НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

19 сентября, 04:57

Коммерция не догоняет

16 февраля 2015 в 05:20

Итоги 2014‑го в сфере коммерческой недвижимости не отражают текущей экономической ситуации. Рынок инерционен, поэтому несмотря на санкции и валютные коллизии в Петербурге продолжали запускать торговые и офисные комплексы, а поглощение площадей по результатам года превысило их ввод.

Газовые офисы

Общий объем качественных офисных площадей по итогам года превысил в Петербурге 2,3 млн кв. м. В эксплуатацию ввели 22 бизнес-центра с суммарным арендопригодным пространством 212 000 кв.м (по данным JLL), 11 из которых относятся к классу А (по совокупности 118 800 кв.м), остальные — к уровню В.

Несмотря на стагнацию в экономике, завершенные объекты оказались востребованными. По подсчетам Colliers International, чистое поглощение за год составило 213 700 кв. м. Правда, крупные договоры заключали в основном арендаторы из нефтегазового сектора и компании с государственным участием. Ведущим игроком признан Газпром: его доля составила 35% в общем объеме сделок. Рекордных показателей рынок достиг в IV квартале, подчеркивают в JLL. Это результат нескольких масштабных транзакций с газовыми структурами и также с группой ВТБ, которая арендовала один из корпусов «Невской Ратуши». Эти сделки сформировали 95% чистого поглощения за три последних месяца года (74 000 кв.м). Доля свободных площадей на офисном рынке Петербурга к началу января не превышала 12%.

Из-за общей неопределенности клерки отказались от каких-либо резких движений. Собственники начали предлагать клиентам разные бонусы (полная отделка помещений и/или перепланировка под конкретного арендатора, помощь в составлении технических заданий, скидки на парковочные места и т. п.). Стоимость аренды по новым контрактам стала рассчитываться сугубо индивидуально, а ставки в процессе переговоров могли снижаться на 15–20%.

На протяжении всего года ротация арендаторов носила разнонаправленный характер. Одни планово переезжали в более качественные бизнес-центры, другие начали покидать деловые комплексы с высокими арендными ставками в поисках более выгодных коммерческих условий. Опытным путем выяснилось, что клиенты готовы уменьшить занимаемые площади в среднем на 15%. Некоторые арендаторы стали сдавать часть помещений в субаренду или отказываться от них, если такая возможность предусмотрена договором.

В числе наиболее крупных «новичков» класса А — бизнес-центры «Тринити Плейс» (арендная площадь 27 500 кв.м) и «Лукойл» (18 620 кв.м). Самые масштабные из завершенных в 2014‑м проектов категории В — БЦ «Сэтл-Центр» (21 130 кв.м) и первая очередь БЦ «Виктория Плаза» (20 000 кв.м). Лидерство по объему вводимых площадей третий год удерживает Московский район (не менее трети общегородских показателей).

Средний уровень рублевых ставок в качественных объектах за год изменился незначительно. Актуальный диапазон для класса А — 1620–1660 руб./кв.м в месяц, для класса В — 1080–1190 рублей (включая НДС и операционные расходы). Разумеется, если пересчитывать в евро, Петербург по стоимости аренды офисов уже отстал от многих европейских городов. Однако индексировать расценки — слишком рискованный шаг на фоне изобильного предложения. Впрочем, некоторые «новички» весьма амбициозны. В первом полугодии на рынок вышли три БЦ класса А: Eightedges, Electro и бутик-офис центр «Пассаж», где ставки значительно выше среднерыночных — от 1900 рублей/кв.м в месяц (с учетом НДС).

Экономный шоппинг

По данным Colliers International, общий объем предложения в качественных торговых центрах Петербурга достиг 2,6 млн кв. м. За год в эксплуатацию были введены лишь два крупных объекта: ТРЦ «Монпансье» (арендуемая площадь — 30 500 кв.м) и ТРК «Европолис» (60 500 кв.м). Наш город занимает второе место после Самары по уровню обеспеченности населения торговыми метрами среди российских мегаполисов, включая Москву.

