Что нужно предпринять на уровне государства и бизнеса, чтобы системообразующая роль строительного комплекса сохранилась?
Строительство, как известно, один из главных локомотивов экономики, обеспечивающий заказами и рабочими местами несколько смежных отраслей.
Накануне профессионального праздника мы расспросили ньюсмейкеров о том, что нужно предпринять на уровне государства и бизнеса, чтобы в нынешние непростые времена системообразующая роль строительного комплекса сохранилась?
И на что прежде всего сделать ставку в развитии, чтобы сохранить устойчивость компании? Открываются ли в вашем бизнесе новые «окна возможностей» и с чем они связаны?
Какие проекты выходят на первый план, а какие станут заделом на будущее?
И если абстрагироваться от текущей повестки, каков, на ваш взгляд, главный компонент любой успешной стройки?
Может, вам известен особый секрет или ритуал?
Леонид Кваснюк, генеральный директор СК «ЛенРусСтрой»:
— Строительство всегда было и остается сейчас одной из основных отраслей экономики. Мы, может быть, и не первые, но точно не вторые! Мы – как клей, который все скрепляет: даем работу не только своим сотрудникам, но и другим индустриям, подрядчикам, партнерам, машиностроительным предприятиям, производителям строительных материалов, инновационным отраслям и даже финансовому сектору, они для нас выдают проектное финансирование и ипотеку. Короче, мы не первые, но главные!
Геннадий Щербина, президент Группы «Эталон»:
— Строительная отрасль двигает экономику, создает рабочие места, развивает города. На один рубль, вложенный в строительство, приходится 5–7 рублей инвестиций в смежные сферы. Строительство жилого квартала дает импульс развитию соседних территорий. Создается социальная и коммерческая инфраструктура, приходит бизнес, на глазах идет процесс развития территорий и преображение городов. Стройкомплекс работает уверенно, как часы. Для сохранения этой практики необходим непрерывный диалог государства и бизнеса. Сегодня с уверенностью можно сказать, что этот диалог выстроен.
В сложившейся ситуации мы выбрали для себя два направления: цифровизация всех бизнес-процессов и диверсификация портфеля проектов не только по классам, масштабу, но и по регионам. Сегодня в дополнение к трем ключевым регионам присутствия – Петербургу, Москве и Московской области – мы строим и продаем недвижимость в Омске, Тюмени, Казани, Екатеринбурге и Новосибирской области. Региональные продажи показывают положительную динамику с момента выхода компании на региональные рынки. К концу прошлого года, менее чем через год после активного запуска региональных проектов, их доля в структуре продаж составила 34% в квадратных метрах и 21% в денежном выражении.
Второй вектор развития – цифровизация – повышает эффективность строительства, сокращает трудозатраты.
К примеру, информационная модель ТИМ позволяет значительно (до 40%) снижать сроки подготовки технической документации, а с помощью искусственного интеллекта мы можем провести предварительную оценку участков за несколько часов, тогда как раньше специалисты тратили на это до двух недель. Поэтому развитие собственной технологической платформы для нас является одной из важнейших задач.
Главный компонент успешной стройки – это прежде всего люди, команда, которая эту стройку организовывает и сопровождает. Сегодня в строительстве ощущается кадровый дефицит, поэтому в партнерстве с профильными вузами «Эталон» разрабатывает программы и мероприятия для студентов по направлениям подготовки востребованных в отрасли специалистов. Профессиональная, слаженная команда девелопера способна решать самые нетривиальные задачи, браться за сложные проекты, находить нестандартные решения, прогнозировать ситуацию и быстро реагировать на происходящие изменения. Поэтому секрет довольно прост: формируй профессиональную команду, инвестируй в нее, пополняй ценными кадрами, передавай им накопленный опыт, и ни одна стройка не остановится.
Александр Брега, генеральный директор корпорации «Мегалит»:
— Чтобы сохранить и усилить взаимное развитие, государство и строительный бизнес должны слышать друг друга. Например, перед принятием важных решений необходимо совместно обсуждать их последствия. Друг без друга мы не выживем, поэтому сейчас крайне важен диалог.
Казалось бы, для устойчивого развития компании надо просто выбирать высокомаржинальные проекты – но это не так. Рынок знает примеры, когда высокодоходные объекты не уберегали застройщика от банкротства, а низкомаржинальные оказывались устойчивыми и долгоиграющими. Необходима золотая середина, а сам проект должен быть нужным для людей, создавать новое качество жизни, улучшать окружающую среду. Тогда он будет импульсом к развитию и застройщика, и всего района, в котором он работает. «Окно возможности» в девелоперском бизнесе открывается, когда застройщик реализовывает идею, увлекательную для него самого, интересную для потребителя и полезную для города. Такие проекты должны быть и на первом, и на втором плане, независимо от кризисов.
