НАШ ЦИТАТНИК: «Этот год продемонстрировал интересный тренд. Обычно застройщики землей не торговали, а приобретали площадки под свои проекты. Сейчас рынок подвижный. Половина запланированных к реализации проектов предлагается на рынке...» Эдуард Тиктинский

26 декабря, 12:06

В строители из-за парты

17 декабря 2018 в 11:00

Проект «из школы в профессию» – это часть работы по профессиональной ориентации и подготовке кадров. Его инициировала СРО А «Объединение
Строителей СПб» при поддержке координатора ассоциации НОССТРОЙ по СПб
Александра Вахмистрова. В этом году выпускники «строительных классов» уже трёх петербургских школ стали студентами профильных вузов и средних профессиональных образовательных учреждений.

Проект «из школы в профессию» – это часть работы по профессиональной ориентации и подготовке кадров. Его инициировала СРО А «Объединение Строителей СПб» при поддержке координатора ассоциации НОССТРОЙ по СПб Александра Вахмистрова. В этом году выпускники «строительных классов» уже трёх петербургских школ стали студентами профильных вузов и средних профессиональных образовательных учреждений.

Цель проекта – привлечь молодёжь к освоению строительных специальностей, повысить их престиж, а также расширить общий и профессиональный кругозор. Проект «Из школы в профессию» ориентирован на учеников старших классов. В образовательную программу входят учебные и практические занятия, которые проводят преподаватели СПб ГАСУ и других высших и средних учебных заведений, руководители компаний – членов Объединения. Если программа для 9 класса носит ознакомительнопрофориентационный характер, то для учеников 10-11 классов предусмотрен курс занятий по базовым дисциплинам: истории архитектуры и градостроительства, менеджменту, строительным материалам. Темы занятий, например, – инженерные изыскания, землеустройство и земельный кадастр, стройматериалы и их производство, основы проектирования, конструктивные и технологические решения, охрана окружающей среды, разделы проектной документации и её экспертиза. Учебный план выполняется за счёт элективных предметов. На практических занятиях школьники осваивают компьютерную графику, основы начертательной геометрии и программирования, решают задачи повышенной сложности по алгебре и геометрии, участвуют в практикуме по математике.

Кроме того, проводятся цикл экскурсий по историческим достопримечательностям и  современным объектам строительства, выездные занятия на предприятиях Объединения, профориентационные и ознакомительные экскурсии в высшие и средние профессиональные образовательные заведения, где проходят и практические занятия.

Школьники участвуют в проекте СПб ГАСУ «Стань студентом на один день», а также в  конференциях, «круглых столах» и других мероприятиях.

Основная цель проекта понятна: в отрасли остро не хватает профессиональных кадров. Программа позволяет подготовить учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии.

Елена СУВОРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
школы No109 Приморского района:

- Первый в стране «строительный» класс открылся в нашей школе 1 сентября 2014 года, но к этому мы готовились несколько лет. Помню первую реакцию родителей, когда мы проводили анкетирование ребят. Они недоумевали, зачем это нужно, поскольку думали, что это обязательно маляр или каменщик, а своих детей видели исключительно в вузах, например, на экономических специальностях. Хотя мы объясняли, что за два года любой может передумать. Одно из главных преимуществ программы в том, что в профильные вузы не попадут «случайные» студенты. Выпускникам школ очень сложно сделать осознанный выбор, поэтому профориентационная работа так важна. Возможен и обратный эффект: ребёнок собирался стать строителем, но, отучившись два года в профильном классе, понял, что это не его. И выбрал другое направление и вуз.

Учебная программа, которая постоянно меняется с учётом пожеланий в том числе самих школьников, облегчает дальнейшее поступление и обучение. Например, сейчас в обычной школьной программе нет черчения как самостоятельного предмета, а в технических специальностях начертательная геометрия – один из ведущих предметов, и наша программа уже даёт его азы.

Галина АНИКЕЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
школы No87 Петроградского района:

- В этом году у нас был первый выпуск «строительного» класса. Многие поступили именно на строительные специальности в разные вузы. Причём и те школьники, которые для себя такое направление ранее не рассматривали.

Дети имеют представление о профессиях практически только исходя из опыта родителей. Поэтому так нужна программа ранней профориентации. Не столь принципиально, чтобы выпускник стал именно строителем. Важнее пояснить, что есть альтернатива, расширить его кругозор. Да и в строительстве очень много направлений: и логистика, и дорожное строительство, механизация и производство материалов, геодезия, проектирование и многое другое. Школьники знакомятся со всеми.

Однако программу можно и нужно расширять. На второе учебное полугодие у нас  запланировано несколько профильных тренингов, игр и конкурсов для детей из начальной школы. А затем собираемся распространить программу и на детские сады.

Раиса ПОЛЯКОВА, директор школы No246 Приморского района:

- В нашей школе такие классы работают третий год, и сначала набрать их было сложно, хотя многие родители связаны со строительством и их дети были нацелены на эти специальности. А теперь в «строительные» классы конкурс.

В этом году 85% их выпускников выбрали инженерные, в том числе строительные, специальности. При этом 90% из них смогли поступить на бюджет.

С детьми работают психологи, выявляя их наклонности. Иногда ребятам кажется, что они нацелены на одну деятельность, а когда начинаешь с ними работать, разбираться, их интересы меняются. Задача – расширить кругозор, настроить на точные науки, инженерные специальности, и не обязательно в строительстве. Сильно влияют экскурсии на стройплощадки и в строительные компании, в вузы и средние специальные учебные заведения. Когда школьники видят, что производит человек, у многих меняется отношение к профессии, и модная роль финансиста или адвоката уже не кажется такой интересной.

Программа крайне успешна, но необходимо её развивать. Мы понимаем, что недостаточно заниматься профориентацией в старших классах – начинать надо с детского сада и начальной школы. И мы уже запустили такой проект, который будет длиться два года.