Невский проспект становится демократичнее. Придут ли сюда «Пятерочка» или «Дикси»? И по каким советским заведениям вы ностальгируете?
Главная улица города становится демократичнее. На Невском, 15 вместо салона Vertu откроется булочная с плюшками. На Думской с весны работает «Перекресток». Понты уступают насущным потребностям. Готовы ли вы увидеть на Невском «Пятерочку» или «Дикси»? Каких заведений лично вам не хватает на парадной магистрали Северной столицы? Что из советского прошлого хотелось бы ностальгически вернуть?
Cвятослав ГАЙКОВИЧ, руководитель АМ «Студия 17»:
– У меня нет никакого отторжения демократичных заведений на Невском проспекте, будь то кафе с плюшками, магазины «Пятерочка» или «Полушка». Если вдруг они там появятся, почему бы нет? Главное, чтобы не было бродяг и грязи, ну еще игровых автоматов в помещениях с входом непосредственно с Невского. В остальном — пусть расцветают сто цветов!
Ностальгически вернуть хотелось бы, конечно, кафе «Сайгон» на углу Невского и Владимирского. Жаль, что этого не получится сделать никогда.
Альберт ХАРЧЕНКО, генеральный директор компании East Real:
– Невский проспект был и остается главным променадом города. Поэтому наполнение товарами и услугами в первую очередь ориентировано на отдыхающих горожан и туристов. Стритфуд, как в заморском исполнении, так и в местном, органично вписывается в этот формат. Что касается «Перекрестка», то он занял помещения, которые в этой конфигурации и локации другим были не под силу. В ближайшем окружении нет продуктового супермаркета, и своего покупателя «Перекресток» получил. Замечу, что в пешей доступности от Невского есть и «Дикси», хотя, конечно, на центральную часть проспекта сеть не выйдет.
Большой ностальгии по чему-то советскому нет. Возможно, кинотеатр «Молодежный» и пивную «Очки» посетил бы, но только ради приятных воспоминаний. Я с нетерпением жду открытия супермаркета в Пассаже.
Владислав ФАДЕЕВ, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге:
– Несколько лет назад, после кризиса 2008–2009 годов, когда онлайн-карты с локацией магазинов еще не были общеупотребительными, в результате какого-то сбоя магазин «Дикси» на официальном сайте ритейлера располагался центральнее некуда — в самой середине Дворцовой площади. А ведь тогда тоже обсуждался тренд открытия магазинов эконом-класса на Невском. Поэтому нет ничего невозможного. Да и сейчас «Дикси» есть на проспекте — в той части, что относится к Старо-Невскому. На основной же части Невского мне лично не хватает красивых парадных магазинов. К сожалению, сейчас магистраль весьма неоднородна: рядом с красочно оформленными магазинами представлены заведения, дизайн которых сохранился на уровне конца 1990-х.
Иван ПОЧИНЩИКОВ, управляющий партнер компании IPG.Estate:
– На мой взгляд, парадная улица Петербурга не должна быть зоной массовой торговли. Ведь в первую очередь это туристическая зона с множеством известных брендовых магазинов, сувенирных лавок, приятных кафе и ресторанов. Булочная с плюшками, «Перекресток» на Думской, «Пятерочка» у Дома кино явно выбиваются из общей концепции премиальных коридоров города. Открытие подобных заведений и магазинов в таких местах — это скорее исключение, чем тенденция. Все же стоимость аренды на Невском не вписывается в бюджет продуктовых магазинов массового сегмента. Поэтому говорить о том, что главная артерия города становится демократичнее, — преждевременно.
Ольга АТКАЧИС, генеральный директор компании А2 Retail:
– Я бы не сказала, что понты уступают. Просто собственники помещений не хотят, чтобы они пустовали. Можно долго ждать арендаторов из сегмента luxury, но пока их нет, владельцы согласны привлекать успешные развивающиеся компании из других сфер бизнеса. В частности, сегодня активны, прежде всего, сетевые арендаторы. Многие из них были бы рады рассмотреть эту локацию для открытия флагманского магазина.
Я не готова видеть на Невском ни «Пятерочку», ни «Дикси». Это не тот сегмент, который должен присутствовать на центральной городской магистрали. Та же Думская, где открылся «Перекресток», — это ведь прилегающая улица, а не сам Невский проспект. Стоит также сказать, что наше законодательство очень сильно усложняет жизнь любому продуктовому оператору на главной улице города. Существует огромное количество норм и требований по охране исторических зданий, которые не позволяют нормально разгружать продукцию. К тому же сам конструктив помещений зачастую не дает организовать нормальную логистику. Да и конкуренция со стороны общепита за качественные объекты огромна.
