НАШ ЦИТАТНИК: «После повышения ключевой ставки до 19% рыночные ставки по ипотеке могут вырасти примерно до 23%. Это серьезно снизит объем выдачи ипотечных кредитов – девелоперы и банки вряд ли смогут их субсидировать до приемлемого для потребителя уровня...» Рустам Азизов

16 сентября, 10:08

Михаил Малыхин: «Цифровизация особенно нужна там, где больше всего неразберихи и хаоса»

7 августа в 09:40

О том, с чего начиналась цифровизация деятельности девелоперов, с какими трудностями они столкнулись тогда, какие задачи решают сейчас и каких еще инноваций стоит ждать в этой сфере, рассуждает директор по развитию цифровых технологий холдинга Setl Group Михаил Малыхин.

Михаил Малыхин
Михаил Малыхин. Фото: холдинг Setl Group

— С каких решений началась цифровизация такой консервативной отрасли, как строительная? 
— Стройка действительно одна из самых консервативных. Кроме того, это очень масштабная деятельность. Тут множество факторов и процессов: и земельные отношения, и проектирование, и многочисленные и разнообразные закупки. Поэтому нет общих решений и единой системы, которая позволила бы все это цифровизировать. В этом отдельная сложность. 
А цифровизация, наверное, как и у всех, началась с бухгалтерии. Появилась программа «1С», начали писать свои решения на ее основе. Например, в Setl Group было приложение для передачи квартир дольщикам – внутренняя приемка и оценка качества квартир.
В проектировании можно условно считать стартом цифровизации использование AutoCAD. Тогда же появились системы управления и планирования. Они пришли из-за границы, и создали их крупные вендоры, например, Microsoft.  

— Зачем крупные застройщики тратились на покупку или разработку и внедрение цифровых систем? Мода или необходимость? 
— Причин несколько. Первая, это, естественно, продвинутость руководителя и его взгляд в будущее, осознание, что надо переходить к цифровым продуктам в управлении проектами и финансами и в самом проектировании. Такой переход означает ускорение процессов, прозрачность работы и результатов. Почти у всех застройщиков, даже тех, кто не начал какой-то глобальной цифровизации, с ее помощью отлажены блоки финансового управления и продаж квартир.  
Дальше, если хочешь цифровизировать проектное управление, можешь внедрить какую-то из имеющихся систем, ну, или если хватает финансов и опыта, разработать что-то свое. Что касается проектирования, только топ-застройщики, с большими объемами строительства, пошли бы в трехмерное моделирование по своему желанию. Но есть государство, которое толкает к этому строителей. Например, с 1 июля 2024 года они должны проходить экспертизу по новым проектам исключительно в цифровой форме. Кроме того, законодатель говорит о скором введении онлайн-обмена цифровыми документами в машиночитаемом формате: передача исполнительной документации и т. д. Поэтому над цифровизацией этих блоков строители думают серьезнее. 
Однако цифровизация – все же не попытка решить сиюминутные проблемы, к этому решению компании приходят осознанно. И в первую очередь они занимаются блоками, где больше всего неразберихи и хаоса. Если у тебя проблемы с проектированием, нужны более современные технологии. Например, ТИМ позволяет автоматически проверять модели на какие-то коллизии. Если есть проблемы с качеством, если не особо доверяешь своему или привлеченному строительному контролю на объекте, если видишь проблемы при ежемесячных обходах, ты внедряешь инструменты строительного контроля. Если проект проседает по срокам или если объектов слишком много, чтобы управлять ими вручную, внедряешь инструменты проектного управления. Крупные девелоперы, как и мы, в этой теме давно. Все эти проблемы мы пережили, многие разработали свои продукты и даже продают их на рынке.  

— Какими были первые цифровые решения, внедренные в холдинге? 
— Процесс приема-передачи квартир стал одним из первых блоков. В 2010-х годах плотно взялись за внедрение SAP (программное обеспечение для оптимизации бизнес-процессов) в блоке бюджетирования и проектирования. Потом поняли, что нам нужна единая система управления проектами и непосредственно строительством, в которую входят инструменты планирования, коммуникации с подрядчиками, приемки работ. В том числе разработали «личный кабинет» подрядчика. Параллельно разные департаменты занимались своими сферами. Проектировщики цифровизировали свою работу, департаменты, отвечающие за тендеры, занимались онлайн-закупками и торгами. Сегодня холдинг уже достиг хорошего уровня цифровизации процессов, да и собственных программных продуктов, в его структуре есть собственная IT-компания SetlTech. И без этого не получилось бы достигнуть нынешних результатов.  

— По какому принципу вы решаете делать какие-то продукты самостоятельно, а другие закупать? 
— Если на рынке есть хороший, рабочий и подходящий нам продукт, мы используем его. В этом случае собственная разработка потребует бОольших ресурсов. Если говорить о проектировании, сейчас мы переходим на отечественное программное обеспечение. Наверное, мы одни из первых, кто всерьез за это взялся. По закупкам используем две тендерные площадки, а также систему по планированию закупок и прогнозированию на большой период.  
Есть своя разработка по управлению стройкой SetlSoftICONA. Ее мы постоянно дорабатываем, в том числе совместно с клиентами, которые приобрели у нас этот продукт. Мы тщательно мониторим рынок, пилотируем какие-то решения, но если нам ничего не подходит, разрабатываем свои. Например, для блока исполнительной документации и блоков приемки и учета выполненных работ. Создаем также «личный кабинет» с большим функционалом, в том числе для подрядчиков, которые могут в «одном окне» проходить аккредитацию, заключать договор, получать пакет рабочей документации, коммуницировать с застройщиком и генподрядчиком, процентоваться, сдавать исполнительную документацию, вплоть до гарантии. 

