НАШ ЦИТАТНИК: «Самое правильное решение сейчас – продлить программу семейной ипотеки с увеличенной ставкой. Очевидно, что нагрузка на федеральный бюджет при ключевой ставке 19-20% колоссальная. Ставку по семейной ипотеке можно было бы поднять до 10-12% годовых...» Терентьев Сергей

12 октября, 21:22

Наталья Быстрянцева: «Свет не должен вызывать дискомфорта»

Сегодня в 12:04

Свету на территории новостроек, в местах общего пользования и архитектурному освещению российские девелоперы уделяют внимание по остаточному принципу. Однако кандидат архитектуры, разработчик комплексных планов развития освещения городов, руководитель образовательного и исследовательского направления «Световой дизайн» Академии Штиглица и международной лаборатории по цифровизации световой среды Университета ИТМО Наталья Быстрянцева уверена: грамотное освещение может повысить капитализацию проекта и привлечь покупателей, а непродуманные решения, наоборот, оттолкнуть клиентов.

Фото: компания INTILED

— Архитектурная подсветка фасадов, интересные светильники во дворах и пр. уже стали обязательными составляющими современных проектов. Какие претензии к застройщикам? 
— Освещение – очень разноплановый проект. Одно дело – освещение фасада и создание внешнего облика здания. Другое – дворовая территория, которая создает климат комплекса. Отдельный блок – входы в парадные.  
Система освещения комплекса должна строиться по разным сценариям, в зависимости от того, как ЖК позиционируется в структуре города, какова его световая культура, какого класса это проект и т. д.  
Но зачастую девелоперы используют повторяющиеся приемы, такие, например, как освещение карнизов. И эта «вторичность» сильно влияет на первое впечатление от ЖК и на последующий выбор, который делает потенциальный покупатель. Нередко освещение просто портит задуманный архитектором облик, а здания теряют уникальность. 
Об этом, в частности, мы будем говорить в рамках первого Международного форума «Свет для человека». Нам нужно выработать основные принципы освещения в городе, в который должны вписываться новые жилые комплексы и даже кварталы. Грамотное архитектурное освещение – важная часть комфортной городской среды. А также мощный маркетинговый инструмент для девелоперов, которым мало кто пользуется. 

— Архитектурные бюро не работают со светом? 
— Многие архитекторы относятся к свету, как к сантехнике – то есть обязательному, но не решающему элементу. Не воспринимают его, как важный элемент общего впечатления от ЖК, как дополнительный стимул для покупки. А свет – серьезный стимул. Его отсутствие или неправильное использование вызывает тревогу, а чувство безопасности во дворе – это очень важно. Уровень освещенности детской площадки, даже типы опор могут как понизить, так и повысить стоимость ЖК. Осознать это и профессионально работать со светом способны единичные архитектурные бюро. 
Часто непродуманные решения просто мешают жителям. Например, многие обитатели последних этажей домов, где как раз подсвечены карнизы, жалуются, что этот свет привлекает тучи насекомых. 
И таких моментов много. Какие-то из них связаны с незнанием принципов работы света, законов зрительного восприятия. Например, архитекторы часто предусматривают контрастный свет во дворах, световые пятна и т. д. Это красиво, но человек чувствует себя безопасно только при равномерном освещении. Хотя казалось бы: ровный свет – это слишком просто. Изменение освещения возможно, но не контрастное, чтобы не возникло ощущения, что за кустом кто-то скрывается. У нас чувство безопасности немного иное, чем в Европе, где, например, нет такого страха перед темнотой. 
Вы же, выходя гулять с детьми, не захотите их искать по темным кустам. Видимость человека, различимость его лица, цветопередача – все это очень важно и влияет на комфорт. Если человек чувствует безопасность, то свет работает на впечатления, на эмоции. Есть хорошие примеры решений, где есть пропорции между архитектурным и функциональным светом, есть световой образ. 

Офис компании «Новатек». Фото: компания INTILED
Удачное решение: офис компании «Новатек». Фото: компания INTILED

— Какие еще ошибки допускают девелопер и проектировщики? 
— Я уже упоминала подсвеченные карнизы. Есть сложности и с эксплуатацией фасадного освещения, которая в большинстве случаев ложится на жителей. Все квартиры проданы, весь фасад в светильниках, это красиво, но потом приборы выходят из строя, они нуждаются в очистке и обслуживании, приходится вызывать альпинистов, а это стоит больших денег. И начинается обратная реакция – красивый фасад вызывает негативные эмоции. Часто освещение просто не включают. 
Частое явление – это «пересветы». Хотелось сделать поярче, чтобы все было видно, но это как сладкого переесть. Есть определенный уровень света, который комфортен для человека. При его превышении освещение воспринимается агрессивно, зрительный аппарат начинает работать иначе, появляется утомляемость. Вы вечером после работы вышли с ребенком, хочется уюта, а вас слепят фонари, да еще «холодным» светом. Есть много парков после реконструкции, где настолько яркие светильники, что люди гуляют не по территории, а вокруг. Все это надо оценивать при проектировании. 

