Зеленый передел
Дума поспешно, «на флажке», приняла закон о «лесной амнистии». Тысячи гектаров лесных территорий перейдут в частную собственность.
Дума поспешно, «на флажке», приняла закон о «лесной амнистии». Тысячи гектаров лесных территорий перейдут в частную собственность.
Законопроект с длинным названием – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров…» – принимался с приключением. Перед вторым чтением депутатам раздали таблицы поправок (одна из них, к примеру, занимала 43 страницы). Даже привычные ко всему наши парламентарии смутились: принимать важнейший закон, не читая текста, как-то не с руки. В заседании объявили перерыв, в Думу спешно примчался вице-премьер Дмитрий Козак и объяснил колеблющимся: поправки нужные, все будет хорошо.
Как всегда в подобных случаях, договорились до компромиссной формулы: документ несовершенен, но за реализацией его положений депутаты будут следить особенно внимательно. (Первое верно, второе – бесполезно.)
А последствия будут серьезные.
Например. Если спорный участок по данным Государственного лесного реестра относится к землям гослесфонда, а в Едином госреестре недвижимости указана другая категория – приоритет отдается сведениям ЕГРН. И даже если в ЕГРН сведений о категории нет, но у муниципалов или других владельцев есть на руках правоустанавливающие документы (какие – не уточняется) – лесники не в доле.
Другой случай. Если участок в ЕГРН указан как лесной, но до 1 января 2008 года был предоставлен под садоводство, ЛПХ или строительство жилого дома – его обязаны легализовать и включить в земли населенных пунктов. (Кроме ООПТ и наделов, по которым есть судебные решения о «ненадлежащем использовании».)
Легализуются здания и сооружения, построенные в лесопарковых зонах, если права на постройки зарегистрированы до 1 января 2016 года.
Дальше – еще интереснее. Если категория земель не указана в ЕГРН (а для внесения в госреестр лесных участков нужно, как минимум, установить их границы – чего, как правило, не сделано), то право установить категорию передается муниципалитетам или районным властям. (Пункт 11 статьи 14 закона о переводе участков из одной категории в другую.)
Подробный анализ законопроекта NSP проведет в ближайшее время, мы попросим подключиться лучших юристов.
Но некоторые последствия уже очевидны. «Прокурорские» поселки и прочие компактные поселения чиновников на лесных территориях будут легализованы и надежно прикрыты от посягательств активистов-экологов. Резко возрастут расценки на подпись кадастрового инженера. (Особенно задним числом.) Муниципальные власти получают новый и весьма серьезный источник доходов – за счет присоединения лесных земель. Потому что лесникам, судя по всему, просто не дадут деньги на комплексные кадастровые работы…