НАШ ЦИТАТНИК: «Ситуация у девелоперов разная. Были те, которые органично развивались, не увеличивая долговую нагрузку. А есть те, кто агрессивно действовал за счет наращивания долга. Думаю, будут элементы продажи активов, перераспределения на рынке застройщиков...» Эльвира Набиуллина

21 декабря, 14:09

Природа города

19 мая 2021 в 05:30

Нехватка деревьев и недостаток «природных» зон грозит бюджету недополученными доходами, уверены активисты. Из-за отсутствия озеленения снижается стоимость жилья. Тем не менее петербуржцы и гости города отмечают, что мегаполис и его предместья «лысеют». Ситуацию обсудили специалисты в ходе семичасовой конференции «Экологические тренды в развитии города и агломерации», которую организовали петербургский Союз архитекторов и РИА «Архитектурные сезоны».

Зелёные деньги

Озеленение повышает стоимость жилой и коммерческой недвижимости, полагает профессор Государственного университета управления Ольга Медведева. Она привела примеры: в Вашингтоне аналитики подсчитали, что покупатели тратят на 12% больше в тех магазинах, кафе и ресторанах, рядом с которыми есть деревья. В Портленде отмечают, что дерево с площадью кроны в 30 кв.м, находящееся у дома, добавляет к его стоимости $7593. В Петербурге стоимость недвижимости рядом с зелёными насаждениями на 25-35% выше, чем аналогов без зелёной зоны. При этом зачастую чиновники не считают затраты на озеленение окупаемыми, не расценивают высадку деревьев как инвестицию, считает г-жа Медведева. 

Нормы на деревья 

Депутат Михаил Амосов обратил внимание на то, что в РНГП Петербурга отсутствует нормирование озеленения, а кроме того, не регламентировано расстояние от зелёных зон до жилых домов. «Я считаю, важно прописать доступность зелёных зон в сотнях метров», – добавил он. 

Как пояснил доктор географических наук, профессор МГУ Евгений Колбовский, рекреационные функции зелёных зон могут противоречить регулирующим функциям. Например, благоустроенный парк с многочисленными площадками для отдыха хуже, чем лес, справляется с такими задачами, как очистка воздуха и его охлаждение, создание среды обитания для животных и т. п. Решение этой проблемы, вероятно, в формировании типологии парков и стандартов рекреационного обеспечения. 

Кстати, вокруг Петербурга должен быть создан «зелёный» пояс. Его эскизный вариант представил начальник Управления градостроительной политики Комитета по градостроительству и архитектуре  Владимир Дёмин. Он выделил внутренний зелёный пояс (парки в районе Пискарёвки, станций «Ладожская» и «Удельная») и внешний – зелёные зоны на окраинах мегаполиса. Причём, по его мнению, внутренний зелёный пояс должен снимать антропогенную нагрузку с внешнего. 

Вода и девелопмент

«Модная» тема у международных урбанистов – движение воды в городе: от крыш и ливнёвок к грунтовым водам и рекам. Петербуржцы могут, к примеру, оценить нынешнее состояние Муринского ручья или Дудергофки и сравнить по старым фото, какими полноводными они были ещё в 1960-х. 

Как рассказал Евгений Колбовский, в России почти не выходят публикации по этому вопросу, однако ежегодно издаётся много профильной англоязычной литературы. Проектировщики разных стран стараются возродить естественные русловые процессы в городских реках. 

Координатор движения «Деревья Петербурга» Мария Тиника привела пример: в жилом квартале на окраине Амстердама создана отдельная система сбора, обработки и фильтрации дождевой воды. 

Благоустройство в большом городе 

Заместитель председателя Комитета по благоустройству Лариса Канунникова рассказала о проектах, которые готовятся для Конногвардейского бульвара и набережной Кронштадта. На Охте берега облагородили девелоперы (компания Bonava и AAG. – NSP). «У нас уже почти что очередь из инвесторов, которые хотели бы поучаствовать в благоустройстве набережных», – отмечает г-жа Канунникова. Много общественных пространств благоустраивается и по программе «Твой бюджет». 

Директор компании Derevo park Андрей Кочетков обрисовал европейские тренды благоустройства. Во-первых, газон должен быть ниже дороги, чтобы грязь не стекала на тротуар или проезжую часть. Во-вторых, вместо заборов можно использовать кустарники. Ещё один тренд, пришедший из Чикаго, – замена газонов на луговое разнотравье. Он объясняется тем, что газон – один из самых дорогих элементов благоустройства. Его надо косить, удобрять, защищать от вытаптывания. Кстати, за разнотравье выступают и петербуржцы, задействованные в соучаствующем проектировании. 

Участники конференции рассуждали о законодательных и прочих новшествах, которые должны помочь в решении проблем с «природной» средой в городах. Из этих советов будет сформирована итоговая резолюция.