Крупные сетевики усердно оптимизировали портфель арендуемых площадей и без лишних разговоров расторгали невыгодные контракты, если не видели возможности пересмотреть ставки. С рынка ушли несколько зарубежных марок: OVS, Esprit, River Island, Seppala. Однако тех, кто открывал дебютные магазины, существенно больше: Sinsay, Violetta by Mango, Deichmann, Prenatal, Reima и др. К январю общий объем вакансий ТЦ увеличился до 5,5–6%, хотя в отдельных комплексах он достигает 25%. Показатели ротации арендаторов в основных торговых коридорах варьировались в пределах 15–30%.

Максимальные ставки в торговых центрах, по оценкам JLL, не изменились и остались на уровне $2000/кв.м в год (без НДС и эксплуатационных расходов). Однако границы валютного курса все чаще фиксируются: в IV квартале стороны чаще всего соглашались на 45 рублей за доллар (на срок не больше года).

Доля вакантных площадей в стрит-ритейле заметно выросла — до 10–15%, по оценкам Knight Frank St. Petersburg. В листингах появились помещения, которые не пустовали годами. Это касается как исторического центра, так и популярных торговых зон рядом с крупными жилыми массивами: на Малой Садовой, вблизи Сенной площади, на Большом проспекте П. С., у ст. м. «Московская», на Ленинском проспекте и проспекте Просвещения.

Самые дорогие встройки традиционно сосредоточены на Невском, где средний уровень ставок составляет около 10 000 руб./кв.м в месяц. Стоимость аренды на Петроградской стороне, как правило, не превышает 6000 руб./кв.м в месяц.

В центральных торговых коридорах объекты продавали по 150 000–400 000 руб./кв.м, в популярных «спальниках» — до 300 000 рублей за «квадрат».

Рулит built-to-suit

В 2014‑м в эксплуатацию введено свыше 400 000 кв.м качественных складов, подсчитали в Knight Frank St. Petersburg. В первом полугодии 2014-го завершен комплекс класса А Nordway в Шушарах (арендопригодное пространство — 40 600 кв.м). В III квартале введены два складских терминала высшей категории: третья очередь «Осиновой рощи» в Парголово (54 000 кв.м), а также «Армада Парк» в Шушарах (76 340 кв.м). Под конец года сдан еще один крупный объект — логопарк «Троицкий» (к аренде пригодно 39 250 кв.м).

Общее предложение подросло на 18% и достигло 2,5 млн «квадратов». Однако увеличения доли вакансий на этом фоне не случилось: в среднем по рынку — около 6%.

Объем сделок достиг рекордного значения — 337 000 кв.м (по расчетам Colliers International). Заключены крупные контракты с «Ашаном», Netto, ТД «Центр Обувь» и др. Спросом пользовались как небольшие складские объекты до 2500 кв.м, так и крупные блоки от 10 000 «квадратов». Однако во втором полугодии запросы потенциальных клиентов стали заметно скромнее. Например, если в начале года среднестатистическая компания искала 4000 кв.м, то осенью готова была рассматривать варианты не более 2000 кв. м.

Доля складских площадей, реализованных по схеме built-to-suit, достигла 45%. Основной девелопер, работающий «под заказчика», — компания «А Плюс Девелопмент».

Осенью из-за сильного ослабления рубля запрашиваемые ставки в качественных складских комплексах снизились, по данным JLL, до $80–85/кв.м в год (без учета операционных расходов и НДС). В рублевом эквиваленте стоимость аренды варьировалась от 375 до 450 руб./кв.м в месяц (цифры Colliers International). По оценке Knight Frank, ставка по системе «все включено» достигла для объектов класса A 550–650 руб./кв.м в месяц, а в классе В — 400–500 рублей.

Изменилась структура спроса на склады: большую часть заявок обеспечили ритейлоры, причем в основном продуктовые сети, примерно четверть сделок — логистические операторы. Доля производственников заметно сократилась.