Задел на будущее я вижу в капиталоемких проектах с медленной отдачей, в которых продажи зависят от степени реализации. Это, прежде всего, большие загородные коттеджные поселки, малоэтажные кварталы. Они могут быть очень привлекательны для потребителя, однако для девелопера пока крайне дороги, с неизвестным сроком возврата инвестиций, что и тормозит выход подобных ЖК на рынок.
По поводу ритуалов: однажды мы провели эксперимент. При запуске очередного объекта под каждый корпус при заливке бетона положили по 1 серебряному рублю: 4 корпуса – 4 рубля. Может, старинная примета сработала – получился красивый жилой комплекс, распродали все квартиры до ввода. Однако, несмотря на тот успешный опыт, больше рубли в фундамент не закладываем – тратим на благотворительность.
Мария Орлова, директор по продажам ГК «А101» в Петербурге:
— Основной драйвер продаж недвижимости, особенно в сегменте комфорт-класса –ипотека. Сегодня на рынке почти 90% всех продаж занимают именно ипотечные сделки. Поэтому самое главное для государства и бизнеса – при помощи различных инструментов оставлять условия ипотеки как можно более доступными. По нашему мнению, оптимальная «рабочая» ставка для полноценного развития отрасли составляет 4–5%. Стоит также сделать акцент на расширении адресных программ. Сниженную ставку можно предлагать не только айтишникам, но и сотрудникам бюджетных, государственных и оборонных предприятий; совместно с госпредприятиями, профильными министерствами и частными организациями развивать внутрикорпоративные программы улучшения региональной ротации персонала, повышения доступности первичного жилья.
Для сохранения устойчивости девелоперов необходимо продолжать цифровизацию. Мы уже достаточно продвинулись в этом направлении, но нельзя останавливаться. Девелоперы должны полностью оцифровывать все бизнес-процессы: от стройки до продаж. Именно цифровизация помогает выстроить единый и контролируемый процесс, который всегда можно быстро перенастроить и улучшить.
Для ГК «А101» «окно возможностей» – это выход в петербургскую агломерацию. Мы впервые выводим за пределы «материнского» рынка наш продукт – проекты КОТ с акцентом на комфортную городскую среду и создание большого количества рабочих мест. В качестве продукта мы уверены, на его формирование ушло значительное время, он продолжает совершенствоваться, и его уже активно оценили покупатели в Москве: ГК «А101» входит в топ-3 столичных девелоперов.
Районы ГК «А101» отличает единая архитектурная концепция с различной высотностью. До 40% общей площади районов мы отводим на озеленение, благоустройство и общественные пространства. Кстати, функцию общественных пространств в наших районах играют даже школы, инфраструктуру которых используют не только дети, но и их родители, а также просто жители соседних домов. Благодаря сочетанию выразительной архитектуры и технического наполнения, которое делает обучение интересным, наши школы уже получили всероссийское признание: их элементы приняты в качестве стандартов на федеральном и московском уровнях. А дети хотят проводить в них время даже в выходные.
Стоит отметить, что выход на новый рынок помогает нам совершенствоваться и дает стимул для улучшения продукта. Многие продуктовые «фишки» родились именно здесь. Например, решение о создании на первых этажах квартир с патио. Мы начали предлагать такой продукт в Ленобласти и планируем транслировать эту идею и на московском рынке.
Эдуард Тиктинский,
президент Группы RBI:
— Системообразующая роль строительной отрасли сохранится в
любом случае – это одна из отраслей экономики с максимальным мультипликативным
эффектом. Именно поэтому сегодня, в ситуации, когда себестоимость строительства
превышает платежеспособный спрос, важна дальнейшая государственная поддержка
строительного комплекса. И конечно, для бизнеса важно находить ресурсы для развития и
собственными силами, совершенствовать продукты и сервисы, внедрять передовые
технологии. В последнее время все больше говорят об искусственном интеллекте – это
одно из направлений, которое мы пристально изучаем.
А «ритуал» для успешной работы, будь то строительство или
девелоперская деятельность, не такой уж секретный. Важно получать удовольствие от того,
что делаешь, находить для себя новые вызовы и ставить амбициозные цели. Это то, что
всегда лежало в основе подхода RBI. Мы всегда стремились привлекать к нашим
проектам лучших профессионалов рынка: архитекторов и инженеров, маркетологов
и строителей…
Вкладывались в развитие людей и команды, ловили и продолжаем
ловить кайф от совместной работы, старались и стараемся делать то, чего ещё
никто не делал. «Человеческий капитал» – это и сегодняшнее «окно
возможностей», и главная ставка в развитии.
