НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

25 апреля, 05:13

Клерки снимаются с мест

25 ноября 2020 в 22:45

Коронавирус изменит планировки офисов. Незакреплённых рабочих мест станет больше.

«Незакреплённые рабочие места будут доминировать», – заявил в ходе конференции «Гигабайты офисов» Денис Кувшинников, директор департамента интерьеров ABD Architects. Чёткого понимания, как именно изменятся офисные пространства в результате пандемии, ещё нет, считает он. Однако офисы точно станут другими. Распределение площадей в офисах IT-компаний, по его словам, до пандемии выглядело так: 62% – открытые зоны, почти 9% – переговорные комнаты; архивы, гардеробные, серверные – 5%, зоны коллаборации, кабинеты, места для уединённой работы, лаунжзоны, бары – по 3–4%. 

Трендом будет гибкая организация пространства и высвобождение офисных площадей для представительских, клиентских и других функций, считает Екатерина Аридова, начальник управления поддержки развития закупок «Газпромнефть-Снабжение». «Сейчас мы делаем акцент на гибком подходе к организации рабочего пространства: хотдески, отсутствие личных вещей на рабочих местах, специально оборудованные сейфы, – поясняет она. – Это позволяет высвобождать место для дополнительных функций, которые не касаются напрямую выполнения служебных обязанностей, но при этом несут огромную пользу».

Отказываться от офисов компании, несмотря на успешный опыт "удалёнки", не станут, уверены эксперты. «Далеко не все эффективно работают дистанционно. Это связано с тем, в каких условиях живут люди. У клиентов полярные мнения – как у руководителей, так и у сотрудников. Одни утверждают, что всё замечательно, а другие говорят, что есть потеря эффективности», – рассказывает Денис Кувшинников. «Мы нуждаемся в том, чтобы встречаться в офисе: с клиентами для демонстрации продуктов, которые мы выводим на рынок, с командой, чтобы что-то обсудить, и т.д. В офисе работа спорится, там хорошая эргономика», – уверена Екатерина Аридова.

«Опыт удаленной работы показал, что для современных компаний наиболее актуальным будет гибридный формат работы. Мы не планируем отказываться от офисов, наоборот, мы продолжаем наращивать наши офисные площади. Это часть стратегии – мы понимаем, что не будем работать из дома постоянно, – говорит Анна Латкина-Туркова, директор административного департамента Mail.ru Group. – Пандемия внесла коррективы в части планирования офисного пространства. Например, в офисах мы усиливаем технологичную составляющую, создаем zoom room, где люди смогут собираться и проводить командные работы, брейнстормы и т.д.».

«Мы готовимся к новой реальности: когда ситуация нормализуется, мы дадим сотрудникам возможность выбирать – как они хотели бы работать, и при необходимости периодически менять выбранный формат работы. На сегодня оказалось, что 40% сотрудников хотели бы использовать гибридный формат работы, с тем чтобы большую часть времени проводить в офисе», – делится Игорь Чупалов, генеральный директор Deutsche Telekom IT Solutions.

Согласно исследованию Working from Home Survey компании Colliers International, в марте офисные сотрудники, оценивая эффективность работы, утверждали, что на "удалёнке" она существенно повысилась. Однако в октябре таких ответов было в четыре раза меньше. «Это говорит о том, что определённая эйфория от "удалёнки" себя исчерпала», – говорит Игорь Темнышев, региональный директор департамента управления строительными проектами Colliers International. На вопрос: «Как часто вы бы хотели иметь возможность работать удалённо?» – весной большинство отвечало про «один-два раза в неделю». Сейчас бОльшая часть респондентов голосует за три-четыре дня удалённо, а один-два – в офисе. 

IT-компании и телекоммуникационные фирмы являются одними из ключевых арендаторов в городе, напомнил Игорь Темнышев. Если с 2014-го по 2016 год основные сделки на рынке офисной недвижимости проходили с участием структур Газпрома, то с 2017-го пальму первенства перехватили "айтишники". На сегодня сектор ТМТ занимает 18% рынка офисов Петербурга, это порядка 630 000 кв.м. «По большому счёту, ровно столько же, сколько занимает Газпром», – подсчитал Игорь Темнышев. В 2020 году по понятным причинам активность снизилась, но сделки всё равно проходили. Так, Mail.ru Group арендовала бывший офис банка ВТБ на Большой Морской улице. IT-компании выбирают помещения преимущественно в Московском и Петроградском районах, средняя площадь – около 2000 кв.м, что чуть больше среднего показателя по рынку.