Клерки на продажу

Общий объем инвестиций в недвижимость Петербурга в 2014‑м достиг $1,5 млрд (по данным Colliers International). Причем конец года оказался более активным. В первом полугодии (по подсчетам той же компании) в городе было заключено инвестиционных сделок на сумму около $540 млн.

Правда, в основном предметом транзакций становились участки под жилую застройку, за которые обычно расплачиваются траншами. Если говорить о классических инвестиционных сделках, их объем составил $230 млн.

Наибольший интерес инвесторы проявили к покупке офисной недвижимости как для сдачи в аренду, так и для собственных нужд. Крупнейшие транзакции 2014‑го были заключены с участием структур пенсионного фонда «Благосостояние», который приобрел бизнес-центры «Юпитер‑1» и «Юпитер‑2» в МФК «Аэропортсити Санкт-Петербург». Оба объекта оценивались в 4 млрд рублей. Это самая крупная покупка на петербургском рынке офисов за последние шесть лет.

В конце лета была закрыта сделка с новеньким деловым комплексом класса А «Синоп» на Синопской наб., 22. Покупатель — УК «РВМ капитал». По экспертной оценке, актив мог стоить около 2 млрд рублей.

Сразу три офисных здания реализовала Fort Group: «Аполло», «Трубецкой» и «Литера». Их новые владельцы будут использовать объекты для собственных нужд. По данным Knight Frank Saint-Petersburg, в случае с БЦ «Трубецкой» на все формальности ушел лишь месяц.

Среди других сделок примечательна продажа части офисного комплекса на Лиговском пр., 6. Его владелец — ГК «Соло» — выручил за объект 280 млн рублей.

«Охта Групп» купила около 17 га земли с офисно-складским комплексом на Пискаревском пр., 150. Здесь функционируют складской терминал класса А (8000 кв.м) и бизнес-центр (около 5000 кв.м), построенные в 2008‑м. Новый собственник намерен вложить в расширение и модернизацию объекта около 200 млн рублей.

Под конец года переговоры с инвесторами стали затягиваться. Сторонам приходилось постоянно уточнять предыдущие договоренности (в том числе финансовые) из-за валютных колебаний.

Смотрите также (табл.)

Динамика объема офисных площадей Петербурга
Рис. 1

Объем ввода и чистое поглощение по годам на рынке офисов Петербурга 
Рис. 2

Динамика арендных ставок и доли свободных офисных площадей Петербурга
Рис. 3

Структура офисных площадей по районам Петербурга
Рис. 4

Динамика ввода, поглощения и уровня вакантных складских площадей Петербурга
Рис. 5

Динамика арендных ставок на склады Петербурга
Рис. 6

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ  Об итогах минувшего года мы задали ньюсмейкерам лишь два простых вопроса. Что для вас стало главным уроком 2014-го и в чем заключалась его основная интрига?

Андрей Степаненко, гендиректор Российского аукционного дома, президент РГУД:

– Думаю, главный урок — это развенчание мифа о том, что все деньги, все инвестиции, все выгодные сделки — в Москве, и вообще, что все рынки, вся экономика там делаются. Буквально за считанные месяцы — осень и начало зимы — этот миф рухнул. Оказалось, столичный рынок — в большей степени бренд, причем бренд сильно переоцененный. В ситуации, когда встал вопрос, где же реальная экономика, реальные производства, деньги, на первый план вышли промышленные регионы, а следом — регионы с адекватной стоимостью недвижимости. Те, чей рынок не переоценен и не перекредитован. Филиалы РАД за прошлый год внезапно показали рекордный скачок прибыли, и сейчас мы делаем ставку на региональные площадки, выходим на новые внутренние рынки.

А главная интрига 2014‑го — передадут ли на реализацию независимому продавцу, Российскому аукционному дому, 200 предприятий в рамках федеральной приватизации. Передали!