Ольга Пономарева, директор по развитию АО «АБЗ-1»:
— Устойчивость любого бизнеса обеспечивается, когда мы предупреждены и заблаговременно защищены от влияния внешних обстоятельств. Речь не только о финансовой подушке безопасности. На перспективы развития компании могут повлиять факторы, которых нет на поверхности. В сфере дорожного строительства, например, таким фактором все чаще становится кадровый вопрос. Мы входим в период демографической ямы, которая образовалась в конце «девяностых» и начале «нулевых» годов. Низкий престиж дорожных рабочих профессий, низкая автоматизация уже не косвенно, а напрямую влияют на обеспечение кадрами наших предприятий. Проблема обсуждается на государственном уровне, с непосредственным участием бизнеса, работающего «в полях».
В феврале 2023 года утверждена Концепция развития дорожного образования до 2035 года. Документ подготовлен с участием учебных заведений и дорожно-строительных компаний. Мои коллеги тоже участвовали в его подготовке. Нас слышат! Для меня это яркий пример качественного партнерства бизнеса и государства.
На уровне ГК «АБЗ-1» мы укрепляем сотрудничество с вузами и колледжами, разрабатываем собственные учебные программы для сотрудников, внедряем систему наставничества, продвигаем бренд работодателя, повышаем эффективность за счет автоматизации и цифровизации, работаем со СМИ в рамках повышения имиджа отрасли для молодых людей, стоящих перед выбором будущей специальности.
Возможности нужно искать всегда, вне зависимости от уровня стабильности в стране и мире. Мы раньше многих разрабатывали, испытывали, внедряли самые современные материалы и процессы. Уверена, что работа нашего научно-исследовательского центра формирует задел на будущее.
Если конкретнее: благодаря нашим разработкам и уходу европейских брендов с российского рынка мы стали в некотором роде монополистами. Например, в поставках прозрачного полимерного вяжущего B2color для производства цветного асфальтобетона. Ранее нам составляли конкуренцию голландцы и итальянцы. Сейчас мы обеспечиваем этим материалом российские регионы. На подходе еще один импортозамещающий продукт.
Один из самых значимых факторов успеха любого проекта – профессиональная команда. Мы все хотим жить в комфортных домах, ходить по красивым дорожкам, ездить по качественному асфальту. Это – про нашу социальную удовлетворенность. А вот подбор, развитие и мотивация команды – это индивидуальный секрет каждой строительной компании, дорожной в том числе.
Александр Кравцов, управляющий партнер Fizika Development:
— Строительный комплекс останется одним из локомотивов экономики по многим причинам, несмотря ни на что. Во-первых, потребность в жилье и качественной недвижимости будет у людей во все времена. Во-вторых, строительная отрасль – одна из основ экономики любого государства. Самим же компаниям необходимо подстраиваться под происходящие изменения, всегда держать руку на пульсе, уметь предвидеть, в какую сторону качнется рынок, и быстро пересматривать стратегию развития и роста. Только в этом случае можно достичь успеха. И для этого вовсе не обязательно быть строительным гигантом – порой большие шторма легче переносят маленькие корабли.
Многие участники рынка сегодня пополняют земельный банк и приобретают наследие ушедших из России застройщиков как задел на будущее. Однако для каждой строительной компании на первом плане стоят уже начатые проекты. Мы не исключение.
Борис Мошенский, генеральный директор компании Maris:
— Строительная отрасль является драйвером российской экономики уже много лет. За это время она несколько раз подвергалась сильным испытаниям, но всякий раз с достоинством и наименьшими потерями преодолевала сложности. На мой взгляд, сейчас желательно, чтобы государство как можно меньше что-либо «предпринимало» в отрасли. Нужно дать возможность бизнесу просто работать и не вмешиваться. У нас за 30 лет сформировалось прекрасное профессиональное сообщество, которое умеет справляться почти с любыми сложностями, искать выход почти из любых ситуаций и находить «окна возможностей». Это необходимо ценить.
Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
— В девелопменте устойчивость гарантируется финансовой состоятельностью, земельным банком и наличием у строительной компании своего продукта. На эти три составляющие и делается ставка. Все остальное – это усилия, направленные на улучшение позиций по одному из этих трех пунктов. Каждый из них необходим, но сам по себе недостаточен.
Государственному регулированию сейчас не хватает обратной связи по утверждаемым правилам. Пока мы чаще имеем дело с односторонними решениями, под которые нужно подстраиваться. Подстроиться можно под что угодно, но долгосрочные последствия тех или иных решений очень часто могут оценить только те, кто непосредственно работает в отрасли.
Ключевое пересечение находится в плоскости ипотеки. Государству необходимо обеспечивать доступность ипотечных кредитов для населения. Девелоперский бизнес всегда предоставит варианты улучшения жилищных условий. Но доступность денег на эти цели – важная государственная прерогатива.
