НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

23 ноября, 05:32

Суды освободят от оценки

15 мая 2020 в 09:01

Исправлять ошибки в кадастре будут государственные оценщики. Под присмотром чиновников из Росреестра.

Исправлять ошибки в кадастре будут государственные оценщики. Под присмотром чиновников из Росреестра.

Новые правила кадастровой оценки изложены в законопроекте, который внесён в Думу Правительством РФ. Поправки вносятся в закон об оценочной деятельности, в Земельный кодекс и в закон о государственной кадастровой оценке. Документ направили в парламент в октябре 2019-го; собирались принять до нового года, но не успели.

Теперь депутаты планируют рассмотреть законопроект до окончания весенней сессии.

Документ масштабный, на несколько десятков страниц. Пояснительная записка написана удивительно мутно даже для опытного глаза. («В отношении исправления накопленных ошибок… законопроектом предусматривается распространение норм массового исправления ошибок, предполагающих рассмотрение уполномоченными органами власти обращений правообладателей об исправлении таких ошибок…»)

Главная новация: споры о правильности определения кадастровой стоимости переносятся из судов и комиссий при Росреестре в бюджетные учреждения. (В Петербурге это ГБУ «Городское управление кадастровой оценки», в Ленобласти – ГБУ «ЛенКадОценка».)

Если собственник объекта недвижимости не согласен с оценкой, на основании которой ему начислят налог на имущество, он должен будет обратиться в ГБУ – лично, по почте, через МФЦ или через портал госуслуг. В заявлении надо указать, какие ошибки повлияли на цену: неправильно определили площадь, не учли состояние, не приняли во внимание нахождение объекта в «особой зоне» и пр. Для этого придётся разбираться, какие данные учитывались при определении кадастровой стоимости. То есть изучать отчёты государственных оценщиков, опубликованные на сайте ГКУ. Вполне ностальгическая схема: жаловаться на работу учреждения в само же учреждение. И только получив отказ, заявитель сможет обратиться в суд. (Суды действительно перегружены: штрафы за нарушение карантинных правил, на подходе – массовые неплатежи... Но предложенная схема вызывает вопросы.)

Надзирать за работой кадастровых оценщиков поручено «органам регистрации» – то есть Росреестру. Здесь тоже возникает любопытная коллизия. Во-первых, оценщики нередко жалуются на неполноту и недостоверность данных, получаемых как раз от Росреестра. Они строят свои модели, опираясь на сведения, которые им «выгрузили» из кадастра. И если там ошибочно указано частное владение размером с пол-Монако – придётся определять его стоимость. И «подводные» садовые участки, угодившие в акваторию, – тоже… Исправлять такие очевидные нелепости должны муниципалы, но они, как правило, не спешат. Во-вторых, в системе госвласти оценщики подчиняются региону. (В области ГБУ подведомственно КУГИ, в Петербурге – КИО.) А контролировать их будут федералы. Почему так – в пояснении сказано обтекаемо: для снижения «степени влияния региональных властей на ГБУ… в части непубличной корректировки результатов оценки до их оформления в итоговом отчёте об определении кадастровой стоимости». Переводим: чтобы не занижали налоговую базу!

Есть в законопроекте и поблажки. Если в результате исправления ошибки стоимость объекта уменьшилась – её применят задним числом. (Видимо, ФНС вернёт переплаченные налоги?) Если увеличилась – будет действовать с 1 января следующего года.

На новый объём работы (по исправлению ошибок) авторы законопроекта запрашивают скромно: 75 млн рублей в год. Меньше миллиона на каждый субъект РФ…

NSP будет следить за прохождением законопроекта.