28 марта, 23:24

Армейское прошлое помогает в бизнесе или мешает? Сыграла ли служба (или ее отсутствие) серьезную роль в вашей жизни?

19 февраля 2017 в 19:00

Накануне 23 февраля мы решили озадачить ньюсмейкеров тематическими вопросами. Своим мнение с NSP поделились Геннадий Щербина, Дмитрий Сидоренко, Максим Ельцов, Максим Чернышов, Александр Гиновкер и др.

Как вы считаете, армейское прошлое помогает в бизнесе или мешает? Может, вы опасаетесь иметь дело с людьми, в которых крепко засела «военщина», или, наоборот, только партнерам с выправкой и стоит доверять?  Сыграла ли служба (или ее отсутствие) какую-то серьезную роль в вашей жизни? А при найме сотрудников вы учитываете этот аспект?

Виталий Токарев,
генеральный директор компании «Домостроев»:

– Стоит разделить понятие «управление» (менеджмент) и предпринимательские способности. Последнее далеко не всегда зависит от жизненного опыта, армейский он или нет.
В целом этот опыт уж точно не мешает на руководящих позициях. Мне лично порох удалось понюхать лишь на военной кафедре в вузе. Полученные там специфические знания действительно расширили мой кругозор. При приеме на работу, особенно на исполнительские позиции, опыт службы в армии — это, скорее, плюс.

Роман Загальский,
генеральный директор компании «Спецстрой 303»:

– Считаю, что это вообще не играет никакой роли. То есть в принципе не является фактором успешности или неудачи. В моей жизни был армейский опыт, но благо очень короткий, и прошел он без каких-либо последствий. Так что военным прошлым других не интересуюсь совершенно, при приеме сотрудников на работу — в том числе.

Геннадий Щербина,
генеральный директор АО ССМО «ЛенСпецСМУ» (входит в ГК «Эталон»), полковник, военный летчик первого класса:

– Система, выстроенная в армии, помогает в бизнесе и управлении. Она учит порядку, правильному формулированию и постановке задач, анализу ситуации и продуманному принятию решений.

Когда у тебя есть сильная и сплоченная команда единомышленников — можно решить любую задачу. Главное — правильно поставить ее. В нашей компании вертикально интегрированная система управления, где каждый сотрудник находится на своем месте со строго определенным кругом задач.

Военная служба научила меня нескольким вещам, которые пришли со мной в строительную сферу. Первый навык — умение принимать правильные решения. В строительстве нельзя сделать что-то, не обдумав перед этим последствия твоего выбора. Второй — умение правильно и быстро анализировать ситуацию и грамотно ставить задачи подчиненным. Тогда можно не сомневаться, что цель будет достигнута.

Дмитрий Сидоренко,
начальник управления продаж ГК «ЦДС»:

– У меня большой опыт работы в связке с бывшими военнослужащими. Когда я говорю про военных, имею в виду офицеров. Они очень ответственные исполнители во всех вопросах, даже совсем незначительных, у них все структурировано и учтено. Что касается моего профиля, в продажах военные не сильны, тут важна гибкость, которой зачастую у людей системы нет. В целом военнослужащие — отличные управленцы, ведь когда умеешь подчиняться, умеешь и приказывать. Я в свое время проходил срочную службу. Это история более легкая, без глубокого погружения в отличие от службы по контракту. Но даже эти два года накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь.

Максим Ельцов,
генеральный директор Первого ипотечного агентства:

– Как человек, у которого в жизни была военная кафедра, а потом — сборы, я считаю, что в работе это помогает. Успехи в бизнесе зависят от правильной постановки цели и от ее достижения. А это физически невозможно без дисциплины. Армия приучает к ней как ничто другое. Но все-таки я бы отнес армию к таким местам, попадать в которые не очень приятно.

Я бы разделил «военщину» и опыт службы. С людьми, для которых армия стала образом жизни, у меня действительно не очень получается взаимодействовать. Но с выпускниками Можайки, ВМА, со специалистами, которые служили на подводных лодках, но вовремя ушли, я имел дело, это интересные личности и хорошие партнеры. У меня нет сотрудников с армейским прошлым, но если бы такой человек пришел, я бы задумался. Скорее всего, принцип был бы тот же: если человек не слишком долго находился в системе, то почему бы не взять его в компанию.

Георгий Рыков,
генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

– Служил в армии, забрали при наличии военного билета. Не хотелось оставлять обучение, но еще раз убедился: все, что ни делается, — к лучшему! Считаю, что дисциплина всегда важна в бизнесе: помогает фокусироваться на действительно важных вещах. Кроме того, с дисциплинированными партнерами легче работать. При найме сотрудников все же ориентируюсь больше на умение принимать взвешенные решения в стремительно меняющихся ситуациях — сегодня это один из ключевых факторов успеха в нашем бизнесе.