Любой бизнес, по сути своей, и есть набор «окон возможностей». Например, несколько лет назад мы увидели огромный потенциал апарт-отелей. И сегодня можем констатировать, что в Петербурге это почти идеально работающий рынок: он предоставляет арендные возможности людям и приносит неплохой доход инвесторам. И даже гарантированный доход – попробуйте, найдите такое в других сферах инвестирования. Сейчас одним из направлений возможностей является строительство малоэтажных кварталов, в том числе на юге Петербурга.
С точки зрения сугубо строительства, компоненты успеха очень простые – финансирование и логистика. Ритуалы и приметы здесь, подозреваю, не сильно помогут.
Геннадий Киркин, президент группы компаний "ИРБИС":
— Я считаю, что со стороны государства нужно сохранить и усилить поддержку всем строительным отраслям. Это касается не только гражданского строительства.
А для развития жилищного строительства крайне важно, чтобы у граждан была возможность приобретать квартиры. И не только за счет мер господдержки: люди должны иметь возможность зарабатывать деньги, чтобы вкладывать их в покупку недвижимости и ее обслуживание.
Также необходимо повысить престиж и качество образования. Сейчас во всей России нехватка кадров в разных отраслях. Благодаря улучшению качества высшего образования государство может создать мощный пласт грамотных, современных инженерно-технических работников в строительстве. А для усиления среднего технического звена стоит создать систему подготовки и усовершенствовать систему среднего профессионального образования, как это было в советское время.
Не менее важны решения, связанные с обновлением и созданием инфраструктуры. Это направление должно сохраниться на достаточно серьезном уровне. Необходимо, чтобы строились дороги, менялись сети, обновлялись производства.
Кроме того, для развития бизнеса самое главное – здоровая атмосфера внутри компании. Важно, чтобы она работала не как группа специалистов, а как единая команда, где царит атмосфера взаимодействия и поддержки, где каждый стремится достичь общих целей. Все это является немаловажным фактором, который помогает развивать строительство в современных условиях.
Игорь Глушков, генеральный директор компании «МИ2»:
— Строительство всегда было важной для государства отраслью, как в плане объема налоговых поступлений, так и по количеству смежных отраслей. Последние годы происходит актуализация и ужесточение нормативной базы, повышается роль банковского сектора в строительстве.
На наш взгляд, самое главное для отрасли – хорошая репутация бизнеса на уровне государства, а также понятные правила игры.
Устойчивое развитие в первую очередь основано на стандартизации процессов. Цикл строительства всегда был довольно долгим. И важно, чтобы руководители компании понимали: те параметры, с которыми компания заходит в проект, сохранятся на протяжении всего производственного цикла.
Одно из ключевых направлений – импортозамещение. Но из-за того, что любое производство материалов, как правило, основано на импортном оборудовании либо на химических добавках из Европы или Китая, размер затрат нестабилен. И в конечном итоге становится дополнительным фактором роста стоимости проекта.
Серьезная проблема – квалифицированные кадры. Система училищ была фактически разрушена, и за несколько лет ее не восстановить.
Елена Соловьева, директор по продажам «СЗ Про-Сервис» (девелопер апарт-отеля Alba del Mare):
— Если рассматривать последние кризисы, происходившие на строительном рынке с 2008 года, то мы видим, что правительство всегда стремилось помочь застройщикам. В какие-то моменты помощи было больше, в какие-то меньше. Однако все компании, которые прошли турбулентные моменты, стали гораздо сильнее. Применялись программы льготной ипотеки, субсидирование процентных ставок для самих застройщиков, упрощение ряда процедур в строительстве и получении документации и так далее.
Последние полтора года не исключение, однако многое зависит не столько от господдержки, сколько от настроения покупателей. Чтобы вкладываться в квартиры и апартаменты, особенно в курортную недвижимость, они должны иметь понятный и прозрачный горизонт планирования для жизни и возврата инвестиций.
В текущей ситуации в нашей нише «окна возможностей» открываются, в первую очередь, для тех, кто может приобретать курортную недвижимость у черноморского побережья по самым выгодным за последние годы ценам. Любые конфликты заканчиваются миром, и после того, как мир наступит, стоимость апартаментов в Крыму может вырасти более чем на 100%.
Для успешной стройки в современных условиях важны два компонента: своевременное финансирование и профессионализм сотрудников. Только с профессиональной командой можно преодолеть любые трудности, будь они связаны с продажами, проектированием или строительно-монтажными работами. В нашем случае проектное финансирование банка обеспечивает стройку деньгами, а команда проекта успешно выполняет свою часть работы. Это видно по опережающим темпам строительства и планируемой досрочной сдаче объекта.
