Иван Донкин: «Реальная эстетика – это пространство, где все на своем месте»
Начать работу с памятником, за которой будет с живым интересом наблюдать весь Петербург, – это и профессиональный вызов, и экономический риск. Иван Донкин, директор по девелопменту AAG, рассказывает, почему реализация проектов с объектами культурного наследия – отдельная дисциплина, в которой нет готовых решений.

– Проект вокруг ОКН – это всегда slow-девелопмент с высокой долей непредсказуемости. Когда компания AAG к этому пришла и зачем все это бизнесу?
– Многие девелоперы до сих пор считают объекты культурного наследия обременением. Поэтому земельные лоты с «историей» нередко просто игнорируют. Но мы научились смотреть на них как на ресурс, незаменимый источник идентичности и уникальности проекта.
Наследие требует принципиально другого подхода: длительной подготовки, множества согласований, умения работать в условиях ограниченного выбора современных функций для объекта. Мы не можем свободно менять назначение здания, и его приспособление к современному использованию должно проходить с учетом предметов охраны.
AAG заказывает историко-культурные исследования у ведущих экспертных организаций. Мы также на всех этапах привлекаем регуляторов в лице ИКОМОС, КГИОП, КГА и видим в них не источник контроля и досадных ограничений, а союзников. Аргументированный, открытый диалог с ними позволяет в итоге добиваться большего.
В таких проектах важны зрелость, опыт и ценности. Это может быть устойчивым бизнесом, если понимать, как на этом зарабатывать профессионально и честно.
– Какой потенциал вам надо увидеть в площадке, чтобы принять решение о ее приобретении?
– Мы в AAG стремимся создавать прекрасное: сохранять наследие и одновременно формировать новую городскую среду. Здесь есть элемент вдохновения. Когда-то наше внимание привлекли корпуса трикотажной фабрики «Красное знамя», спроектированные немецким архитектором Эрихом Мендельсоном в 1926 году.
Позже проект был сильно оптимизирован советскими архитекторами, так что Эрих отказался от авторства, но основные конструкции и архитектурные приемы в здании силовой подстанции, в главном трикотажном корпусе, в красильном и отбельном цехах сохранили его идеи и авторский стиль. К началу XXI века от фабрики в ее первозданном виде мало что осталось. Были утрачены все световые фонари, вентиляционная шахта, задуманная, видимо, как архитектурная доминанта. Но конструкции оказались в неплохом состоянии. И с определенных ракурсов взгляду открывались интересные архитектурные элементы: башни, двускатные ангары. Что и вдохновило команду на создание квартала AVANT.
Но мы все же предприниматели, поэтому рационально оцениваем потенциал объекта: смотрим, какой продукт можно создать, как он будет воспринят рынком, его будущую рентабельность. Часто приходится отказываться – из-за неудовлетворительного технического состояния недвижимости, высокого риска или невозможности получить качественный конечный результат.
В AVANT была возможность объединить несколько участков, чтобы построить современные корпуса вокруг объекта наследия, встраивая ОКН в новый формат, формируя вокруг него уникальную концепцию. Каждый из них по отдельности не представлял никакой ценности. Но объединив их, мы смогли выполнить все нормативные показатели, например – вынести машино-места и озеленение на территорию фабрики. Идея AVANT получила шанс на реализацию.
– Концепция строится вокруг объекта наследия? Или она возникает из новых задач, а ОКН ее просто углубляет и дополняет?
– Универсального подхода нет. Иногда ОКН – центр композиции, иногда – элемент фасадной линии. Мы каждый раз смотрим на объект, его структуру, контекст. Есть проекты, где сам объект наследия определяет архитектурный стиль. В других он служит акцентом. Главное – не копировать, не имитировать прошлое и видеть контекст.
Историческое здание связывает проект не только с прошлым города, но и с его настоящим, с окружением. Главный трикотажный, красильный и отбельный цеха включены в квартал AVANT, но рядом находятся Чкаловские бани, заводской детский сад, силовая подстанция, отреставрированная в рамках другого проекта.Перекличка проекта и его окружения работает на визуальную и смысловую целостность квартала AVANT, на его привлекательность.
– Архитектурный код «парадных» локаций Петербурга формировался под воздействием моды на определенный стиль – классицизм, неоренессанс, ар-нуво. Но на промышленных окраинах такого не было. Вам приходится додумывать, достраивать контекст? И как, работая внутри контекста, удержаться от имитации?
– На бывших промышленных территориях контекст приходится фактически создавать. Здесь особенно важно, с кем ты работаешь. Мы привлекаем архитекторов, способных находить баланс между аутентичностью и современной архитектурой. Иногда идея рождается у нас – мы даем ее в работу, иногда она формируется в процессе.
Если мы возьмем проект AMO, в составе которого мы реставрируем особняк Э. Э. Бремме, то первые здания в этом квартале между 11-й и 12-й линиями Васильевского острова были построены в последние годы XVIII века архитекторами Федором Волковым и Луиджи Руска. В следующие 100 лет здесь так причудливо переплетались классицизм, неореннесанс и модерн, что мы действительно задумались о том, как удержаться и не подменить настоящую среду стилизацией. Это всегда тонкая грань, но именно в умении ее почувствовать и состоит профессионализм.
– В каком из проектов AAG красоту и аутентичность ОКН удается раскрыть наиболее объемно?
– AVANT на Петроградской стороне – знаковый пример. Мы использовали мотивы, заложенные архитектором Эрихом Мендельсоном, сохранили индустриальную эстетику, адаптировали ее под современные задачи. Архитектура нового комплекса не подавляет исторический объект, а подчеркивает его.
Особняк Бремме в проекте AMO – другой пример. Это редкий для Петербурга образец деревянного зодчества. В технологическом смысле с деревом непросто работать. Зато нам не пришлось самим создавать арт-объект – нам его предложила история места. Особняк Бремме стал не просто включенным элементом, а смысловым центром жилого пространства.
– Вы не ограничились обычным восстановлением ОКН и пошли в инженерную реставрацию с использованием исторических технологий и материалов. Это сложно и дорого. Какой в этом смысл для вас?
– Мы не выбираем сложный путь. Мы выбираем верный. Там, где можно применить современные технологии, мы их применяем. Например, в окнах AVANT историческая расстекловка сохраняется, но материалы – современные. Мы используем алюминиевые профили, энергоэффективные стеклопакеты. Это позволяет сохранить облик, но соответствовать нормам комфорта. То же касается инженерии – вентиляции, кондиционирования, отопления. Все-таки мы постоянно фиксируем свою главную задачу: не просто отреставрировать объект, а создать место для жизни, работы, творчества, в котором будет комфортно.
– Старых фабрик и заводов в Петербурге очень много. Хватит ли у города энергии и идей, чтобы заполнить их современной жизнью? И как в этих условиях сделать магнитом именно свой проект?
– Энергия и идеи должны быть, в первую очередь, у бизнеса. Но сегодняшняя экономическая ситуация не позволяет бизнесу заходить в такие сложные проекты. Пока покупательная способность нестабильна, не стоит ждать активного редевелопмента исторических промышленных площадок – в ближайшее время. С другой стороны, свободных участков в Петербурге все меньше, и в среднесрочной перспективе интерес к промышленным территориям будет только расти.
Город, в свою очередь, должен не только регулировать работу с памятниками, но и поддерживать хорошие инициативы. Как это происходит, например, при благоустройстве городских территорий, набережных по программе «Формирование комфортной городской среды».
– Но все-таки – оно стоит того, если можно построить проще и быстрее?
– Да, стоит. Наши покупатели не просто приобретают метры. Они, их семьи, их судьбы, их дома становятся частью города, частью его истории. Это их осознанный выбор. Мы видим, как клиенты ценят наш подход. И это мотивирует двигаться дальше.
– Что для вас значит «реальная эстетика»?
– Реальная эстетика – это формула «архитектура + функция + эргономика + современные инженерные решения = пространство, в которое хочется возвращаться». Это не фасад ради картинки. Это честная, сдержанная, глубокая архитектура. Пространство, где все на своем месте – для города и для тех, кто в нем живет.
Особняк Э. Э. Бремме