Николай Вечер,
вице-президент GVA Sawyer:

– Не мешает и не помогает. Это просто данность. Есть сферы деятельности, где офицеры в отставке очень даже востребованы — там, где требуются высокий уровень исполнительской дисциплины, четкость действий и даже формализм. Например, по моему опыту, в управлении коммерческой недвижимостью отставники отлично справляются со своими обязанностями на позициях руководителей инженерных подразделений, в руководстве компаний, специализирующихся на технической эксплуатации зданий, и т. д. Самому мне служить в армии не довелось, но я прожил пять лет в казарме морского училища и не жалею об этих годах. Правда, сказать, что этот опыт мне как-то помог в дальнейшем, тоже не могу.

Олег Бирюков,
генеральный директор инжиниринговой компании «Лиман-трейд»:

– Армия меняет подход мужчин к решению проблем. Этот опыт помогает добиваться успехов за счет собранности, дисциплинированности, системности. Эти принципы присущи как армии, так и бизнесу. К тому же люди, прошедшие армейскую школу, как правило, хорошие организаторы, а это необходимое качество для топ-менеджеров. Хотя, если человек привык действовать строго по уставу, это ему будет только мешать. Для достижения успеха в делах часто нужно действовать быстро, нестандартно, а порой и авантюрно. Так что хорошим бизнесменом или менеджером может быть и человек, который никогда не держал в руках оружия. Поэтому при приеме на работу мы не учитываем фактор «служил или нет», а смотрим, прежде всего, на профессиональные навыки кандидата.

Максим Чернышов,
руководитель компании BI Group в России:

– Считаю, что люди, прошедшие службу в армии, обладают образцовой исполнительностью и закаленным духом. Однако армейская модель никогда не предусматривает возможностей альтернативных решений и креативного подхода.

Завязывая партнерские отношения, я никогда не заостряю внимания на том, служил человек в армии или нет.
На мой взгляд, хороший результат в работе дает именно умение находить баланс между дисциплиной (исполнительностью) и креативностью.

Кстати, крайности подходов к творчеству и исполнительности наиболее очевидны как раз в армейской среде. Древнеримская военная машина представляла собой одну крайность — бойцы в ней были объединены дисциплиной и боевой спаянностью в единый механизм. Однако этот механизм оказался крайне нерасторопным, негибким и нежизнеспособным в долгосрочной перспективе. В противовес первому подходу спартанцы и Суворов придавали чрезвычайно важное значение личности бойца. Именно умение, не отрицая дисциплины, «знать свой маневр» придало их коллективным усилиям необычайную эффективность.

Я поздравляю всех с праздником — с Днем защитника Отечества. Желаю всевозможных побед: творческих, над собой, прорывов в бизнесе. И пусть каждый легко находит этот самый важный жизненный баланс — между креативностью и дисциплиной.

Сергей Балуев,
директор по продажам ГК «Факт»:

– Существуют структуры, в которых установлен четкий процесс взаимодействия и разделения ответственности, например армия и церковь. И это, конечно же, помогает в управлении этими структурами. В бизнесе же необходимы четкий план действий и постановка конкретных целей. Так что армейское прошлое, конечно же, может стать полезным опытом для предпринимателя. Что касается «военщины», считаю, что крайности мешают в любом деле. В нашей компании служба в армии не является определяющим критерием при найме сотрудника, но как положительная характеристика — учитывается.

Александр Гиновкер,
генеральный директор АН «Невский простор»:
– Полагаю, что любой опыт, а в особенности армейский, помогает в жизни. Я смотрю шире на этот вопрос: на одних армия действует положительно, на других — не очень, все индивидуально, но доверять нужно всем. Сам я не служил, поэтому и влияния никакого на меня не было. На работу ко мне приходят в основном люди среднего возраста, которые после армии (если они служили) повидали уже многое. Хотя, несомненно, у бывших кадровых военных много положительных качеств, и такие сотрудники есть в нашей фирме. Но при найме на работу я как-то не обращаю внимания на армейский опыт или его отсутствие.

Вячеслав Эскин,
генеральный директор ИИЦ «Недвижимость Петербурга»:

– Все бывшие кадровые военные, с которыми я работал и работаю сейчас, люди ответственные и дисциплинированные. Работают хорошо, если задача поставлена четко. Так что армейское прошлое — это большой плюс, хотя и не на любой должности. Сам я служил срочную, два года. Думаю, этот непростой этап сильно повлиял на меня. Надеюсь, в лучшую сторону.

Кроме того, каждый год 23 февраля принимать поздравления, слышать удивленные возгласы («А вы действительно служили?») и понимать, что это все ты действительно заслужил, — приятно!