Елена Федорова, управляющий партнер ГК «Глобал ЭМ»:
— С началом СВО государство предприняло ряд необходимых мер для поддержания экономики, в том числе строительной отрасли. Одной из таких мер стала практика оптимизации сроков согласования проектов. Все игроки рынка давно ждали подобного решения и приняли его позитивно. Надеюсь, что государство продолжит работу в этом направлении с тем, чтобы строительный комплекс сохранил свою системообразующую роль в текущей ситуации. Наша компания была основана в кризисный 2012 год, и с тех пор успела преодолеть еще несколько серьезных рыночных вызовов, так что нынешнюю сложную ситуацию, связанную с санкционной политикой Запада, мы проходим в штатном режиме. Доделываем текущие проекты, начинаем новые. В планах – развитие собственных девелоперских проектов.
Сегодня основным трендом на рынке остается жилая недвижимость во всем ее разнообразии. Даже рынок элитной недвижимости после прошлогоднего отката стал возвращать свои позиции.
Возможно, новым драйвером станет промышленное строительство. В любом случае, успех стройки по-прежнему базируется на двух китах: стабильном финансировании и грамотном управлении.
Алексей Дмитриев, генеральный директор «О2 Групп»:
— Государство, безусловно, определяет магистральные пути развития строительной отрасли. Этому сегменту экономики априори придается системообразующее значение. С 2014 года были введены практические действенные меры государственной поддержки застройщиков. Позднее появились программы субсидирования ипотечных ставок и другие варианты содействия. Для компании «О2 Групп» как активного участника строительного рынка принципиально, что это понятные инструменты со стандартными схемами получения необходимых согласований и разрешений.
Для сохранения устойчивости бизнеса компания должна правильно выстраивать и развивать надежные партнерские взаимоотношения с подрядными компаниями, проектными организациями, банками. Важно формировать «бесшовную среду» в отношениях с партнерами, чтобы они могли так же оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, как это вынуждены делать сами застройщики.
Не изобрету велосипед, если скажу, что успешность любой стройки определяет верно разработанная стратегия и правильный выбор продукта. Наверное, это звучит консервативно. Но строительство – консервативный бизнес, и чем меньше рискованных ходов делает застройщик, тем лучше. С другой стороны, мы сейчас наблюдаем глобальные перемены в структуре спроса и предложения на рынке жилья. Это ведет к изменениям в текущей расстановке сил. На такие перемены мы смотрим в первую очередь как на новые возможности для нашей компании.
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и Партнеры»:
— Строительная отрасль долгое время находится в уникальной ситуации: длительные сроки реализации строительных проектов, комплексность процедур для завершения строительства, большие объемы инвестиций – все это требует «консервативного» подхода, а постоянное изменение законодательства, изменение доступности строительных материалов, прямо противоположные решения властей о направлениях развития отрасли требуют чрезвычайной гибкости мышления, быстрой реакции, готовности к нестандартным решениям. В общем, как в старом анекдоте – строителям надо быть «и умными, и красивыми» одновременно.
Баланс между здоровым консерватизмом/стабильностью и гибкостью в управленческих и бизнес-решениях – это и есть залог успеха для строительной компании. И именно это мы видим и по персоналиям на строительном рынке: даже в новых строительных или девелоперских компаниях, если присмотреться, мы обнаружим хорошо знакомые лица, которые набрались опыта у известных игроков рынка и теперь пробуют свои силы самостоятельно.
Основная ожидаемая помощь от государства – «не мешать». Любое стремление что-то дополнительно урегулировать должно просчитываться с точки зрения экономического эффекта, при этом такой эффект должен оцениваться не исключительно для бюджетов, но и для затрат самих компаний.
Строителям можно пожелать терпения, упорства и самое главное – умения получать от своей работы удовольствие. Успешным можно быть только в том, что тебе по-настоящему нравится.
Николай Антонов, партнер, генеральный директор УК «МТЛ. Управление недвижимостью»:
— Самое главное для государства – cоздать простые, понятные и единые для всех участников рынка правила игры. Для компании – диверсифицировать направления бизнеса, поставив во главе каждого опытных и квалифицированных лидеров. В ГК «БестЪ», частью которой является «МТЛ-Апарт», мы делаем ставку на карьерный рост сотрудников внутри компании, что обеспечивает максимальное знание и рынка, и структуры группы в целом, благодаря чему все направления работают максимально слаженно.
В 2023 году в портфеле «МТЛ-Апарт» появились три объекта комплексного строительства загородных кластеров, которые включают гостиничную недвижимость, апарт-отели, полноценные ресторанные и спа-комплексы, досуговые центры. Главный компонент успеха – команда.
Данил Орлов, руководитель ГК «Зерно»:
— Сегодня рынок недвижимости, безусловно, переживает период трансформации. В эпоху перемен крайне важно держать руку на пульсе, понимать тренды, минимизировать риски и, по возможности, оптимизировать бизнес-процессы в компании. Так можно не только удержаться на плаву, но и значительно преуспеть, увеличив продажи.
