Татьяна Бровкина: «Яркая архитектура социальных объектов может сделать квартиры видовыми»
Должны ли социальные объекты стать достопримечательностью кварталов новостроек? И почему девелоперы пока не превращают «социалку» в архитектурные шедевры? Об этом размышляет руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина.
– Изменилось ли качество архитектуры социальных объектов в последние годы?
– Внешняя эстетика новых школ, детских садов и поликлиник, безусловно, улучшилась. Но подход к их архитектуре в большинстве случаев остался унитарным. Похоже, застройщики еще не прошли все стадии принятия вмененных им обязательств по созданию «социалки». А ведь именно эти объекты вполне могут дать маркетинговое преимущество кварталам с семейными квартирами – и не просто из-за их наличия.
Эмиратские риелторы подметили, что квартиры в знаменитой башне «Бурдж-Халифа» продаются плохо, зато прекрасно уходят квартиры с видом на нее. В Петербурге тоже есть те, кто готов переплатить за вид на башню «Лахта-центра». Однако уникальных построек в любом городе единицы, а детский сад или школа есть в любом квартале.
На фоне спокойных, даже монотонных жилых кварталов социальные объекты уже визуально выделяются, поскольку это свободные от плотной застройки пространства. Почему бы не сделать их еще более привлекательными за счет архитектуры? У района появятся яркие акценты, улучшится его эмоциональная атмосфера, а обычные по сути квартиры превратятся в видовые.
К тому же эксперты считают архитектуру школ третьей составляющей воспитания, наряду с семьей и преподавателями. Она способна прививать хороший вкус и пробуждать чувство прекрасного с самого детства. Архитектура может даже подчеркивать тематическую направленность учебных заведений.
Для многих застройщиков главным все еще остается внутренняя планировка, обеспечивающая эргономику и комфорт в пределах квартиры. Однако за границами этих стен – целый мир. Сделать его эстетически привлекательным, выразительным и интригующим – не менее важная задача.
– Примеры интересных архитектурных решений есть?
– Много не назову. Очень нравится реализованный проект Хорошевской школы в Москве, над входом в которую так и написано «Хорошкола». Складывается впечатление, что застройщик использовал на фасадах все возможные варианты остекления и фибробетона: под дерево, под искусственный камень и т. д. Получилось интересно, и возникает желание увидеть внутренние решения.
Потрясающим архитектурным проектом можно назвать школу «Точка будущего» в Иркутске. Здания с ломаными линиями крыш, вписанные в окружность, с закрытым внутренним двором, спортплощадками и многоуровневыми классами. А ведь это просто бетон, стекло и металл.
Или подмосковная школа Wunderpark, к которой уже приклеились названия «Школа будущего» и «русский Хогвартс». Архитектура авангардная, смелая, футуристическая, но умело обыгранная с помощью все того же бетона и стекла, которые смягчает клинкерный кирпич. Главный принцип организации учебных помещений – «360° образовательного пространства». Здание школы делится на вытянутые блоки, сходящиеся в центре-атриуме, словно улицы в городе на центральной площади.
Есть довольно много интересных конкурсных проектов школ и детских садов, даже модульных фельдшерских пунктов с элементами классического деревянного зодчества, за реализацию которых пока никто не взялся.
– Каковы главные составляющие современных соцобъектов?
– Три базовых кита: безопасность (конструктивная надежность), функциональность (соответствие назначению) и внешняя эстетика. Плюс эргономика: грамотно организованное пространство, использование экологичных материалов и технологий сбережения, а также социальный контроль. Последний подразумевает хорошее освещение, отсутствие закрытых конструктивных элементов, которые могут быть использованы с криминальными целями. Мне бы очень хотелось, чтобы в этом списке внешнюю эстетику все же заменили новым трендом – достойной архитектурой.
Возможно, найти интересное решение для поликлиники сложнее, чем для объектов культуры или коммерции. Отпечаток на внешний облик изначально накладывает кабинетно-коридорная планировочная структура. А вот детские сады и школы дают настоящий простор для творчества, фасадные решения могут подчеркивать функционал: актовый и спортивный залы, классы, столовая и т. д. Или можно проследить историю района, найти какой-то интересный факт и обыграть его в архитектуре и благоустройстве в целом.
– Религиозные здания в новых жилых кварталах тоже должны соответствовать общей стилистике или же следовать традиционному канону?
– Современная архитектура очень отличается от классического понимания облика храма. Вряд ли у людей возникнет желание зайти в церковь, если она будет выглядеть минималистичным кубом, как и окружающие жилые постройки.
Зарубежные архитекторы находят новые формы культовых зданий, некоторые проекты уже получили мировое признание. Но для русского человека важнее историческая узнаваемость, которая еще до входа в здание задает правильное ощущение.
С другой стороны, и на Руси при строительстве храмов использовали самые передовые технологии и архитектурные формы. Позднее архитекторы старались вносить во внешнюю эстетику церквей модные архитектурные нотки – барокко, классицизм, модерн. Сейчас культовое проектирование ведется «по кальке», используются проверенные решения. Можно ли вписать в архитектуру храма современный минимализм? У нас был подобный опыт, мы создали проект экспозиционно-просветительского комплекса «Музей Библии». Он получился каким угодно: гармоничным, светлым, авангардным, минималистичным, даже брутальным, но только не каноническим.
