НАШ ЦИТАТНИК: «В 2020-м нам удалось сдуть пыль с действующей в городе программы реновации 22 территорий. Первоочередная задача – решить вопросы жителей, дома которых уже 10 лет в этой программе числятся...» Николай Линченко

23 января, 17:49

Не стоит ограничивать фантазию регионов

22 августа 2011 в 06:00
3 760

Не стоит ограничивать фантазию регионов

Два года назад на Международном инвестиционном форуме PROEstate объявили о создании ОАО «Российский аукционный дом» (РАД). Сегодня он продает региональным инвесторам активы на их же территории, ищет для местных игроков партнеров в их же окружении и помогает решать проблемы с банками. О специфике работы за пределами Северной столицы рассказывает генеральный директор компании Андрей Степаненко.

Андрей Степаненко, генеральный директор Российского Аукционного Дома РАД
Степаненко Андрей Николаевич
генеральный директор
Российский аукционный дом

Два года назад на Международном инвестиционном форуме PROEstate объявили о создании ОАО «Российский аукционный дом» (РАД). Сегодня он продает региональным инвесторам активы на их же территории, ищет для местных игроков партнеров в их же окружении и помогает решать проблемы с банками. О специфике работы за пределами Северной столицы рассказывает генеральный директор компании Андрей Степаненко.

– Андрей Николаевич, традиционно считается, что бизнес делается в столицах. Зачем открывать региональные филиалы?

– РАД изначально задумывали и презентовали как всероссийскую аукционную площадку. Работа началась в Петербурге. Здесь мы собирали команду, выбирали партнеров и клиентов, искали и корректировали направления работы, но изначально перед нами стояла задача работать по всей стране.

Нам важно присутствовать во всех регионах, причем не формально, а открыть собственный офис, набрать полный штат специалистов, которые будут разбираться в нюансах местного законодательства и рынка недвижимости. Важно наладить планомерную работу, чтобы торги проходили регулярно: для начала — раз в квартал, позже — каждый месяц, в дальнейшем — раз в неделю.

При этом не стоит преуменьшать значение присутствия в Москве. Ведь именно здесь работают крупные инвесторы, принимаются законы, заключаются важные сделки, крутятся большие деньги. У нашего столичного филиала амбициозные планы: весной этого года РАД выиграл конкурс на организацию торгов по десяти пакетам акций, продать которые решила мэрия. Осенью в московском филиале пройдет аукцион по предметам антиквариата и искусства, он станет частью масштабного празднования юбилея Сбербанка, одного из учредителей нашей компании.

Недавно РАД выиграл конкурс на организацию торгов по приватизации госактивов Ханты-Мансийского автономного округа. В течение года аукционный дом будет эксклюзивным продавцом имущества этого региона. По предварительным подсчетам, сумма сделок может составить порядка 20 млрд рублей. Пока своего офиса в Ханты-Мансийске у РАД нет. Наши специалисты будут регулярно приезжать туда для работы с объектами и потенциальными покупателями, аукционы будем проводить в Москве.

– О каких госактивах идет речь?

– Первые торги по приватизации имущества Москвы запланированы на октябрь. На них выставлены 49% ОАО «Ильинское подворье», которому принадлежит часть Гостиного Двора, 40% ОАО «Киноцентр «Октябрь» и 9,64% ОАО «Центр международной торговли». Это невероятно престижные и дорогие объекты. Road show по ним мы провели в июле, сейчас работаем с потенциальными покупателями.

На следующие торги, которые пройдутв конце ноября — начале декабря, попадут 24,99% ОАО «Новинский бульвар, 31» и 26,58% «Объединенных кондитеров». Также продавать планируется 100% ОАО «Гостиница «Националь», 49% косметической фабрики «Свобода», 97% АМО Plant, 25% ВАО «Интурист» и 33,75% ОАО «Мосдачтрест». Пока даты аукционов по ним назвать не могу.

Конкурс по приватизации имущества ХМАО мы выиграли в начале августа, первый аукцион пройдет 17 октября, на него единым лотом выставлены пять сельхозкомпаний. Это три птицефабрики — ОАО «Птицефабрика «Боровская», ОАО «Птицефабрика Челябинская» и ОАО «Птицефабрика Нижневартовская». А также комбикормовый завод и торговый дом. Начальная стоимость — 5,084 млрд рублей. К реализации готовятся ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО «Нижневартовск-НИПИнефть», ОАО «Югрател», ОАО «ЮграФарм», ОАО «Казымская оленеводческая компания».

– Какие направления работы кроме приватизации госимущества собирается развивать РАД?

– Все, что были заявлены при создании компании: работа с проблемными активами, с имуществом частных собственников, продажа предметов антиквариата и искусства и пр.

На мой взгляд, сегодня наиболее актуальна тема — реализации залогов и имущества предприятий-банкротов. Первые сделки по залогам РАД провел еще два года назад, сегодня их количество постоянно увеличивается: развивается сотрудничество с разными банками, о нас узнают заемщики, которые хотели бы реализовать свою собственность.

Постепенно совершенствуется процесс продажи, понятно, какие вопросы волнуют всех участников сделки: банку важно получить свои деньги, собственника больше всего заботит цена, покупателю необходимо в короткие сроки оформить полноценные права на объект. Мы стараемся удовлетворить всех, и, как мне кажется, это получается.

По итогам первого полугодия только в рамках сотрудничества с компанией ЛЭК проведены сделки на общую сумму более полумиллиарда рублей, причем следующие аукционы по ее активам пройдут сразу после завершения PROEstate, еще один объявим на днях. В результате ЛЭК расплачивается по кредиту Сбербанка, освобождается от долгов, банк закрывает для себя кредитный договор, покупатели получают хорошие участки на понятных условиях: ипотечное обременение снимается после оплаты сделки.

Существенный объем работы — реализация имущества предприятий-банкротов на электронной площадке РАД lot-online.ru, специально аккредитованной для этого в Минэкономразвития.

Еще один вид проблемного имущества — уступка прав требования по договорам. Активно в этом направлении работает новосибирский филиал компании.

– Московский офис занимается приватизацией, новосибирский предлагает договоры цессии, в Петербурге проводятся торги по антиквариату… Все отделения функционируют самостоятельно и выбирают свои векторы развития, или есть какая-то единая политика?

– У нас есть общее представление о том, как должна строиться работа: максимальная публичность, реализация объектов на открытых аукционах, прозрачность продаж и пр. Это крайне важно для имиджа компании, для ее дальнейшего продвижения.

При этом никто не ограничивает региональных руководителей: если в Сибири хорошо пошли аукционы по переуступке прав требования, то глупо будет сворачивать их только из-за того, что в Москве или Петербурге этот продукт не представлен. Для нас важно, чтобы филиалы могли работать по всем направлениям, которые мы декларировали, например с частной собственностью или залогами, но ограничивать их фантазию этим не стоит. Пусть развиваются, генерируют идеи — их опыт и предложения могут быть полезны остальным представительствам и компании в целом.