По опыту могу сказать, что проекты, которые мы делали еще несколько лет назад, разительно отличаются от сегодняшних. В настоящее время застройщики акцентируются на сценарном проектировании пространства, инфраструктуре, дизайне. Например, новые требования к архитектурно-градостроительному облику, которые для Ленинградской области будут обязательными с 1 сентября, в значительной мере способствуют ускорению этих процессов. Помимо экстерьеров, большое внимание уделяется повышению комфорта МОПов, тренд на увеличение продаж квартир «под ключ» уже очевиден для всех. Здесь важно понимать точки роста для бизнеса и те возможности, которые открывают эти тренды.
Для застройщика все более важной становится подача проекта, которая вызывает у потенциального покупателя WOW-эффект полного и абсолютно реалистичного погружения. Речь не только о возможности посетить будущую квартиру в любое время года, дня и ночи, изучить ЖК с любой стороны. Но и о возможности обустроить все внутри квартиры по собственному вкусу, сделав это из любой точки мира. Наша технология не только помогает увеличивать продажи и повышать лояльность потенциальных клиентов, но и открывает огромные возможности для взаимовыгодных коллабораций с другими бизнесами. Например, мебельным. Плюс, если говорить о согласовании того же АГО, это можно будет сделать c помощью интерактивной модели Unreal Estate еще на первом этапе ее создания.
Мы с нашей командой внедряем мировой опыт на отечественный рынок и уверены, что «окна возможностей» он открывает колоссальные.
Александр Орт, президент Группы компаний «ННЭ»:
— В целом, как отмечают участники рынка, спрос на недвижимость хоть и подвержен колебаниям, но всегда был достаточно стабилен. Тем не менее есть факторы, которые так или иначе оказывают на него влияние. Например, очередное ослабление курса отечественной валюты могло подтолкнуть некоторых инвесторов вложить рублевые накопления в актив, который по праву считается более стабильным, – в недвижимость.
Кроме того, свою роль сыграл и недостаток предложения в части вывода на рынок новых объектов, что неоднократно фиксировали консультанты.
Правда, аналитики одновременно отметили следующую тенденцию: интерес сместился в сторону объектов высокой стадии готовности или уже сданных в эксплуатацию. Это объясняется тем, что на фоне сложной геополитической ситуации горизонт планирования неизбежно сузился. Поскольку никто не может сегодня делать какие-либо прогнозы, потенциальные покупатели в первую очередь стараются приобрести в собственность практически готовое жилье. При этом главным инструментом покупки квартир сейчас являются программы рассрочки.
В связи с наметившимся перекосом между спросом и предложением было бы актуально уменьшить ставку кредитования застройщиков, сократить непомерное количество согласований при строительстве социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры, выполняемой «в нагрузку» при строительстве жилья.
Пользуясь случаем, хотел бы поздравить всех строителей с замечательным праздником. Пожелать достижения новых успехов в нашем благородном деле на благо любимого города. Виват, Санкт-Петербург!
Федор Туркин, председатель совета директоров холдинга «РСТИ»:
— Я считаю, что важным условием сохранения и развития отрасли является изменение государством подхода к финансированию. Нужны дешевые кредиты. Ключевая ставка – 2–4%, проектное финансирование – «ключ» плюс 2–3%, ипотека – 2–4%, стабильный и разумный курс рубля. Если будут созданы такие условия, строители выполнят и перевыполнят все поставленные руководством России задачи, страна расцветет.
Другой немаловажный момент – вопрос пространственного развития РФ. Не просто общие размышления и пожелания, а концепция с конкретными приоритетными направлениями. Строители должны понимать, где и когда государство планирует строить, что это будет, в каких объемах: объект социальной, транспортной или промышленной инфраструктуры, может быть, целый город. В последние годы большие чиновники говорят, что стране нужны новые города в Сибири, на Дальнем Востоке, на Севере. Но конкретной информации нет.
У каждой компании – свой путь, единых рецептов поиска возможностей не существует. В тяжелые времена особенно ценным навыком становится умение выживать, развивать свои сильные стороны и нивелировать слабые. Если говорить о строительной отрасли в целом, то, на мой взгляд, ее слабой стороной остается недостаточная цифровизация. Без нее не наводятся мосты в будущее. Цифровизация требует мощных ресурсов: финансов, времени, энергии людей. Взамен мы должны получить повышение производительности и качества труда, уменьшение потребности в низкоквалифицированном труде и т. д. Но при нынешней финансовой политике государства существенных изменений в этой области трудно ожидать.
Главное условие успеха любого предприятия, не только строительного, – любовь к своему делу. И осознание, что твой труд востребован, необходим людям. Тогда любые преграды нипочем.
Юрий Грудин, генеральный директор девелоперской компании Formula City, основатель апарт-отеля Well:
— В Петербурге большой выбор проектов и локаций, поэтому клиенты требовательны и разборчивы. Высокая конкуренция, с одной стороны, осложняет положение застройщика – нет права на ошибку. С другой – помогает поднять уровень, повышает планку и мотивирует на создание более качественного продукта.
