НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на "социалку", в нем должно быть не менее 1-1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

19 апреля, 15:59

Музей как задание

28 сентября 2020 в 07:41

Молодые архитекторы провели online-фестиваль 360 FEST.

Инициаторами и организаторами мероприятия стали архитектурные компании SA lab, ARCHSLON и SYNTHESIS. Темой фестиваля выбрали новый формат музеев. Участникам предложили представить, как в цифровую эпоху можно трансформировать музеи, галереи и арт-пространства. За четыре дня в 360 FEST поучаствовали 2870 слушателей из 15 стран и 75 городов мира. 

Помимо лекционной программы в рамках фестиваля прошёл воркшоп: создание прототипа виртуального музея из пяти сферических объёмов. Каждая команда разрабатывала один объём, который затем стал частью единого музейного комплекса. Победителем по версии жюри стала команда Елизаветы Гришиной, Ирины Капункиной, Анастасии Сониной и Ирины Талибовой, которая занималась темой доступности музейных пространств. В работе обыгрывается тема доступности и недоступности экспонатов. В цифровой среде посетитель за секунду может попасть в виртуальный музей из любой точки мира, однако при этом теряется эффект близости с произведением, погружения в среду. "Стремясь проиллюстрировать этот эффект, мы создали холодную и уединенную планету — как метафору пустоты, на которой произведения искусства являются путеводными звездами, — поясняют авторы. — Посетитель, попадая на нашу виртуальную выставку, проходит испытание, насколько истинно его желание лицезреть искусство. Это искусство для него непривычно: он видит не картину на стене или экспонат в витрине, а мнимый оазис на горизонте. И стремится к нему. Картина становится его главной целью, он не знает, что на ней, он не понимает, зачем она ему, но в то же время он увлечен ею. Ускользающая красота произведений отсылает нас к реальной жизни, в которой мы сами выбираем вектор движения". 

А по итогам онлайн-голосования победила команда Татьяны Нестругиной, Полины Степановой, Татьяны Широковой и Рады Беловой, изучавшая тему телепорта. "Вне физического пространства телепорт позволяет не только за секунду перемещаться между разными пространствами, но и перемещать объект искусства, который в жизни в подобном пространстве мы представить не можем. Восприятие искусства вне физической реальности совершенно иное, чем вживую, поэтому мы предлагаем зрителю не любоваться искусством в нашем музее, а размышлять о значимости контекста и его взаимосвязи с объектом. В качестве примера выбрана скульптура Венеры Милосской — всем известного произведения, уже давно ставшего некоторым символом, даже иконой. Планета состоит из шести разных по атмосфере пространств: доминанта, амфитеатр, киберпанк, сюрреализм, тиражирование и грот. Каждая из сред открывает зрителю образ Венеры с новой стороны. Музей предлагает изменить отношение зрителя к известному произведению и задуматься о неоднозначных вопросах путем столкновения скульптуры и более или менее привычного для нее контекста. Сильно ли изменится наше отношение к Венере вне привычных залов Лувра?", — задаются вопросом архитекторы.

Темы других работ: музейные запасники, масштабирование музеев, кастомизация музеев и контента.  Все пять проектов можно посмотреть на сайте фестиваля и поиграть в них. Виртуальный мир – это не альтернатива физической среды, а её органичное развитие и дополнение, уверены организаторы 360 FEST: "Виртуальное пространство - тот инструмент, который позволяет решить основные проблемы реально мира. Одна из таких проблем в последнее время - географическая доступность".

1 из 15