Алексей Белоусов: «Строитель года» не должен превращаться в памятник»
В Петербурге вновь готовятся выбрать победителей в более чем десятке номинаций премии «Строитель года». За время своего существования — с 2003 года — конкурс претерпел немало изменений. О том, почему организаторы отказались от привлечения спонсоров к мероприятию, зачем проводят опросы населения и какие новые номинации могут появиться в 2026 году, рассказал Алексей Белоусов, генеральный директор Ассоциации «Объединение строителей Санкт-Петербурга», которая все эти годы была организатором и оператором конкурса.

— Алексей Игоревич, кто был инициатором учреждения премии «Строитель года» и почему она появилась именно в 2003 году?
— Трудно сказать, кто конкретно был автором идеи конкурса. Знаю, что инициатива исходила от руководства Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» — предшественницы «Объединения строителей Санкт-Петербурга». В начале 2000-х президентом ассоциации был Андрей Молчанов, основатель «Группы ЛСР», а генеральным директором — Михаил Викторов. Так что оба они имели отношение к зарождению «Строителя года».
Как раз в тот период отрасль получила четко обозначенные законодательные рамки. Сам процесс инвестиционного строительства перестал быть столь хаотичным, как в 1990-х. Выделился ряд компаний с серьезным опытом и высокими профессиональными компетенциями, включая тех, что сформировались на базе советских строительных трестов, сумевших преодолеть трудности конца 1980-х — начала 1990-х.
Некая систематизация отрасли и сподвигла моих коллег на то, чтобы подумать о конкурсе, который бы «высвечивал» лучших строителей, наиболее яркие проекты, передовые решения в отрасли. Возникла мысль отмечать такие компании, популяризировать строительную деятельность.
— Статус городского конкурса «Строитель года» получил только в 2006 году. Почему потребовалось три года на это признание?
— Любой конкурс начинается с инициативы, и требуется время, чтобы он подтвердил свою жизнеспособность, интерес со стороны аудитории.
Например, мы в 2007 году придумали конкурс «Строительный мастер», который проходил только в Петербурге. Потом он поднялся на общероссийский уровень. И только после того, как он прошел два цикла на уровне России, Министерство строительства подключилось и стало официальным учредителем этого конкурса. Сегодня это состязание является значимым событием в отрасли, в этом году оно прошло уже в 15-й раз под эгидой Минстроя.
Похожая картина и со «Строителем года». Сначала это была инициатива ассоциации. А через несколько лет в Смольном убедились, что начинание действительно полезное. Валентина Матвиенко, будучи в тот момент губернатором Петербурга, в июле 2006 года подписала постановление правительства СПб об организации конкурса, где было указано, что инициативу строителей нужно поддержать. Городскому Комитету по строительству было поручено утвердить Положение о порядке проведения конкурса, Положение об Экспертном совете, а также знак «Золотой мастерок». Комитету по печати — оказать содействие редакциям СМИ в освещении подготовки и проведения этого состязания. Комитету по образованию — провести одну из номинаций на звание лучшего молодого строителя среди обучающихся строительным профессиям. И уже тогда контроль за выполнением постановления был возложен на вице-губернатора Петербурга Александра Ивановича Вахмистрова, ставшего к тому времени первым обладателем «Золотого мастерка».
За годы проведения конкурс подтвердил свою авторитетность — в том смысле, что здесь не просто какие-то местечковые медальки раздают, а выделяют компании, которые являются лидерами рынка, или отличаются важными достижениями, или вносят существенный вклад в развитие города.

