоэтапного согласования проектов, например, с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников Петербурга (КГИОП) или Министерством культуры. Вместо этого для начала строительства или сноса им будет необходимо пройти общестроительную экспертизу и получить соответствующее разрешение.
Согласование потребуется лишь для работ, напрямую затрагивающих сам объект охраны. Важным изменением может стать отмена государственного надзора за работами, связанными с объектами культурного наследия.
Кроме того, изменения в законодательстве исключат контроль чиновников за процессом приспособления территорий памятников и сделают согласование работ на территории исторических поселений ненужными.
Авторы законопроекта аргументируют свою позицию тем, что существующие требования к проектированию в зонах памятников мешают развитию строительной сферы. Поправки же направлены на ускорение инвестиционно-строительных процессов.
Предложение Минстроя находится на этапе антикоррупционной проверки и обсуждения. Если Госдума все же примет поправки, то обновленное законодательство может вступить в силу уже с 1 марта 2024-го.
Мнение эксперта
Антонина Елисеева, координатор движения «Живой город»:
– Если говорить о реставрации памятников, чем меньше будет отдано на откуп субъективного согласования, чем больше конкретных условий будет прописано в законе, тем лучше. Бывают случаи, когда дореволюционный дом могут признать бараком, что дает возможность согласовать любые виды работ. В законодательстве должно быть точно прописано, что можно, а что нельзя: размеры, материалы и т. д. Необходимо привести все к единой форме согласований с исчерпывающими требованиями, зафиксированными в законе.
А в отношении нового строительства в исторических местах требования необходимо, наоборот, ужесточать. Местные власти чаще всего рассматривают памятники как обузу, упрощать процедуру согласования здесь нельзя ни в коем случае. Можно привести в пример Новую Ладогу с маленьким историческим центром. Закон об исторических поселениях вступил в силу недавно, но в центре Новой Ладоги построили два новых здания, а десятки памятников и исторических зданий остались в аварийном состоянии. Мы сейчас выясняем, как такое могло произойти и было ли вообще согласование.
Или, например, застройщики приносят в КГИОП Петербурга документы из Росреестра, что дом – «советский». Однако зачастую, если провести работу в архивах, можно выяснить, что объект имеет более длительную историю. Но такими проверками никто из чиновников не занимается. С такими случаями мы сталкиваемся постоянно.