Татьяна Бровкина: «Работать над малоэтажными проектами архитектору интереснее, но кратно сложнее»
Спрос на малоэтажное строительство демонстрирует устойчивый рост, поэтому застройщикам приходится тщательнее прорабатывать экономику таких проектов. Архитекторы тоже в поисках решений, ведь типовые серии домов использовать не получится. Об особенностях и трендах в малоэтажной архитектуре рассказывает руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина.
— Как вы думаете, почему началась волна миграции из города за город?
— Сложились сразу несколько факторов. Долгие десятилетия население перебиралось из деревни в город в поисках заработка и комфортной жизни. Города разрослись до такой степени, что участков под застройку удобными кварталами, привлекательными к тому же с инвестиционной точки зрения для девелоперов, становилось все меньше. В результате здания поползли вверх, на несоразмерную, дискомфортную для человека высоту.
Свой вклад в принятие решений о покупке мало- и среднеэтажной недвижимости за городом внесли пандемия, высокие ставки по ипотеке в городе (по сравнению с ипотекой сельской) и интенсивное развитие дорожной инфраструктуры, позволяющее добираться до работы в городе за короткое время. К тому же жизнь в загородных комплексах удовлетворяет простые интуитивные человеческие потребности в большей безопасности и добрососедских отношениях, которые в городе практически утрачены. Архитектура малоэтажного жилья более выразительная, а значит, позволяет подчеркнуть индивидуальность его обитателей, что также является своеобразным трендом в строительстве.
— Получается, у архитекторов появилось больше интересной работы?
— Она и более сложная. С одной стороны, при проектировании мало- и среднеэтажных кварталов перед архитектором не стоит задача найти композиционное решение для внушительных объемов, которое позволит визуально нивелировать тяжеловесность зданий повышенной этажности. Однако протяженные (относительно их высоты) фасады при малом количестве этажей визуально воспринимаются даже более массивными, чем при многоэтажной застройке. Поэтому архитекторы визуально разбивают фасад здания на различные по дизайну части, чтобы избавиться от ощущения монотонности. Используют также визуальный эффект «брандмауэрной застройки», которая появилась в Петербурге в середине XVIII века и является, по сути, одним из символов исторической части города.
Но есть также иные факторы, которые оказывают значительное влияние на проекты кварталов малой и средней этажности.
Во-первых, экономика таких проектов. То количество квадратных метров, которое в городе уместилось бы (за счет высоты) на небольшом участке земли, нужно рентабельно вписать на гораздо большую площадь при меньшей этажности. Как ни крути, продаваемых «квадратов» в таких комплексах меньше, а технологии при проектировании и строительстве отличаются незначительно. Например, устройство монолитного железобетонного каркаса на два-три этажа, возможно, не самое оптимальное решение, но альтернативные технологии, соответствующие современной нормативной базе на данный момент в общей практике отсутствуют. Вероятно, в будущем эффективное конструктивное решение для малоэтажных домов при динамичном развитии рынка найдется.
Сегодня же применение типовых проектов при любой этажности могут себе позволить только крупные застройщики – при создании больших жилых массивов или КОТ. При освоении же одного-двух земельных участков (зачастую с заданной конфигурацией) с учетом требований региональных комитетов, окружающей застройки, нормативов по инсоляции и пр. использовать типовой проект возможности нет. Поэтому большинство таких проектов индивидуальные. И в этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, у каждого проекта может быть оригинальная идея, отраженная в композиции фасадов, цветовом решении, благоустройстве. С другой, на разработку объекта с нуля требуется больше времени, чем на адаптацию типового проекта под конкретный участок. И в результате из-за дефицита временного ресурса фасадные решения могут оказаться примитивными.
Учитывая, что в зданиях малой этажности все элементы фасада оказывают сильное влияние на общую композицию и визуальное восприятие, архитекторы акцентируют внимание на эркерах, террасах, оконных проемах, открытых балконах, входных группах. Свою роль играет и культурное наследие исторической части Петербурга, где именно композиция фасада имела особое значение. Здесь каждый элемент на фасаде не случаен, а подчинен общей структуре, даже когда речь не идет о пышном декоре. Теперь мы с удовольствием рассматриваем их на прогулках.
Большой находкой для архитектора также является окружение: живописная природа, озеро, река, холм, исторический памятник, необычная разноуровневая территория застройки и пр. Все эти «сложности» можно настолько грамотно сочетать в визуальном облике жилого комплекса, что естественное окружение придаст ему большую индивидуальность.
— Позволяет ли природное окружение делать малоэтажные комплексы более энергоэффективными?