— Возможен компромисс между дизайном и безопасностью? 
— Конечно. Многие города уже нашли такой баланс, и девелоперы перенимают этот опыт. Часто расчеты заказывают у самого поставщика светового оборудования. Но там нет специалистов, которые работают с комплексными решениями, с маркетингом, они просто делают расчет освещенности, числа и яркости светильников, опираясь на замеры своих приборов. А у светильников обычно яркость больше паспортной, и после монтажа их никто не диммирует, получается пересвет. Свет попадает в окна, какие-то предметы начинают блестеть, объекты теряют фактуру и текстуру, становятся «пластмассовыми». 
Найти баланс не стоит больших денег, в ряде случаев можно просто снизить мощность, но этим никто не занимается. Затратив не так много времени, можно создать инфраструктуру, в которой заинтересованы все – от разработчика и строителя до жителей и эксплуатирующих организаций. Нужно на стадии проектирования следить за определенными параметрами, углами восприятия зрителя. Многие ставят кососветы – косой свет «собирает» форму человека по вертикали, но такие светильники бьют в глаза. 
Нужно учесть вертикальную и горизонтальную освещенность, высоту опор и пр., чтобы подсвечивать нужные места и не пересвечивать архитектуру.  
Все знают, что, включая свет в темном помещении, что-то видишь только через какое-то время. Как и выходя из светлого помещения на темную улицу. Рассчитывая уровни яркости, можно создавать интересные контрастные решения, которые при этом будут комфортны для зрения. Не будет скучного равномерного света, какие-то зоны и объекты окажутся ярче, какие-то – темнее, но вся территория будет просматриваться, а глазу человека не надо будет приспосабливаться. 
Дворы, например, – это мини-город, где есть транзитные зоны, общественные пространства, детские площадки. И у каждой зоны своя динамика жизни. В праздники, например, нужно больше света, чем вечером в будни. Детские площадки всегда должны быть хорошо освещены, не должно быть тени от оборудования, в отличие от мест для отдыха или общения. В зависимости от функции выбираются и разные приемы освещения. С помощью света можно разделять эти пространства, выделять зоны, где собираются какие-то группы людей.  

ЖК Art Residence. Фото: компания INTILED
Удачное решение: ЖК Art Residence. Фото: компания INTILED

Парадная должна соответствовать оформлению двора, с мягким переходом. А в коридорах обычно ставят функциональный свет – мощные светильники, как на производствах. Заходишь – и как в кабинете стоматолога оказываешься. Такие прожекторы ставят, чтобы светили подальше, но непосредственно под ними ничего не видно. Не определить: стоит кто-то у твоего подъезда или нет. Опять же дискомфорт, которого надо избегать.  
В отделке мест общего пользования стали часто использовать различные светящиеся линии. Это эффектно выглядит на картинках. Но из-за применения светящихся гибких шнуров без оптики контрастные линии режут глаза. Такие включения надо минимизировать или делать их из качественных световых устройств, которые имеют вторичную оптику и защищают глаза от прямых источников света. Основная проблема в отсутствии точности в решениях. В техническом задании не прописана цель, относительно которой и должны вестись расчеты, предлагаться те или иные решения. 
Или, например, датчики движения зачастую ставят, где удобно, а не где нужно. Должен быть, например, функциональный свет, чтобы видеть путь от лифта до квартиры, и датчик движения, который увеличивает его яркость. У меня дома вообще датчик на звук стоит – и приходится топать, чтобы попасть ключом в замок. Все эти датчики должны не только вовремя включаться, но и работать достаточно продолжительное время, чтобы не приходилось топать, размахивать руками и пр., чтобы войти в квартиру с какими-то пакетами.  

— Насколько нормативная база соответствует современным требованиям? 
— У нас в целом лояльные нормативы. По архитектурному освещению нормируется только средняя яркость, но это довольно лукавая цифра, поскольку она рассчитывается на весь фасад. То есть в доме может быть сильно пересвечен карниз, а в целом по фасаду – норма. Этим, к сожалению, многие пользуются, поэтому норматив нужно менять. Единственный параметр, определяющий комфортность для жителей, – освещенность, замеряемая на подоконнике.  
Нормативы в основном ориентированы на безопасность. Они регламентируют видимость и различимость объектов на придомовой территории. Например, на дистанции до семи метров должны распознаваться эмоции на лице человека, предметы вроде коробок и пр.  
Эти нормативы не мешают формированию комфортной среды, но они регулируют только первый уровень создания светового пространства. 

Михайловский дворец. Фото: компания INTILED
Удачное решение: Михайловский дворец. Фото: компания INTILED

— Для Петербурга с его «белыми ночами» есть какие-то особенности освещения?  
— Есть методические рекомендации, разработанные под моим руководством в 2020 году. Все сводится к поэтапному и плановому проектированию, а не к локальным решениям. Есть разделение типовых и уникальных решений, ограничение по спектральным характеристикам как архитектурного, так и функционального света. Главное, чтобы освещение включалось и выключалось вовремя. Но для премиальных проектов актуально адаптивное освещение – изменение мощности и теплоты в зависимости от освещенности. В ясные «белые ночи», например, светильники на полную мощность вообще включать не нужно, но в пасмурную погоду освещение все же необходимо. Такие решения чуть дороже на старте, но, помимо комфорта, обеспечивают и дальнейшую экономию на электричестве.