– Над какими еще интересными проектами довелось поработать?
– В прошлом году мы получили диплом II степени в номинации «Лучший объект социального назначения» за проект поликлиники для взрослых и детей в ЖК «Юнтолово». Нам удалось гармонично объединить в одном здании взрослое и детское отделения. У них отдельные входные группы с удобной зоной ожидания, лифтовыми холлами и понятной системой навигации. Важный нюанс: разделение транспортных потоков вокруг здания, чтобы машины пациентов не мешали подъезду скорой помощи и наоборот.
Конечно, знаковый проект для нас – это храмовый комплекс на Гамбургской площади. Он создан в каноническом Псковско-Новгородском стиле, который характеризуется простотой и лаконичностью форм. Комплекс расположен в открытом сквере, и его стилистика удачно сочетается с особенностями территории, создавая облик «зеленого оазиса» и мягкого акцента на фоне визуально-нейтральных жилых массивов. Поэтому храм станет новой архитектурной доминантой района.
Мнения экспертов:
«Архитектура, функционал и стоимость объекта не взаимоисключающие понятия. И школы, и детские сады мы строим по индивидуальным проектам. Кроме того, любые сооружения не существуют в вакууме, обособленно от остальной инфраструктуры. Важно, чтобы вся территория комплекса представляла собой единый архитектурный ансамбль, органично вписанный в локацию и имеющий узнаваемый стиль.
В портфеле компании 20 возведенных соцобъектов, еще девять строятся. Я бы выделил школу на 1750 мест, которая возводится в ЖК «Северная долина». Здесь предусмотрены лингафонные и мультимедийные кабинеты, два актовых зала, два бассейна, шахматный, компьютерный классы, двухэтажный многофункциональный библиотечный центр с читальным залом. Спроектированы помещения для занятий гимнастикой и хореографией, фитнесом и аэробикой, два больших спортзала и зона с тренажерами»
«В наших проектах школ и детских садов мы стремимся использовать современные и проверенные решения, включая те, которые разрабатывает наше архитектурно-проектное бюро. Мы придерживаемся принципа простоты и лаконичности в оформлении фасадов, предпочитая приятные линии, формы и спокойные цветовые решения.
Несмотря на ограничения бюджета, инвестируем дополнительные средства в благоустройство территории, дизайн внутренних помещений, оформление классов и входных групп. Мы также делаем упор на закупку интересного учебного и игрового оборудования.
И, конечно, мы в полной мере используем наши наработки с других проектов, включая применение экологичных и природных материалов, энергоэффективных технологий, систем обеспечения комфортного микроклимата и пр.»
«Холдинг Setl Group ввел в эксплуатацию 63 объекта социальной инфраструктуры – общеобразовательных школ, детских садов, начальных школ с садами в разных районах Петербурга и Ленинградской области – рассчитанных в общей сложности на 18 995 мест.
Объекты отвечают самым высоким требованиям к образованию и всестороннему развитию детей. Например, во дворах детсадов, помимо классических игровых площадок, появляются уникальные обучающие метеорологические станции и площадки для изучения ПДД.
В декабре 2023 года Setl Group запустил стандарт «SETL. Школа нового поколения» – инновационный подход, который будет интегрирован в крупные проекты холдинга в ближайшие пять лет. Он затрагивает все аспекты образовательного процесса – от прогрессивных архитектурных решений (атриумы, нестандартные игровые рекреации, меблировочные решения холлов и классов) до передовых наработок в области педагогики и оснащения классов современным оборудованием»
«Школы, которые мы уже открыли и строим в Москве, выглядят эффектно. Но главное – не архитектура, а функциональность здания, способность побудить интерес к знаниям, помогать в развитии.
Появляются новые дисциплины: конструирование, прототипирование, биотехнологии. Они требуют более рационального отношения к площадям, новым инженерным мощностям, необходимо и специальное оборудование. Большое внимание нужно уделять общественным пространствам. Вместо малофункциональных актовых залов появляются амфитеатры и атриумы, где можно проводить массовые мероприятия, лекции или играть на переменах. Прозрачные стены позволяют наблюдать за происходящим в классе или в лаборатории. Это побуждает интерес к учебе.
Средства, не потраченные на создание неэффективных пространств, идут на оснащение. В каждой нашей школе есть физико-технические лаборатории, классы робототехники, медиацентры и кулинариумы, гончарные мастерские и арт-классы. Помимо стандартных полей для футбола появляются скалодромы, памп-парки и площадки для воркаута. Ими во внеурочное время могут пользоваться даже жители района.
Часто архитектурные решения продиктованы стремлением сохранить экосистему территории. Так, при строительстве школы «Энергия» в Москве мы сохранили около двух десятков дубов.
Одну из стен даже сделали радиусной, чтобы она «огибала» дерево. Школа получила премию правительства Москвы как лучший образовательный объект, построенный в 2022 году»