Адрес: 12-я линия Васильевского острова, 41
Девелопер проекта – AAG
Срок завершения работ – IV квартал 2025 года
Особняк построен в 1830-х годах в стиле классицизм для братьев Бремме, владевших аптечным делом. В период блокады Ленинграда здесь располагалась так называемая витаминная аптека.
Реставрация особняка в рамках строительства проекта AMО предполагает размещение в нем кафе, галереи или культурного пространства.
Клубный дом AMO на 125 квартир спроектирован мастерской Liphart Architects.
Квартал AVANT

Адрес: Пионерская ул., 53, бывшая территория фабрики «Красное знамя»
Девелопер: компания AAG
Архитектор: Степан Липгарт и мастерская Liphart Architects
Генпроектировщик: компания «Глобал Эм»
Завершение работ – IV квартал 2026 года
Мультиформатный квартал премиум-класса включает производственные корпуса трикотажной фабрики «Красное знамя», признанные объектами культурного наследия (ОКН) регионального значения, и новые здания.
В корпусах FABRIK, BALANCE и KLASSIK запроектировано 544 квартиры и 251 апартамент, включая двухуровневые лофты с потолками до 5,2 м, лоты с витражными окнами на две стороны, семейные квартиры с мастер-спальней и гардеробной с окном, террасами или выходом в закрытый двор-патио.
В контур проекта входит также торгово-развлекательный променад площадью 9 тыс. кв. м, парк на 2,5 га с 60 видами хвойных и лиственных растений и общественные пространства.
Реклама / Рекламодатель: ООО "А Эстейт", ИНН 7814496824, застройщики: ООО «СЗ «Бреммер-Хаус» (Особняк Э. Э. Бремме, Клубный дом АМО); ООО «СЗ Авант» (Квартал AVANT) (входят в Холдинг AAG) / Проектные декларации на наш.дом.рф