Чтобы успешно реализовать проект, нужно точно определить свою аудиторию. Сегодня люди выбирают не метры, а образ жизни, поэтому важно все: концепция проекта, цифровизация, экологичность, благоустройство. Дома превращаются в многофункциональные комплексы с продуманной инфраструктурой, новыми возможностями, направленными на заботу о человеке. Девелопер, который сможет лучше воплотить ожидания целевой аудитории, не только получит хороший темп продаж, но и обеспечит востребованность следующих проектов.
Я делаю акцент именно на целевой аудитории, потому что на разных этапах жизни человек меняет требования к качеству и наполнению жилья. То, что нужно активным людям, которые не склонны к оседлому образу жизни, радикально отличается от потребностей семейных пар с детьми. Наш апарт-отель Well ориентирован как раз на мобильных творческих клиентов, бизнесменов и путешественников, которым привычна смена городов и локаций. Они выбирают место для жизни, ориентируясь на проект или событие, сообщество или время года.
Сергей Тарасов, руководитель отдела продаж Golden Age Group:
— Чтобы строительная отрасль сохранила системообразующую роль, государству необходимо продолжать поддержку ипотеки и субсидирование процентных ставок. Также важно упростить получение разрешительной документации для девелоперов. Бизнесу следует активнее внедрять новые технологии и материалы, чтобы оптимизировать затраты. Для компании Golden Age Group ключевым является сохранение квалифицированных кадров и постоянное повышение их квалификации. Мы также делаем ставку на внедрение инноваций и диверсификацию нашего портфеля проектов, в том числе – развитие загородных поселков.
Сегодня есть сложности с реализацией проектов элитной недвижимости. Но проекты реновации исторических зданий, такие как Project 6|3 на Петроградской стороне, сохраняют устойчивый спрос. Это связано с их локацией в центре города, где новое предложение ограничено. Мы видим большие перспективы в этом направлении.
Спросом по-прежнему пользуются загородные поселки с развитой инфраструктурой, где можно сочетать комфорт городской квартиры и близость к природе. Этот сегмент мы также продолжаем активно развивать.
Приоритетом станут небольшие проекты в исторических зданиях центра. А масштабное освоение новых территорий может рассматриваться только в долгосрочной перспективе.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж «Отделстрой»:
— В сложные времена всегда нужно стараться поддержать спрос на недвижимость. А поддержать его можно программами льготной ипотеки. Одновременно с этим нужно обеспечивать достаточное количество предложения. Для этого на рынок должны выводиться инженерно подготовленные участки под строительство в разных локациях – от «эконома» до бизнес-класса. То есть спрос и предложение должны быть сбалансированы. А когда рынок накачивается ипотечными деньгами, но при этом строить негде, это приводит к резкому вымыванию объема предложения и росту стоимости жилья.
Что касается секрета успешной стройки. Строительство – это как езда на велосипеде: нужно все время «крутить педали». Постоянно отслеживать и предугадывать тенденции, предпочтения покупателей, дорабатывать проект в соответствии с изменившимися реалиями, готовить новые схемы покупки под жизненные ситуации клиентов. Тем более что строительный цикл растянут по времени, и то, что было актуальным еще 1–2 года назад, может быть уже не востребованным. Если ты годами делаешь одно и то же «по старинке», это уже не вызывает отклика у покупателей. Жизнеспособны те компании, которые быстро адаптируются и умеют меняться.
Светлана Денисова, руководитель отдела продаж ГК «БФА-Девелопмент»:
— Основная проблема, стоящая перед жилищным строительством, заключается в низкой платежеспособности наших покупателей. У отрасли есть большой потенциал, у народа есть базовая потребность в жилье, есть и инструмент, который способен смягчить главную проблему, – ипотека. Но этот инструмент надо внимательно изучать, осмотрительно развивать, чтобы изменения условий ипотеки не превращались в угрозу рынку. Сложно принять, что действия регулятора могут нанести вред такой социально значимой отрасли, как наша. А вместе с тем ипотека объявляется чуть ли не пусковым механизмом инфляции в стране, причем никто не затрудняет себя обоснованием этого спорного тезиса. В общем, мы ждем от государства ответственной и предсказуемой политики поддержки отрасли, чтобы ненароком не остановить жилищное строительство.
Развитие компании теперь, как и всегда, зависит от способности понять, в чем состоят запросы покупателей. И нужно суметь разработать и построить такое жилье, которое максимально им соответствует. Быть всегда в поиске, не останавливаться на достигнутом, учиться и осваивать новое, много работать – это залог устойчивости и развития на нашем конкурентном рынке.
