НАШ ЦИТАТНИК: «Жители делают вид, что платят за капремонт, а мы за эти деньги делаем вид, что ремонтируем. Эту тенденцию надо менять. По прогнозам Минстроя, под 40 млн кв.м к 2030-му уже аварийного жилья. Если перевести в деньги, это 4 трлн рублей. У нас их нет...» Марат Хуснуллин

28 апреля, 08:39

Память места: в Петербурге появился «Заповедник андеграунда»

Сегодня в 09:42

В Петербурге презентовали проект «Заповедник андеграунда», посвященный феномену ленинградской субкультуры.

Фото предоставлено пресс-службой Группы «Эталон»

Партнером выступила федеральная девелоперская Группа «Эталон». Презентация проекта прошла в пресс-центре «Интерфакса» на Невском проспекте. 

В пресс-конференции приняли участие организаторы, участники и партнеры проекта: Лариса Афонина, арт-директор арт-пространства mArs на Марсовом поле, искусствовед Юрий Екимов, вице-президент Группы «Эталон» по региону Санкт-Петербург Алексей Жуков. 

В качестве амбассадоров ленинградского андеграунда выступили: Владимир Рекшан, рок-музыкант, писатель и основатель рок-группы «Санкт-Петербург»; Виктор Тихомиров, художник, писатель, сценарист и кинорежиссер, член творческой группы «Митьки»; в режиме онлайн в разговоре принял участие главный «митек», художник Дмитрий Шагин. Вела встречу Людмила Фомичева, руководитель петербургского «Интерфакса».

Тематическая основа встречи была понятна: Группа «Эталон» начала строительство жилого комплекса на месте Ленинградского дворца молодежи. ЛДМ был прочно связан с неформальным искусством и рок-музыкой, здесь с начала 80-х выступали культовые группы: «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Кино», «Король и Шут», «Ноль». Здесь же проходили выставки неофициальных советских художников и «Левого крыла ЛОСХа». Для сохранения памяти этого легендарного места девелопер в начале прошлого года предложил создать в новом жилом проекте на месте ЛДМ атмосферное арт-пространство, получившее название «Митьки-музей». «Заповедник андеграунда», в свою очередь, – это событийный проект, цикл мероприятий, в центре которых – темы и люди, напрямую связанные с этой социокультурной инициативой девелопера.

Разговор получился интересный и живой, особенно с учетом того, что субкультура в принципе непросто поддается музеефикации. 

Экспонат «Митьки-музея».
Экспонат «Митьки-музея». Фото предоставлено пресс-службой Группы «Эталон»

Лариса Афонина рассказала об арт-пространстве mArs на Марсовом поле, 3. Оно открылось более трех лет назад, здесь проходят встречи, конференции, дискуссии; «фишка» проекта – «квартирники». Есть небольшая художественная галерея «Новые передвижники», которая уже стала популярной, – в ней прошли выставки более 80 художников. Работает итальянский клуб, магазинчик художественной продукции. По словам Ларисы Афониной, идея проекта возникла из чувства протеста против «современных художественных высказываний, которые таковыми не являются». «Хочется вспомнить, чем мы действительно богаты в художественном плане, особенно наш город», – заявила Лариса Афонина. 

Лариса Афонина кратко обозначила контуры явления. Ленинградский андеграунд, 1960–1990 годы, множество замечательных имен: Иосиф Бродский, поэты Малой Садовой, арефьевская группа; художники Богомолов, Овчинников и другие, которые собирали огромные очереди в ДК имени Газа. Рок-музыканты 70-х годов: Кинчев, Борзыкин, Гаркуша и многие другие. «Они хотели писать, петь, говорить, выставляться… – говорит Лариса Афонина. – У меня такое ощущение, что они не хотели денег – они ходили в майках, джинсах. Для них главное было – чтобы им не мешали высказываться. «Когда строку диктует чувство…» – это про них. Их судьбы сложились по-разному, у многих – трагически. Но многие, к счастью, живы и творят. Об их творчестве и хотелось бы рассказать в нашем проекте. В арт-пространстве mArs пройдут выставка и фестиваль ленинградского рок-клуба. Мы видим, что были правы, обратившись к этому времени, – потому что и время было выдающееся – с точки зрения художественного творчества. Дальше будет еще интереснее». 

Экспонат «Митьки-музея».
Экспонат «Митьки-музея». Фото предоставлено пресс-службой Группы «Эталон»

Владимир Рекшан предложил участникам «не быть академичными»: «Мы говорим про неофициальное искусство, поэтому можем вести неофициальные речи». Он напомнил, что уже создал «единственный в стране народный музей, посвященный русской рок-музыке». В рамках проекта «Заповедник андеграунда» Владимир Рекшан проводит в арт-пространстве на Марсовом поле выставки-концерты. 

