НАШ ЦИТАТНИК: «Исторический дом не может соответствовать современным требованиям...» Сергей Макаров

24 июня, 05:45

Привокзальная жемчужина

11 марта в 10:17
4 297

Привокзальная жемчужина

Памятники архитектуры и вполне рядовые дореволюционные здания – под неожиданным углом зрения. Автор колонки – Пётр Кузнецов, директор компании «Конфидент».

Жилой комплекс для служащих Финляндской железной дороги

Название: жилой комплекс для служащих Финляндской железной дороги
Адрес: Боткинская ул., 1
Архитекторы: Фёдор Фёдорович Миритц и Иван Иванович Герасимов
Годы постройки: 1907–1908

АВТОР КОЛОНКИ

Кузнецов Пётр Александрович
Кузнецов Пётр Александрович
директор
ГК «Конфидент»

Знаете, почему квартал вокруг Финляндского вокзала напоминает раковину морского моллюска? Потому что среди его не очень парадной застройки можно найти настоящую жемчужину.

Финляндская железная дорога из Петербурга в Хельсинки длиной всего 370 километров стала самой затратной магистралью своего времени для столицы. Поэтому по окончании строительства денег на роскошный вокзал не осталось, и архитектор Пётр Купинский создал проект в духе функционального минимализма. Вслед за зданием вокзала начала формироваться инфраструктура, в том числе появились жилые комплексы для служащих новой железной дороги. Однако сам вокзал и здания, что находятся непосредственно на привокзальной площади, были частично или полностью перестроены в советское время.

Этой участи избежал лишь небольшой комплекс из трёх домов, который находится словно в «кармане», напротив платформ. Он замыкает архитектурное пространство площади с северной стороны и является её главным акцентом – с момента строительства в 1907–1908 годах и по сей день. Удивителен и тот факт, что самое красивое здание в квартале было предназначено для проживания низших служащих чинов Финляндской железной дороги – кондукторов, машинистов и мелких чиновников.

ул. Боткинская, 1
Боткинская ул., 1

Это великолепный образец северного модерна, который, по мнению некоторых историков архитектуры, чересчур симметричен, прямолинеен и суховат в деталях. Однако именно в этом месте комплекс зданий смотрится колоритным пятном на фоне остальной застройки. Хотя вполне возможно, что где-нибудь на Петроградской стороне он потерялся бы среди пышности форм и декоративных элементов.

Здания визуально разделены на три уровня с помощью цветовой гаммы. Светлый нижний этаж эффектно отделан тёмным гранитным цоколем. Следующие два этажа насыщенно красного оттенка придают постройкам фундаментальность и красочность одновременно. И ещё один светлый, четвёртый, этаж делает комплекс визуально более лёгким. Архитектурная выразительность достигнута благодаря разнообразию оконных проёмов, узким башенкам на выступающих эркерах, маленьким колонкам в один этаж и балконам на лестничных клетках во внутреннем дворе.

Однако создатели этого комплекса (архитектор Фёдор Миритц и инженер Иван Герасимов) видели свою главную задачу в создании внутриквартальной среды, делая ставку на благоустроенность и экономичность жилья одновременно.

Небольшой уютный двор, полный воздуха и света, удалось создать с помощью нетипичной компоновки трёх корпусов, вместо традиционной периметральной застройки. По бокам участка расположились два симметричных Г-образных корпуса с севера и юга, а внутри – прямоугольный, который сделал внутреннее пространство камерным. В этом небольшом озеленённом курдонёре размещалась площадка для игр.

Жилой фонд невелик: 20 двухкомнатных квартир и 63 однокомнатные. Однако по уровню удобств они выиграют у многих современных квартир комфорт-класса. Большие комнаты: от 22 до 33 кв.м. Высокие потолки в 3,35 м. К тому же авторы проекта уделили особое внимание гигиеническим качествам и бытовым удобствам жилья, умело используя нежилые квадратные метры и модерновые инженерные системы.

ул. Боткинская, 1
Боткинская ул., 1

Чтобы избавить квартиры от захламления, лишней влаги и пыли, все необходимые бытовые функции были вынесены в подсобные помещения. Поэтому, помимо жилых метров, квартиранты получали собственную холодную кладовую в подвале и помещение для сушки белья на чердаке. Даже широкие балконы на лестничных площадках служили этим целям, ведь они были предназначены для чистки белья и мебели. Также для удобства жильцов все кухни были оборудованы индивидуальными мусоропроводами.

Чтобы защитить здания с противопожарной точки зрения, помимо постройки брандмауэров, многие внутренние элементы были выполнены из железобетона фирмы «Вайс и Фрейтаг»: все лестницы и балконы, внутренние переборки и межэтажные перекрытия. Чтобы обогреть комплекс, было проведено современное центральное пароводяное отопление, которое поставила компания Ф.К. Сан-Галли.

Жилой комплекс получился настолько удачным, что его планировали расширить за счёт новых корпусов в западном направлении. Но, очевидно, финансирования не хватило.

В 1960-е брандмауэр одного из корпусов украсила мозаика «Человек и космос» ленинградской художницы Валентины Аноповой. В 2001 году комплекс был включён КГИОП в список вновь выявленных объектов культурного наследия.

Мозаика «Человек и космос» ленинградской художницы Валентины Аноповой