Дмитрий Макаров, коммерческий директор ГК «Полис»:
— Экстра-маржинальность девелопмента осталась в прошлом, сейчас мы вышли на стабильную финансовую модель со среднесрочной прогнозируемой доходностью. Но она, по понятным причинам, напрямую зависит от экономической стабильности в стране, в том числе от стабильности национальной валюты и роста реальных зарплат. Чувствительность к этим факторам не позволяет ставить перед бизнесом стратегические, долгосрочные цели на перспективу.
Соответственно, говорить о масштабировании бизнеса сложно, основная задача – сохранить текущие объемы. По расчетам экономистов, одно рабочее место в стройке дает восемь мест в смежных отраслях. Поэтому надо на государственном уровне принимать волевые решения касательно отрасли, делать более лояльными и гибкими ковенанты финансовых институтов, снижать бюрократические барьеры и упрощать административные процедуры. Инвестировать в обучение специалистов, поднимать престиж профессии, причем именно на стройке, где не хватает квалифицированных каменщиков, монолитчиков, электриков и др.
Ольга Мандрикова, руководитель направления ленд-девелопмента Maslov Group Development:
— Строительный комплекс, безусловно, один из столпов экономики, поскольку государству и обществу всегда, при любых обстоятельствах необходимы большие объемы жилья и общественных зданий, необходимо освоение и развитие территорий нашей огромной страны.
Мы работаем в сегменте, наиболее востребованном конечным потребителем: коттеджные поселки, индивидуальные жилые дома, апарт-отели, базы отдыха.
Для нас очень важно, чтобы государственные программы ипотечного кредитования, особенно льготные, сохранились в перспективе ближайших 5–10 лет, поскольку до 90% сделок с недвижимостью в нашей компании совершается с привлечением ипотеки.
Второй немаловажный фактор – государственная поддержка программ развития инфраструктуры малых населенных пунктов. Речь идет о программе догазификации, в которой заинтересованы девелоперы коттеджных поселков в Ленобласти. К примеру, наш строящийся поселок «Ламполово» находится всего в 5 км от газифицированного курорта «Игора», но при подаче заявки на догазификацию мы получили отказ.
Перспективы мы связываем с развитием таких востребованных направлений, как производство модульных домов, строительство рекреационных объектов: баз отдыха, загородных и городских апарт-отелей. Поэтому заинтересованы в приобретении или аренде земель, подходящих для туризма и отдыха. Ориентируемся преимущественно на Карельский перешеек. И надеемся на диалог с администрациями сельских поселений в Ленобласти, которые готовы поддержать наши инвестпроекты по созданию объектов местного туризма.
Юлия Акимова, проектный директор ГК «Альфа Фаберже»:
— В текущих реалиях на первый план выходят проекты с уже готовым пакетом разрешительной документации, так как риски и сроки по ее получению сейчас достаточно существенные. Поэтому при краткосрочном планировании мы ориентируемся на проекты с полученным разрешением на строительство. Если говорить о перспективе, то мы рассматриваем много вариантов: от премиальных направлений загородной недвижимости до эксклюзивных локаций новых центров притяжения Петербурга.
Главные компоненты успешного дела – позитивное и одновременно критическое мышление, визионерство, надежные и профессиональные партнеры, команда единомышленников. Ответственность за безопасность, комфорт и благополучие будущих жителей – обязательное условие. Если это заложено в умах строителей и девелоперов, успех гарантирован, и это, кстати, не секрет.
Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management:
— Чтобы роль строительного комплекса осталась системообразующей, результаты его деятельности должны, в первую очередь, стать финансово доступными для населения. Для этого нужно внедрить различные субсидии и льготы либо сохранить уже имеющиеся. Например, субсидированную ипотеку на жилье и на коммерческую недвижимость, т. е. на все типы массовых девелоперских продуктов. Необходимы льготы по налогам (НДС или налог на прибыль), льготные условия получения земель и проектного финансирования для девелоперов. Некоторые опции есть и сейчас, но они недоступны нам как строителям «коммерции». Я имею в виду субсидированную ипотеку на отели.
И, конечно, необходимо урегулировать на законодательном уровне НДС для застройщиков коммерческой недвижимости.
Очевидно, что в нынешней ситуации девелоперам нужно делать ставку на экономию, но не на бездумную. Нужно разумное расходование средств и такое же формирование себестоимости продукта. Нужно четко понимать, что и с какими целями покупают люди.
В нашем бизнесе есть «окна возможностей». Они связаны с масштабированием как в российских регионах, так и за пределами страны. «Окна» могут открываться для нас в двух направлениях: развитие собственных инвестиций экосиcтемы Becar (и нашего собственника), а также развитие проектов наших клиентов. Мы движемся в обоих направлениях, причем и в России, и за рубежом. Мы развиваем франшизу, сервисные проекты, микроливинг и современные отельные продукты.