Реставраторов призовут к ответу
Минкульт намерен реформировать реставрационную отрасль.
После громких задержаний в фирме «Балтстрой» и в самом Министерстве культуры чиновники решили, что ситуацию надо менять. Причем начинать стоит с нормативно-правовой базы.
Совещание в Минкульте превратилось в своеобразный мозговой штурм по вопросам, требующим неотложного решения. Министр Владимир Мединский припомнил, что официально даже нет такой профессии – реставратор. Поэтому не удивительно, что эта сфера так плохо регулируется. Многие специалисты любят рассуждать о «научной реставрации», а министерство даже требует оформлять научный отчет о проведеденных работах, но что считать наукой?
Руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Олег Рыжков предлагает создать национальную исследовательскую лабораторию. Она могла бы стать центром по изучению состояния памятников, воздействия на них дождя и снега, грибов и прочих микроорганизмов, а также предлагала бы методики сохранения наследия. (Правда, неясно, если речь идет о памятниках из всех регионов России, каким же должен быть штат и финансирование этого учреждения?)
Звучали и другие глобальные идеи. К примеру, рассматривать и утверждать техзадания на проектирование на научно-методическом совете Минкульта. А еще законодательно возложить на этот совет контроль за всеми стадиями реставрации, что тоже вызывает вопросы о его численности.
Обсуждались и более конкретные меры: так, директор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, президент «Союза реставраторов России» Вячеслав Фатин предложил ввести принцип персональной ответственности за реставрационные работы. То есть получать разрешение не только на реставрационную контору, но и на конкретного архитектора, который станет «главным реставратором» и будет отвечать за свой объект.
Обобщить все идеи и разработать план реформ в итоге поручили рабочей группе под руководством Владимира Мединского. Отведенный на это срок - три месяца.