— Многие застройщики как раз жалуются, что подходящих им решений на рынке нет.  
— В этом действительно главная проблема. Сторонние разработчики готовят продукты, не зная процесс изнутри, и начинают «тонуть», когда им задают конкретные вопросы. Некоторые покупатели разработок нашей IT-компании SetlTech говорят, что сначала опробовали по полтора десятка разных решений. В итоге пришли к нам, поскольку наши системы написаны людьми, понимающими, как выстраивать все взаимосвязи и цепочки в стройке, как и какие приемки проводятся, какие есть типы контроля, как управлять подрядчиками. Именно поэтому многие девелоперы, у которых есть штат IT-специалистов, пытаются разработать что-то свое. 
Но чаще всего у застройщика есть множество процессов, которые приходится закрывать разными решениями от разных вендеров. Ты нанимаешь несколько IT-компаний, и в итоге с ними становится сложно коммуницировать. Бизнес и рынок постоянно меняются, появляются новое законодательство и риски. И надо быстро трансформироваться. Но если у тебя много вендоров, и они не в состоянии что-то быстро доработать, ты перестаешь быть гибким.  

— У вас много разработок в разных направлениях. Их можно все между собой соединить? 
— Мы как раз этим занимаемся. Есть задача в «личном кабинете» не только сделать множество разных ярлычков, но и объединить системы между собой, чтобы процесс стал бесшовным. Например, закупки, материалы, деньги, сроки, приемки – все это должно быть в едином удобном «кабинете». Это выполнимая работа, поскольку у нас много своих разработчиков, но непростая. 

— В чем основные сложности с внедрением «цифры»? Закупка оборудования и ПО, противостояние контрагентов или консерватизм работников компании? 
— Мы уже всем этим переболели, но у тех, кто только переходит на «цифру», это первые симптомы. Некоторые думают, что возьмут готовое решение, и все заработает при нажатии пары кнопок. Это далеко не так. Внедрение любого решения меняет некоторые процессы в самой компании, с этим нужно тщательно работать, обучать персонал, объяснять, что и для чего надо. Это может занимать много времени. 
Есть и другая сторона – работа самих вендоров. Многие иностранные компании ушли с нашего рынка, а их предложения были более совершенными. У зарубежных разработчиков – огромный опыт, а их рынок сбыта – весь мир. У отечественных разработчиков рынок был в тысячи раз меньше, и их решения содержат гораздо меньше функционала. Но если вендор готов развиваться по четким задачам, мы найдем компромиссы. Если же нам дают просто «коробку» и инструкцию, конечно, ничего не взлетит. 

— Как обстоят дела в «оцифровкой» отрасли в целом, как строятся взаимоотношения с комитетами, службами, ведомствами? 
— У каждого свой путь, но при разработке своих решений мы всегда учитываем возможность обмена с государством какими-то данными. Например, той же исполнительной документацией. Мы рассмотрели множество решений, но решили писать свое. И одна из задач – обеспечить выдачу XML-документов в формате Минстроя. Это современный мир, и он удобен всем. Зачем внутри компании электронный документооборот, если потом придется распечатывать бумажки и нести их, например, в Службу госстройнадзора? Так что мы заранее готовим все эти модули.  
В 2024-м при участии Минстроя организована рабочая группа для создания матрицы данных по искусственному интеллекту, чтобы застройщики могли предоставлять сведения – пусть не в полном объеме и обезличенные, но позволяющие увидеть ситуацию в регионе, понять, какой реальный объем работ планируется и ведется. Это нужно, например, чтобы осознавать, сколько бетонных заводов в конкретном регионе и сколько рабочих понадобится, чтобы строить 120 млн кв. м жилья в год. В эту рабочую группу мы одними из первых вписались, понимая эффект от агрегации больших данных.  

— Каких цифровых решений ждать в ближайшем будущем? И какие решения нужны, по пока недостижимы? 
— Очень актуальна ниша проектирования, из которой ушли иностранные вендоры. Она будет наполняться отечественными разработками, поскольку нынешних игроков можно пересчитать по пальцам одной руки профессионального слесаря. Экспорт данных из цифровой модели тоже умеют делать единицы отечественных разработчиков. И здесь будут появляться новые предложения. 
Если рассуждать о будущем, актуально применение нейросетей в разработке IT-решений, хотя пока это больше хайп. Нужны решения по независимой оценке качества и приемке объекта. У нас, например, используются лазерные сканеры для приемки основных видов работ. Если эта технология взлетит, можно будет с помощью дрона оценить все здание, все допуски, и, наложив на модель, выявить все отклонения. Пока здесь все же много человеческого труда. 
Интересное направление – робототехника. Сейчас на подъеме использование 3D-принтеров в малоэтажном домостроении. Еще пять лет назад об этом только говорили, а теперь даже отечественные разработки позволяют строить здания до четырех этажей. Возможно, со временем эти дома станут больше похожими на обычные здания и более высокими. Пока технология очень дорогая. Она требует точной отстройки процессов на самой площадке, но некоторые застройщики уже поехали в Китай, чтобы лучше оценить возможности.