Минфин загоняет граждан в жильё
Минфин предлагает конфисковать «сомнительные» накопления граждан. Угроза изъятия средств увеличит вложения в недвижимость.
Ведомство готовит поправки в Гражданский и Бюджетный кодексы, сообщают «Известия». Пока неизвестно, кто будет проводить проверки (скорее всего, Росфинмониторинг, но необязательно) и каким будет «порог» конфискации (минимальная сумма). Конфискованные средства будут перечислять в Пенсионный фонд. Странно, что не детям. Впрочем, «детские» пособия как раз ПФР и выплачивает.
Это не первый сигнал.
Напомним по порядку. В 2018 году Михаил Мишустин (он тогда возглавлял ФНС) заявил, что с «уклонистами» из числа юридических лиц почти разобрались; следующая цель – накопления граждан: «Следующим фискальным резервом для государства станут доходы физических лиц…»
В конце 2019 года Конституционный суд, разбирая дело полковника Захарченко, пришёл к выводу, что незаконно нажитое имущество, владелец которого не может подтвердить происхождение средств, может быть конфисковано у любого гражданина, а не только у чиновников и членов их семей. Но тогда речь шла именно об имуществе (хотя Захарченко запомнился именно пачками денег).
В марте президент Владимир Путин для борьбы с пандемией предложил ввести новый налог на доходы по вкладам на сумму более 1 млн рублей; Дума оперативненько – за неделю – приняла соответствующий закон.
В июне генеральный прокурор Игорь Краснов, выступая в Совете Федерации, заявил о перечислении в ПФР денег от продажи имущества, конфискованного у чиновников. За первое полугодие уже получилось более 20 млрд рублей.
В начале июля Центробанк, отдавая должное отечественной истории, вдруг разместил на своей странице ФБ справку о том, как росли налоги и конфисковывались вклады людей в годы Великой Отечественной войны. Дело давнее, однако граждане запаниковали и стали проводить неуместные аналогии; пост пришлось снять с извинениями. («Нас неправильно поняли».)
Последовательное снижение Центробанком ключевой ставки приводит к тому, что держать деньги на счетах не только небезопасно (см. выше), но и невыгодно. В марте вкладчики «вынесли» из банков около 315 млрд рублей, сейчас только в одном банке из первой десятки ставка по вкладам превышает 5% (Альфа-банк).
Фискальный интерес государства сокращает и валютные вклады: в июне 7 из 10 крупнейших банков потеряли около $600 млн…
Все эти меры – а также и разговоры о них – прямо или косвенно будут усиливать давление на рынок жилья. Других вариантов инвестирования – даже не для получения дохода, а хотя бы для сохранения средств – становится всё меньше. Купленную «впрок» квартиру можно обезопасить от избыточного внимания контролёров через 2–3 перепродажи между своими. (Это ни в коем случае не совет, а всего лишь напоминание о весьма распространённой практике.)
Кроме того, будет и дальше увеличиваться доля «налички» на руках и под матрасами; этот процесс сопровождается тревожными слухами о деноминации в духе «павловской» реформы.
В Минфине назвали предполагаемые изменения в законодательство «технической поправкой».