Ирина Анисимова, руководитель проекта «Невская Ратуша»:

– Основная интрига, безусловно, заключалась в перипетиях обесценивания рубля и общей социально-экономической ситуации в стране. Что же касается главного урока, итоги 2014‑го еще раз подтвердили, что горизонт планирования проектов в сфере девелопмента должен быть не более трех лет по одному из направлений, а для их дальнейшего развития нужно продумывать более гибкую систему профилей и вариаций.

Георгий Рыков, генеральный директор компании «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

– Раньше у школьников были «уроки мира», сейчас их нет. Я понял одно: стабильность — это некое эфемерное понятие, иллюзия, а равновесие — динамическое состояние. Оно в любой момент может измениться: сегодня ты гражданин, завтра — солдат. Но несколько кризисов за последние 20 лет подготовили нас к неожиданностям, и мы стали относиться к ним спокойно, хотя некоторые в панике чуть ли не бомбоубежища готовят.

Для меня главная интрига 2014‑го была связана с макроэкономикой: сумеет ли Россия выкрутиться из того положения, в котором она оказалась? Пока не получается.

Андрей Амосов, глава офиса компании JLL в Санкт-Петербурге:

– Интригой для нас, конечно же, была реакция наших клиентов и всего бизнеса на общественно-политические события. Кто сократит присутствие на рынке, а кто начнет его наращивать — предсказать было весьма непросто.

А урок выучили еще в прошлые времена: необходимо диверсифицировать деятельность и делать упор на качество предоставляемых услуг, чтобы остаться сильным и активным игроком на рынке.

Мы это сделали и с нашими семью направлениями бизнеса в коммерческой недвижимости чувствуем себя очень неплохо.

Николай Антонов, генеральный директор управляющей компании PROFMAN:

– Интригой 2014-го стало то, что экономика всех проектов коммерческой недвижимости — функционирующих и строящихся — для многих стала неочевидной. Как сказал один из предпринимателей, с учетом стоимости заимствованных средств актуальны лишь сверхмаржинальные проекты. Очевидно, что возникают сомнения в легальности таких предприятий.

Я не рассматриваю добычу и переработку природных ресурсов. Соответственно, мы видим, как сворачиваются стартапы, уходят с рынка игроки, закрывается малый бизнес.

Но я оптимист и могу предположить, что после эпохи тотального потребления мы перейдем к экономии ресурсов и бережливому производству, что тоже, без сомнения, даст толчок развитию новых технологий и направлений в бизнесе.

Вадим Шендеровский, генеральный директор ООО «Региональный аукционный центр»:

– Главная интрига — возможный диапазон колебания стоимости объектов коммерческой недвижимости в зависимости от тех или иных внешнеполитических процессов.

Что касается уроков 2014‑го, для себя мы поняли: решение диверсифицировать работу по всем сегментам рынка оказалось верным. Мы не стали сильно концентрироваться на таких популярных секторах, как стрит-ритейл или помещения в торговых центрах. Это позволило нам охватить операторов складской и индустриальной недвижимости, а также владельцев земель.

Андрей Косарев, генеральный директор компании Colliers International в Санкт-Петербурге:

– Один из важных уроков состоит в том, что, хоть экономические спады неизбежны и находятся явно вне сферы нашего влияния, начало очередной рецессии или кризиса — это точно не повод: а) опускать руки, б) останавливаться на достигнутом, в) меньше зарабатывать. Лично я смотрю в будущее с оптимизмом и уже реализую (вместе с нашими клиентами и консультантами) те возможности, которые открываются. А их будет все больше!

Михаил Тюнин, руководитель отдела складской, индустриальной недвижимости и земли Knight Frank St. Petersburg:

– Лично для меня (уверен, что и для западных партнеров) главным уроком года стала мысль: «Россию нельзя недооценивать». С удовольствием констатирую способность наших коллег и партнеров быстро адаптироваться к изменению ситуации на рынке и готовность мгновенно перейти на замещение импорта.

Главная интрига конца 2014‑го и сейчас — сохранит ли Россия выбранную внешнюю политику. Надеюсь, что да.