Игра в умолчанку
Комитет по экономической политике изучил предложения застройщиков по изменению Региональных нормативов градпроектирования (РНГП). Чиновники готовы согласиться на корректировку: считать, что на тысячу жителей положено 82 места в школах (а не 120, как сейчас). И в детских садах — 52 вместо 55.
yle="text-align: justify;">Комитет по экономической политике изучил предложения застройщиков по изменению Региональных нормативов градпроектирования (РНГП). Чиновники готовы согласиться на корректировку: считать, что на тысячу жителей положено 82 места в школах (а не 120, как сейчас). И в детских садах — 52 вместо 55.
Самое интересное, что и строители, и люди из Смольного знают: и то и другое — неправда.
Главная цифра РНГП — норматив жилищной обеспеченности. Сейчас зелень и парковки, медицина, проезды и детские сады рассчитываются исходя из того, что на одного человека приходится 28 кв. м. То есть жилой комплекс в 28 000 «квадратов» — это условная тысяча человек.
По факту в Петербурге с учетом старого и нового жилья на каждого горожанина получается 24 кв. м. А в многоквартирных домах, по данным недавнего исследования Росстата, на одного человека приходится 15 «квадратов». И это больше похоже на правду.
Средняя площадь квартир в новых проектах эконом-класса в прошлом году составляла 48,8 кв.м, весной 2015‑го — 41,9 кв. м. В Мурино и Девяткино, по-видимому, около 40 кв. м. На семью. Потому что ну сколько среди покупателей — одиночек?
Сколько на самом деле детей в «муравейниках» и что им нужно, сейчас мало кого волнует. Торговля между Смольным и застройщиками идет не за школьные парты для новоселов. А за снижение издержек. Стороны яростно торгуются за сведение баланса: каждая — своего.
Напомню: с прошлого года затраты на строительство социальных объектов (а с этого — уже и культурных, и проектирование дорог) возложены на застройщиков. Те скрипят, но терпят. Пока маржа позволяет. Потому что все расходы закладываются в стоимость квадратного метра, отсекая группу покупателей с низкими доходами, о которых так печется власть. Но если передавить — бизнес для девелоперов потеряет смысл.
И тогда уже они могут громко напомнить Смольному: вообще-то образование и здравоохранение, включая возведение соответствующих объектов, — прямая обязанность государства. На это мы платим налоги, не так ли? (На что они уходят — отдельная тема.) Строители и раньше создавали «социалку» (например, в КОТах), но затем муниципалы должны были построенное выкупать.
Этот процесс и прежде шел со скрипом, а теперь в бюджете и вовсе пустовато. Нет, на «оборонку», на патриотическое воспитание, на имидж губернаторов еще кое-что найдется, но общедоступные образование и медицина подвергнуты жесткой «оптимизации».
Игра идет, карты крапленые. Смольный готов снизить нормативы. При условии, что застройщики согласятся возводить «социалку» не только в границах своих проектов, но и везде — там, где укажет город.
Госзаказ за счет обычных дольщиков — ноу-хау нашей специфической формы госкапитализма.