НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

20 апреля, 08:42

Апартаментам прилетит рикошетом

5 апреля 2019 в 07:41

Рынок апарт-отелей развивается быстро и успешно. Но регулятор может его придушить. Причём ненамеренно.

Рынок апарт-отелей развивается быстро и успешно. Но регулятор может его придушить. Причём ненамеренно.

Дискуссия под названием «Апартаменты – будущее рынка гостиничных услуг» состоялась в конференц-зале гостиницы «Санкт-Петербург».

Ключевые вопросы были предсказуемы: надолго ли высокий спрос и от чего это зависит? Как скажется на рынке введение обязательной классификации гостиниц и запрет хостелов в жилых домах?

Генеральный директор ООО «Вало Сервис» Константин Сторожев заметил: как только какое-либо направление называют прорывным, в нём начинаются вопросы. Главные риски формирует законодатель. Но проект VALO – это гостиница, в него заложено соответствие требованиям на уровне «трёх-четырёх звёзд». «В действующей классификации категория «без звёзд» предусмотрена для комплекса апартаментов. Это путь для легитимизации псевдожилья», – поясняет г-н Сторожев.

«Или основное развитие пойдёт в направлении псевдожилья, или это будет доходная история, – считает Владимир Фёдоров, заместитель руководителя проекта Status by Salut!. – На рынке около 40 объектов, из них 12 действующих. Часть по факту используют как жильё, часть – для извлечения дохода, есть и смешанные варианты. Вот такой микст – наиболее рискованный, в нём неизбежно возникает конфликт интересов».

Евгения Гиль, руководитель департамента апарт-отелей Becar Assest Managеment, также считает сегмент апартов частью гостиничного бизнеса: «Апарт-отели – это не про кухни, а про способ привлечения инвестиций. Мы называем наши объекты «кондо-отель» или «инвест-отель». Средний срок размещения в Vertical на Московском – три-четыре дня. Гостиничные комплексы, выставленные на продажу целиком, испытывают сложности с поиском инвестора. А в пределах 30 млн инвесторов много…»

Далее следовали уже звучавшие в СМИ реплики про важность квалификации УК, про сервис... Немного остроты добавил Артём Мачульский из UPRO Group. Он заявил, что знает пять-шесть способов абсолютно легально присвоить любой гостинице любое число «звёзд». Правда, в конкретику вдаваться не стал.

Гром грянул под занавес. Когда из зала прозвучал скромный вопрос: «А как у вас с дела с переходом на эскроу-счета?» Потому что апартаменты, как правило, продают по долевой схеме. Значит, грядущая реформа «долёвки» затронет и этот сегмент.

Поначалу предприниматели отвечали бодро. Константин Сторожев сообщил, что готовность корпусов VALO выше требуемых 30%, так что завершать этот проект можно по старым правилам. Переговоры по проектному финансированию, конечно, ведутся: «Бронепоезд на запасном пути стоит, но лезть в него никто не торопится».

Катерина Соболева, управляющий директор центра инвестиций Becar Asset Management, высказалась в том же духе: Vertical We&I на Большом Сампсониевском преодолел 30%-ю отметку готовности. По другим проектам портфеля Becar схемы реализации не определены.

Участникам напомнили про одно из действующих требований к застройщикам в «долёвке»: три года работы в жилищном строительстве и 10 000 кв.м сданного жилья!

«Тут и удивились мужики». Владимир Фёдоров прокомментировал: «Требовать с застройщика гостиницы опыт в строительстве многоквартирного жилья – вообще-то странно. Но переговоры с банками мы, конечно, ведём. Потому что в нашем бизнесе лучше быть готовым к неожиданностям».