— Когда вы сами впервые побывали на конкурсе «Строитель года»? Помните свои впечатления?
— Конечно. Это было в 2007 году, когда я стал генеральным директором Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада». Само награждение проходило во дворце Белосельских-Белозерских — на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки.
Помню, тогда на меня произвела впечатление атмосфера мероприятия. Мне довелось бывать на множестве разного рода награждений и торжественных церемоний. И зачастую это были довольно рядовые события с поздравительными речами. А на «Строителе года» ощущалось, что в зале собралось сообщество, где люди хорошо знают друг друга, много общаются, и их объединяет общее отношение к строительному бизнесу. И хотя, безусловно, сфера эта очень конкурентная, в зале царила теплая атмосфера доброжелательности. Это, на мой взгляд, отличает конкурс «Строитель года» от многих похожих мероприятий.
— За более чем два десятилетия конкурс претерпел множество изменений. С чем они были связаны?
— Строительная отрасль — подвижна, она постоянно развивается, формируются новые тренды, меняются условия деятельности, и это, безусловно, отражается на конкурсе. С годами меняются номинации, появляются новые понятия — речь о проектах реновации старой застройки, комплексного развития территорий, редевелопмента «серого пояса».
— Как это происходит?
— Собирается оргкомитет конкурса, обсуждаются новые направления, набирающие силу, создание новых жилых кварталов, закладка ярких проектов. В итоге оргкомитет решает отметить тех, кто идет вперед. Так появляются новые номинации и критерии оценки победителей.
Поэтому конкурс отражает реально происходящие в строительстве процессы, а значит, он интересен участникам рынка.
Подобным мероприятиям важно не «забронзоветь», не превратиться в памятник самому себе — некий сложившийся алгоритм, который повторяется из года в год. Мы знаем примеры подобных конкурсов — красивых, но неизменных, как Александрийский столп. Подобная концепция, на мой взгляд, неприемлема для такого живого организма, как строительный комплекс нашего города. Мы понимаем: если не будем вносить изменения в «Строитель года», через какое-то время он превратится в некое замыленное событие из жизни Петербурга, и сами строители, да и общество потеряют к нему интерес.
Мы стремимся, чтобы наши номинации максимально отражали ситуацию на рынке: происходящие на нем изменения, лидеров, возникающих на разных этапах реализации проектов. Экспертное сообщество нашего конкурса внимательно отслеживает эти тенденции и рекомендует оргкомитету, что важно поменять в «Строителе года».
— Вспомните забавные моменты в процессе подготовки конкурса или в ходе награждения, если это не секрет?
— Пару лет назад в церемонии участвовала робособака. Смешно было наблюдать, как она встречала гостей на входе в зал и какие эмоции вызывала — ее гладили, улыбались, разговаривали с ней, а она вставала на задние лапы и виляла несуществующим хвостом… Еще один запоминающийся эпизод произошел во время выступления музыкальной группы: в зале отключился свет и остался только звук. Исполнительницы не растерялись и как ни в чем не бывало продолжили свою композицию в полумраке. К счастью, к концу их песни освещение удалось наладить. Никто из гостей ничего не заметил, решили, что так и было задумано. Но нам, как организаторам церемонии, пришлось пережить несколько экстремальных мгновений.
— С момента зарождения конкурс спонсировали крупные строительные компании. Впервые без спонсоров он прошел в 2015 году. Почему было решено отказаться от них? Чтобы спонсоры не влияли на выбор победителей?
— Совершенно верно. Когда кто-то платит, он подспудно ожидает какого-то гандикапа с точки зрения будущих наград. Это может влиять и на организаторов состязания, ощущающих некую моральную ответственность за свои решения.
Когда мы отказались от спонсорства, интерес к конкурсу значительно возрос: люди поняли и оценили отсутствие лоббистских устремлений и независимые оценки экспертов.
Поэтому уже много лет мы проводим «Строитель года» за счет собственных средств ассоциации.
— Еще один интересный и очень важный, на мой взгляд, шаг — привлечение горожан к выбору победителей.
— Да, это очень правильно. Раньше решения принимал совет, сформированный из экспертов рынка. Одно время его состав утверждал Комитет по строительству СПб. Потом мы отказались от этой практики. Ведь организаторы конкурса и оргкомитет должны быть максимально объективны и беспристрастны.
Несколько лет назад возникла идея отойти от исключительно экспертной оценки и учесть мнение горожан. Нам было интересно понять, как петербуржцы оценивают нашу деятельность и воспринимают те направления развития города, которые реализуются петербургскими строителями.
Мы подключили издание «Фонтанка.ру», которое на своей интернет-площадке опрашивает горожан по ряду номинаций. Конечно, от жителей не требуется проявлять глубокие знания рынка недвижимости. Мы просим их оценить компанию, или проект, или событие — по принципу «нравится — не нравится».
В результате мы выделили в конкурсе две группы номинаций: те, что оценивают эксперты, и те, насчет которых высказываются горожане. Вы не представляете, насколько это повысило интерес к «Строителю года». Люди осознали, что их мнение важно, к нему прислушиваются; это всегда особо ценится жителями города.

— Бывало, что оценка горожан становилась для вас неожиданностью?
— Это всегда сюрприз! Мнение жителей невозможно предугадать. И в этом как раз заключается самое интересное: интрига держится до последнего, а именно интрига — один из главных двигателей любого конкурса.
— Насколько я знаю, конкурс постоянно меняет площадки для проведения торжественной церемонии, и это не случайные места…
— Верно. Сама процедура награждения — очень важная составляющая конкурса. Во-первых, мы стремимся не повторяться. Во-вторых, стараемся отбирать площадки, которые фигурировали у нас в качестве номинантов или вызвали большой интерес у горожан и профессионального сообщества.
Например, в 2023 году церемония проходила на территории культурно-делового центра «Левашовский хлебозавод». Проект его реконструкции в исполнении Группы RBI в 2022 году одержал победу в номинации «Ожидание года».
В этом году награждение состоится на площадке «Севкабель Порт» — это сейчас одно из самых популярных мест у горожан.
— Как вы видите будущее конкурса?
— Наверняка следующий год, как и 2025-й, окажется непростым для строительной отрасли. Мы чувствуем это и по показателям ввода, и по тому, что часть проектов замораживается. Цены на жилье в новостройках уже в 1,5 раза выше, чем в готовых домах. В такой ситуации очень сложно сохранять спрос на недвижимость на должном уровне.
Поэтому в будущем году предстоит подумать о номинациях, связанных с тем, как бизнес адаптируется к сложившимся условиям. Мы постараемся отметить компании, которые сумели сохранить темпы развития, нашли инструменты, позволяющие поддержать бизнес, строить новые жилые дома и социальную инфраструктуру.
Ведь на строителях лежит огромная ответственность за благополучие горожан, за развитие Петербурга. И мы непременно учтем это при организации следующего конкурса «Строитель года».