— В частном секторе будущий владелец может внести в проект те энергоэффективные технологии, которые он хочет видеть в собственном доме. Однако рентабельность квартальной малоэтажной застройки еще не до конца понятна, а значит, дорогостоящее оборудование применяют здесь пока с осторожностью.
Полагаю, что постепенно в эти проекты перекочуют некоторые интересные решения, которые не прижились или очень редки в высотной городской застройке. Например, небольшие газовые котельные в квартирах или система умного дома, когда будущий жилец заранее решает, готов ли он платить за дополнительный комфорт и возможность контролировать расходы на коммунальные услуги. Думаю, имплементировать такие технологии индивидуально в мало- и среднеэтажном строительстве будет проще.
— Есть ли в малоэтажной архитектуре современные тренды, на которые стоит ориентироваться?
— Повторюсь, для начала – это окружение, а точнее, умение архитектора грамотно его использовать и навыки маркетологов по поиску удачной концепции для последующей продажи. Например, существует такой маркетинговый слоган: «Дома не выше сосен». Он вроде бы отражает концепцию застройщика: малая этажность, близость к природе, низкая плотность застройки. Но желательно реализовать эту концепцию в полной мере. То есть чтобы на объекте действительно были сосны выше домов, что сложно выполнить на момент сдачи в эксплуатацию.
Вторым трендом является акцент на детали. Например, в малоэтажном комплексе окно – не просто окно, а основной элемент композиции фасада. Не только источник естественного света, а место, где граница между личным и общим наружным пространством визуально стирается. И при росте уровня безопасности появляется запрос на увеличение площади остекления, что позволяет создавать видовые квартиры. Для этих же целей низ оконного проема постепенно понижается. Если раньше 0,6 метра от чистого уровня пола было оригинальным решением, то теперь это стандарт. Достичь визуального расширения внутреннего пространства квартиры также позволяет применение французского балкона или окон в пол. Все для того, чтобы пустить в дома как можно больше света, воздуха и красоты окружающей природы. Есть, конечно, некоторые ограничения по нормам пожарной безопасности, но в целом этот архитектурный элемент используют в проектах все чаще.
Есть мнение, что современная архитектура малоэтажного строительства – это минимализм. Однако эклектичность все-таки проявляется чаще. Например, конструктивизм с этническими мотивами, функционализм с уже запечатленными на уровне генетической памяти цветовыми решениями дворцовых комплексов.
С цветом вообще история отдельная: он остается универсальным решением, позволяющим разнообразить визуал любого жилого квартала, высотного в том числе. Особенно когда экономика проекта не позволяет применить разнообразные материалы. В малоэтажных комплексах работа с цветом также важна. Сделать кварталы не слишком пестрыми, но и не монотонными помогает прием чередования. Архитектор создает несколько разных по цветовой гамме и форме домов, а затем сочетает их на территории квартала. Таким образом, два соседних корпуса будут непохожи друг на друга. По этому же принципу проектируются и жилые секции, чтобы каждый дом в застройке получался абсолютно индивидуальным.
Наконец, трендом является наличие разнообразных жилых секций, которые можно сочетать между собой. Причем рассчитаны они должны быть не только на семейных покупателей. Безусловно, они больше заинтересованы в приобретении жилья в мало-, среднеэтажных комплексах, но это далеко не весь рынок. Есть молодые люди, работающие удаленно и предпочитающие тишину загородной жизни, есть пожилые пары, которым дети покупают квартиры «на свежем воздухе». Каждый из них видит комфортное жилье по-своему, каждому нужно предложить свой вариант секции.
По этому принципу мы работаем сейчас над новым проектом в Троицкой Горе. Здесь появятся и семейные кварталы, и молодежные, рассчитанные в том числе на студентов расположенного неподалеку кампуса. Кварталы проектируются в виде полузамкнутых дворов преимущественно с П-образными жилыми зданиями, за счет чего на каждом участке формируется безопасный двор с площадками для игр и отдыха. К тому же мы использовали в проекте принцип, позволяющий создавать оригинальные комбинации жилых секций для каждого участка.
— Что скажете о благоустройстве малоэтажных комплексов. Какие здесь нюансы?
— Сейчас благоустройством территории занимаются повсеместно. Это уже не тренд, а данность, визитная карточка любого крупного застройщика. Безусловно, при малоэтажной застройке благоустройство требует повышенного внимания, поскольку все на виду.
Отличительной особенностью крупных мало- и среднеэтажных ЖК, как правило, являются парк или парковая прогулочная зона, соразмерная комплексу, иногда – экотропа, ведущая в ближайший лес. В этом есть своя логика. Житель городской высотки выезжает погулять в парк, чтобы побыть немного на природе. Обитатель загородного комплекса априори живет на природе и специально в парк не поедет. Он должен быть в пешей доступности, максимально близко к дому.