НАШ ЦИТАТНИК: «Промышленная ипотека - важный инструмент, который позволяет создавать предприятия малого и среднего бизнеса, например, light industrial. Но если ставка по кредиту будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, риски заемщиков серьезно возрастают...» Анатолий Клинков

25 апреля, 09:05

Церковь сохранилась в архивах

14 июля 2021 в 07:19

Город приступает к реставрации интерьеров церкви св. Екатерины Смольного монастыря.

Церковь св. Екатерины, помещения которой сейчас закреплены за СПбГУ, — самая большая и богатая из церквей монастыря. «Это уникальный объект. Здесь потрясающая степень подлинности и сохранности интерьеров по проекту Франческо Бартоломео Растрелли», — говорит председатель КГИОП Сергей Макаров. В советское время в помещении церкви находился архив Ленинградского обкома КПСС, что спасло интерьер от уничтожения, поясняет он. Металлические стеллажи для хранения архивных материалов были смонтированы достаточно бережно, при этом живопись и лепной декор не уничтожены, а скрыты под поздними отделочными материалами. 

«В этом году у нас большая подготовительная работа: мы изучаем объект, делаем расчистки, посмотрели ранее неизвестные ниши, обнаружили там живопись — "Ночной Иерусалим", разобрали шахту лифта, выяснили, что там есть икона в золоченой лепной раме. Мы здесь хотим поработать максимально тщательно и сохранить всё, что дошло до нашего времени. Всё металлическое будет разобрано, будет воссоздан объём церкви. Здесь масса интереснейших находок, очень необычная лепка, в которой практически нет гипса. Мало кто делал лепку из извести. Это добавит хлопот реставраторам по расчистке и воссозданию, но это и делает объект очень интересным и с точки зрения методической, поиска правильной методологии реставрации, и с точки зрения работы руками», — рассказывает Сергей Макаров. Лик Богородицы обнаружился пару недель назад. На этом месте возвышалась лифтовая шахта, её выступ полностью закрывал доступ к изображению, поясняет Сергей Самусенко, главный архитектор проекта. В ближайшее время художники начнут расчищать изображение и определят его состояние. Предположительно, это середина XIX века. 

До советской власти в церкви находился иконостас, сделанный по проекту Растрелли, его детали сейчас хранятся в Русском музее. Если церковь когда-нибудь приспособят для богослужений, обеспечив необходимый режим сохранности, есть надежда, что музей передаст реставраторам подлинные части иконостаса, считает Сергей Самусенко. Пока его воссоздание не планируется. Иконы и движимые предметы пропали в 1930-е (церковь закрыли в 1920-х).

Решается, что делать и с другими утратами. Так, при монтаже отопления в советское время серьёзно пострадали ступни ног ангелов. «Как будем с ними поступать, решится в процессе дискуссии, — говорит Сергей Самусенко. — Здесь ничего воссоздавать нельзя, это уникальная авторская работа. Может быть, используем условное воссоздание». Ни один из лепных элементов не повторяется. Каждая фигура, головка, ветка или бутон цветка выполнены мастерами индивидуально, рассказывают в комитете. Трубы отопления будут демонтированы. 

Реставраторы обращают внимание на роспись на вогнутой поверхности парусов под барабаном, выполненную в середине XVIII века масляными красками по штукатурке. Здесь изображены святые мученицы. Авторы — Иван Бельский и Мина Колокольников.

При демонтаже поздних перегородок в нише на нижнем ярусе обнаружилась живописная композиция «Ночной Иерусалим», украшавшая «Голгофу» церкви. В советское время ее заколотили фанерными листами, а сейчас частично раскрыли. 

Предполагается восстановить дубовый паркет «в косую шашку» — его фрагменты обнаружены в помещениях. 

В этом году на работы выделено около 40 млн рублей, общий объём необходимых средств станет понятен, когда будет готова полноценная проектная документация, поясняют в комитете. Контракт заключен с АО «РЕМФАСАД», проектом занимается ООО «Матис».

По оценке Сергея Самусенко, реставрационные работы могут быть завершены за пять-шесть лет. Во многом их темпы будут зависеть от финансирования.

История строительства Смольного изобилует именами знаменитых архитекторов. Возведение монастыря по проекту придворного архитектора Франческое Бартоломео Растрелли началось в 1748 году. Оно было приостановлено в связи с начавшейся в 1756 году Семилетней войной, а потом и смертью Елизаветы Петровны. В 1764 году, в начале царствования Екатерины II, Растрелли покинул Россию. Тогда же было принято решение о размещении в корпусах предполагавшегося монастыря Императорского Воспитательного Общества благородных девиц для девушек дворянского происхождения (Смольный институт) и училища для воспитания мещанских малолетних девушек (Александровский институт). Для Александровского института по проекту Юрия Фельтена в 1765-1775 годах был возведен комплекс зданий, связанный двумя переходами со Смольным монастырем. Интерьер церкви св. Александра Невского Воспитательного Общества Благородных девиц был создан по проекту Джакомо Кваренги. В 1806-1808 гг. по его же проекту с южной стороны ансамбля было выстроено здание Смольного Воспитательного (Николаевского) общества благородных девиц, объединенное со старыми корпусами переходом. В 1832 году спальный корпус был разобран, и на его месте по проекту Василия Стасова спланирован парадный проезд к собору. В это же время под его руководством выполнили отделку интерьера собора. 

В разные периоды стены церкви были окрашены разными оттенками. Изначально интерьер был светлым, лепнина покрыта сусальным золотом. В 1859 году во время планового ремонта закрасили часть позолоты. При выборе цветового решения сегодня реставраторы будут ориентироваться на слои краски, чтобы с максимальной достоверностью приблизиться к первоначальному виду.  «В начале ХХ века была своя расколеровка, она имела мало общего с тем, что думал Растрелли, — уточняет Сергей Самусенко. — Будем стремиться вернуться к Растрелли. Сохранность интерьера это позволяет». 

«По Смольному собору мы долго спорили и приняли решение оставить его таким, как есть,  — ничего не привносить и не восстанавливать на период Стасова или Растрелли. Церковь св. Екатерины не очень известна публике, это хороший повод подискутировать и выбрать исторический период для реставрации», - считает Сергей Макаров.