Сегодня Невский проспект состоит практически из одних ресторанов и сувениров. Операторов промышленной группы здесь практически не осталось. Было бы здорово разбавить «сувенирку», например, бутиками брендовой одежды. Также печально, что с Невского ушел сегмент luxury. Очень хорошо тут смотрелись бы универмаги. Другое дело, что желание и возможности — это разные вещи. На Невском проспекте сейчас нет ни интересных помещений по приемлемым ставкам, ни активных, крупных местных или иностранных игроков, которые хотели бы расширить эту нишу.
Александр ОРТ, президент группы компаний «ННЭ»:
– Это магазины шаговой доступности, они должны быть доступны прежде всего населению в жилых кварталах. А Невский проспект — это все же деловой центр, и там должны присутствовать офисы, учреждения. Но если у какой-то компании есть средства (а арендовать и тем более купить здесь помещение — это очень дорого), чтобы разместить свои магазины и представительства на Невском и близлежащих улицах, то почему и нет? А недалеко от Невского, на Стремянной улице, на Владимирской вполне уместны объекты первой необходимости, как, например, продуктовые магазины пешеходной доступности. Есть у нас на Большой Конюшенной небольшой гастроном в подвальчике, и вполне справляется.
Из советского прошлого — кафе «Север» рядом с Пассажем. Это воспоминание детства, и такие объекты должны обязательно быть. Вспоминаю пирожковую на Садовой улице, недалеко от Невского. А когда идешь мимо ДЛТ, где теперь супербутики, всегда пахнет пышками — тоже воспоминание детства. Никогда мимо этой пышечной не прохожу.
Сергей БАЛУЕВ, директор по продажам компании «ФАКТ. Коттеджные поселки»:
– Если это не будет портить внешнего вида зданий большими вывесками, то почему бы нет. В центральных районах города есть и «Пятерочки», и «Дикси», но они настолько страшные, что заходить туда не хочется. А если зайдешь, то рискуешь заплутать в лабиринте подвальных комнатушек.
Если на Невском открывать дискаунтер — так с достойным оформлением, который иностранцу не стыдно показать.
Я редко там бываю, и все заведения, которые мне нужны, есть как на Невском проспекте, так и на прилегающих улицах.
Из советского прошлого хотелось бы вернуть мороженицы с металлическими чашечками и вкуснейшим мороженым. Думаю, что если такие заведения здесь появятся, то люди моего возраста будут с удовольствием ходить туда.
– Если рассуждать с точки зрения горожанина, наверное, это было бы неплохо. У наших граждан разные доходы и разные потребности. А на Невском найти продуктовый магазин непросто, их явно мало. Есть какие-то непонятные лавочки в полуподвалах в близлежащих закоулках, где предлагают товары сомнительного происхождения и качества.
Я там давно не гуляла. Наверное, на Невском не хватает «ленинградских пышечных», хотя их по городу тоже немного. Главное, чтобы при этом не было очереди у этой пышечной на главной магистрали. Или нечто вроде легендарной бургерной Black Star от Тимати в Москве. Это стало модным на некоторое время, и все приезжающие в столицу стремятся там побывать. А потом появляются селфи с подписью типа «был на Красной площади», «был в бургерной у Тимати».
Ностальгировать не получится, я родилась в конце советской эпохи и практически не застала этот период.
Дмитрий ЗОЛИН, управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор»:
– Все должна решить экономическая целесообразность. В наших бизнес-центрах есть две «Пятерочки» и один «Верный». И снобизм наших арендаторов быстро уступил место здоровой практичности: и руководители, и сотрудники компаний, в том числе крупных, ходят туда за булочками, бритвами, йогуртами. Но Питер всегда отличался от Москвы более правильным подходом к соотношению «цена-качество». А время и экономический спад окончательно расставили все по своим местам.
Я не очень люблю делать покупки на парадной магистрали. Невский прекрасен, но его заведения на 95% рассчитаны на туристический поток. И вопросы к качеству того, что там предлагают, возникают регулярно. Ведь турист — это разовый клиент.
Николай АНТОНОВ, партнер и генеральный директор компании «МТЛ. Управление недвижимостью»:
– Что вы, понты давно остались в прошлом. У нас в бизнес-центре на Литейном, 22 года полтора-два назад открылся «Дикси». Раньше на его месте был «Веджвуд». Он благополучно работал больше десяти лет. Когда мы поинтересовались у хозяйки, почему она закрывает магазин, она ответила, что дело не в кризисе. Ценители хорошего английского фарфора не исчезли, но большинство ее постоянных покупателей просто переместилось из России за рубеж.
Что касается Невского, это главная витрина Петербурга. И то, что там дорогие магазины уступают место масс-маркету, — очень показательно. Покупательная способность людей снижается и, видимо, будет снижаться еще какое-то время. Мне на Невском не хватает выставочных заведений: галерей, салонов, — где демонстрировали бы новинки в области моды, техники, искусства. Из советского прошлого я бы вернул кафе-мороженое с креманками и заварными пирожными по 22 копейки. А еще мальчишкой я очень любил Военторг. Зайти туда было маленьким приключением.