НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 14:30

Не стоит ограничивать фантазию регионов

22 августа 2011 в 06:00

Два года назад на Международном инвестиционном форуме PROEstate объявили о создании ОАО «Российский аукционный дом» (РАД). Сегодня он продает региональным инвесторам активы на их же территории, ищет для местных игроков партнеров в их же окружении и помогает решать проблемы с банками. О специфике работы за пределами Северной столицы рассказывает генеральный директор компании Андрей Степаненко.

Степаненко Андрей Николаевич
генеральный директор
АО «Российский аукционный дом»

Два года назад на Международном инвестиционном форуме PROEstate объявили о создании ОАО «Российский аукционный дом» (РАД). Сегодня он продает региональным инвесторам активы на их же территории, ищет для местных игроков партнеров в их же окружении и помогает решать проблемы с банками. О специфике работы за пределами Северной столицы рассказывает генеральный директор компании Андрей Степаненко.

– Андрей Николаевич, традиционно считается, что бизнес делается в столицах. Зачем открывать региональные филиалы?

– РАД изначально задумывали и презентовали как всероссийскую аукционную площадку. Работа началась в Петербурге. Здесь мы собирали команду, выбирали партнеров и клиентов, искали и корректировали направления работы, но изначально перед нами стояла задача работать по всей стране.

Нам важно присутствовать во всех регионах, причем не формально, а открыть собственный офис, набрать полный штат специалистов, которые будут разбираться в нюансах местного законодательства и рынка недвижимости. Важно наладить планомерную работу, чтобы торги проходили регулярно: для начала — раз в квартал, позже — каждый месяц, в дальнейшем — раз в неделю.

При этом не стоит преуменьшать значение присутствия в Москве. Ведь именно здесь работают крупные инвесторы, принимаются законы, заключаются важные сделки, крутятся большие деньги. У нашего столичного филиала амбициозные планы: весной этого года РАД выиграл конкурс на организацию торгов по десяти пакетам акций, продать которые решила мэрия. Осенью в московском филиале пройдет аукцион по предметам антиквариата и искусства, он станет частью масштабного празднования юбилея Сбербанка, одного из учредителей нашей компании.

Недавно РАД выиграл конкурс на организацию торгов по приватизации госактивов Ханты-Мансийского автономного округа. В течение года аукционный дом будет эксклюзивным продавцом имущества этого региона. По предварительным подсчетам, сумма сделок может составить порядка 20 млрд рублей. Пока своего офиса в Ханты-Мансийске у РАД нет. Наши специалисты будут регулярно приезжать туда для работы с объектами и потенциальными покупателями, аукционы будем проводить в Москве.

– О каких госактивах идет речь?

– Первые торги по приватизации имущества Москвы запланированы на октябрь. На них выставлены 49% ОАО «Ильинское подворье», которому принадлежит часть Гостиного Двора, 40% ОАО «Киноцентр «Октябрь» и 9,64% ОАО «Центр международной торговли». Это невероятно престижные и дорогие объекты. Road show по ним мы провели в июле, сейчас работаем с потенциальными покупателями.

На следующие торги, которые пройдутв конце ноября — начале декабря, попадут 24,99% ОАО «Новинский бульвар, 31» и 26,58% «Объединенных кондитеров». Также продавать планируется 100% ОАО «Гостиница «Националь», 49% косметической фабрики «Свобода», 97% АМО Plant, 25% ВАО «Интурист» и 33,75% ОАО «Мосдачтрест». Пока даты аукционов по ним назвать не могу.

Конкурс по приватизации имущества ХМАО мы выиграли в начале августа, первый аукцион пройдет 17 октября, на него единым лотом выставлены пять сельхозкомпаний. Это три птицефабрики — ОАО «Птицефабрика «Боровская», ОАО «Птицефабрика Челябинская» и ОАО «Птицефабрика Нижневартовская». А также комбикормовый завод и торговый дом. Начальная стоимость — 5,084 млрд рублей. К реализации готовятся ОАО «Ханты-Мансийский банк», ОАО «Нижневартовск-НИПИнефть», ОАО «Югрател», ОАО «ЮграФарм», ОАО «Казымская оленеводческая компания».

– Какие направления работы кроме приватизации госимущества собирается развивать РАД?

– Все, что были заявлены при создании компании: работа с проблемными активами, с имуществом частных собственников, продажа предметов антиквариата и искусства и пр.

На мой взгляд, сегодня наиболее актуальна тема — реализации залогов и имущества предприятий-банкротов. Первые сделки по залогам РАД провел еще два года назад, сегодня их количество постоянно увеличивается: развивается сотрудничество с разными банками, о нас узнают заемщики, которые хотели бы реализовать свою собственность.

Постепенно совершенствуется процесс продажи, понятно, какие вопросы волнуют всех участников сделки: банку важно получить свои деньги, собственника больше всего заботит цена, покупателю необходимо в короткие сроки оформить полноценные права на объект. Мы стараемся удовлетворить всех, и, как мне кажется, это получается.

По итогам первого полугодия только в рамках сотрудничества с компанией ЛЭК проведены сделки на общую сумму более полумиллиарда рублей, причем следующие аукционы по ее активам пройдут сразу после завершения PROEstate, еще один объявим на днях. В результате ЛЭК расплачивается по кредиту Сбербанка, освобождается от долгов, банк закрывает для себя кредитный договор, покупатели получают хорошие участки на понятных условиях: ипотечное обременение снимается после оплаты сделки.

Существенный объем работы — реализация имущества предприятий-банкротов на электронной площадке РАД lot-online.ru, специально аккредитованной для этого в Минэкономразвития.

Еще один вид проблемного имущества — уступка прав требования по договорам. Активно в этом направлении работает новосибирский филиал компании.

– Московский офис занимается приватизацией, новосибирский предлагает договоры цессии, в Петербурге проводятся торги по антиквариату… Все отделения функционируют самостоятельно и выбирают свои векторы развития, или есть какая-то единая политика?

– У нас есть общее представление о том, как должна строиться работа: максимальная публичность, реализация объектов на открытых аукционах, прозрачность продаж и пр. Это крайне важно для имиджа компании, для ее дальнейшего продвижения.

При этом никто не ограничивает региональных руководителей: если в Сибири хорошо пошли аукционы по переуступке прав требования, то глупо будет сворачивать их только из-за того, что в Москве или Петербурге этот продукт не представлен. Для нас важно, чтобы филиалы могли работать по всем направлениям, которые мы декларировали, например с частной собственностью или залогами, но ограничивать их фантазию этим не стоит. Пусть развиваются, генерируют идеи — их опыт и предложения могут быть полезны остальным представительствам и компании в целом.