Рок-музыкант также напомнил, что принадлежит к более раннему поколению, чем Гаркуша или Борзыкин: «Мне бывает даже обидно: рок-клуб да рок-клуб. В рок-клубе я пять лет вел семинар по рок-поэзии.  

Новая волна 70–80-х, Цой, Кинчев и другие – это уже более позднее время, когда молодежь стала «роиться». Развитие музыкального жанра совпало с развитием государства. И русская рок-музыка, особенно ленинградская, стала знаменем демократических преобразований».

О роли Группы «Эталон» в проекте рассказал Алексей Жуков: «Санкт-Петербург – родной для нас город. И, конечно, мы всегда ответственно и внимательно относимся к сохранению памяти места при реализации строительных проектов. Однако в проекте ЛДМ не потребовалось долгих поисков и размышлений: все прекрасно помнят концерты, выставки, творческие встречи, которые становились событиями для города и для всей страны и прочно ассоциируются с этим местом. В апреле прошлого года мы с Дмитрием Шагиным дали старт новому проекту, который назвали «Митьки-музей». Мы совместно наполняем его артефактами, которые помогут сохранить память этого места и познакомить будущих посетителей музея с той эпохой, с теми событиями, которые происходили не только в ЛДМ, но и в целом в ленинградском андеграунде. В новом жилом комплексе на Песочной набережной мы выделяем более 400 кв. м для общественного пространства «Митьки-музей».  

Экспонат «Митьки-музея».
Экспонат «Митьки-музея». Фото предоставлено пресс-службой Группы «Эталон»

Работа уже ведется, идет оцифровка экспонатов, на площадке mArs прошла первая временная экспозиция «Митьки-музея». Поддержка цикла мероприятий «Заповедник андеграунда» для «Эталона» стала частью этой большой работы. 

Художник Дмитрий Шагин принял участие в конференции по видеосвязи. «Я очень рад, что есть такое замечательное начинание, – сказал Шагин. – У меня будет вторая выставка в галерее mArs. Одна была организована вместе с «Эталоном». Проект напоминает мне те выставки, которые проходили, когда у нас еще не было залов – Дворца молодежи, ДК Газа и «Невский», а были маленькие квартирные пространства. И люди приходили с удовольствием. Развеска была «шпалерная» (много картин, максимально близко друг к другу. – «НП»), все очень насыщенно. Это была середина 70-х – начало 80-х. Хорошее, уютное для питерского неофициального искусства пространство». 

Лариса Афонина уточнила: в апреле в галерее mArs пройдет выставка под названием «Отец и сын»: Владимир Шагин и Дмитрий Шагин – о преемственности в искусстве. 

Экспонат «Митьки-музея».
Экспонат «Митьки-музея». Фото предоставлено пресс-службой Группы «Эталон»

Художник и режиссер Виктор Тихомиров рассказал о своем участии в проекте «Заповедник андеграунда»: «Дело хорошее, тем более у меня мастерская по соседству». Правда, по мнению Тихомирова, сейчас в искусстве многое определяется «продюсерскими соображениями», а самого андеграунда больше нет. Но, может быть, он снова появится. «Андеграунд появился, потому что была цензура, – рассуждает Виктор Тихомиров. – Но и свободу-то немногие выдержали. У Канта голубь сетовал, что воздух мешает ему летать. А когда воздух убрали, он просто упал. Проверку свободой выдержали не все. Но, оказывается, есть стОящие люди, которые что-то продолжают делать. Теперь предоставляется возможность, которой могут воспользоваться достойные художники и авторы. И я этому рад».  

Искусствовед Юрий Екимов возразил Виктору Тихомирову: «Андеграунд не закончится никогда!» И обозначил проблематику, которую помогает решать проект «Заповедник андеграунда». По мнению Юрия Екимова, ленинградский андеграунд «имеет довольно высокий порог входа». Это не какое-то отдельное направление в искусстве, линия, которую можно изучить по учебникам. Это целая эпоха, которая включает живопись, графику, поэзию, скульптуру… Екимов уверен, что нужна грамотная популяризация. Именно этим и будут заниматься участники проекта «Заповедник андеграунда». 

Особенностями задачи продиктован формат: выставки, выступления, концерты, кинопоказы. «Благодаря камерной обстановке диалог с художником может быть более тесным. Наши художники все время в контакте со зрителем. Владимир Рекшан проводил прекрасную и очень подробную экскурсию: с каждым экспонатом связана интересная и даже личная история. Это прекрасно, потому что поможет заинтересовать молодое поколение, зажечь искру и передать ее дальше», – заключил Юрий Екимов.

Экспонат «Митьки-музея».
Экспонат «Митьки-музея». Фото предоставлено пресс-службой Группы «Эталон»