ПЕРСОНАЛьные сложности
Бизнес переживает последствия пандемии по-разному: у одних компаний дела пошли почти вертикально вверх, у других – наоборот. Но большинство отраслей остро нуждается в кадрах. И речь не только о гастарбайтерах на стройках. Не хватает персонала всех уровней в ресторанном бизнесе, образовании, ритейле. О том, в какие направления лучше инвестировать в эпоху глобальных ограничений, выясняли участники делового завтрака BestBreakfast, организованного ГК «БестЪ».
Петербург в этом году скатился с 4-го на 8-е место по состоянию инвестиционного климата в регионе (по версии АСИ). В тройке лидеров: Москва, Татарстан и Тюменская область. По данным Росстата, в этом году (с января по июль) промышленное производство выросло почти на 8%, в плюсе розничная торговля (17%) и общественное питание (4%), по сравнению с прошлым годом сдало позиции строительство.
В структуре инвестиций вперёд вырвалось производство (машины и оборудование), доля которого достигла 57%. Если в прошлом году драйвером выступала строительная отрасль (75%), которую разогнала льготная ипотека, к концу июля 2021-го её доля снизилась до 35%. Достаточно стабильно обстоят дела в IT-индустрии и транспорте. Такие данные привёл Георгий Рыков, генеральный директор ГК «БестЪ».
Образованные инвестиции
Более конкретными фактами и цифрами поделились участники делового завтрака. Инвестор Аркадий Пекаревский (развивает кондитерский, строительный, арендный, страховой, инвестиционный и др. бизнесы) рассказал, что его кондитерское производство в какие-то моменты падало до 70%. По итогам 2020-го вышло минус 25% вопреки утверждению, что в кризис люди едят много сладкого. В сфере недвижимости неплохую отдачу обеспечивал ритейл (арендный бизнес), а также купля-продажа зданий и перевод участков в другую категорию.
Антон Декстер, исполнительный директор ГК RAUM, считает перспективным развитие ЗПИФ (закрытых паевых инвестиционных фондов) в сфере коммерческой недвижимости. Фонды уже консолидируют достаточно крупные активы со стабильным денежным потоком. Сама ГК RAUM инвестирует в инфраструктуру своих объектов и цифровизацию.
В прошлом году неожиданно «выстрелил» сегмент light industrial. И чтобы обеспечить потребности растущего количества арендаторов, «Холдинг 78» вкладывается в модернизацию сетей в своих проектах. Компания также считает перспективным сельхозпроизводство. Она реконструировала тепличный комплекс, построила садовый центр и инвестирует в молочный бизнес.
Игорь Мальтинский, директор по развитию «Мэлон фэшн групп», в целом доволен динамикой компании, но его беспокоит безостановочное удорожание логистики.
Родион Смирнов, директор офиса SMART Company в Петербурге, подчеркнул, что в последние пять лет компания инвестирует в собственное производство и считает такой подход наиболее результативным в среднесрочной перспективе. Это позволяет расширить компетенции, быть более конкурентоспособными и устойчивыми к внешним кризисам.
«Дизайнер – некий флюгер, который на себе ощущает, куда дует девелоперский ветер. Есть проекты, которые делаем постоянно, а другие «выстреливают» при определённых условиях, – рассказывает Анна Саркисьянц, основатель дизайн-бюро Disignic. – Сначала были апарт-отели, потом коворкинги, а сейчас мы чётко почувствовали спрос на проекты в сфере дошкольного и школьного образования». Однако если в Финляндии и Прибалтике строят современные школы с красивыми эргономическими решениями, то у нас (при сопоставимых бюджетах) всё ещё работают по советским образцам, сетует г-жа Саркисьянц. В этом году компания выступила с благотворительной идеей. Для квартальных застройщиков студия Disignic готова разработать школьный проект, чтобы показать, какие дизайнерские идеи можно вписать в имеющийся бюджет. «Мы также обратились к Артемию Лебедеву, который по нашей просьбе составил руководство, посвящённое тому, как должна выглядеть современная школа и что нужно сделать, чтобы ученики ходили туда с удовольствием», – говорит Анна Саркисьянц.
На рынке недвижимости юристы компании «Дивернуа Лигал» в прошлом году чаще сопровождали сделки по покупке участков застройщиками, а также проекты редевелопмента промышленных территории. Они отметили усилившееся налоговое давление, которое дальше будет только усугубляться. «Налогов придётся платить больше, а уходить от них будет гораздо сложнее», – констатируют юристы.
Кадровый голод
Ресторатор Андрей Перцев жалуется на острый дефицит персонала, который мешает развивать бизнес: «Не найти топ-менеджмент, линейных специалистов, нет хороших барменов, у которых горят глаза. Предлагаешь достойную зарплату и условия работы в хорошо организованном пространстве, но желающих нет. В апреле мы не смогли открыть ресторан потому, что штатное расписание заполнилось лишь на 30%. Управляющего я искал полгода». По словам г-на Перцева, к резко подскочившим ценам на оборудование (для общепита) добавилась проблема со сроками исполнения заказов. По разным причинам сроки поставок не выдерживают ни китайские, ни финские, ни российские производители.
Евгений Волошин, гендиректор AGM Group, столкнувшись с нехваткой кадров ещё три года назад, решил инвестировать в школу предпринимательства для подростков StartUp Junior. Кроме того, на базе общеобразовательных школ фирма бесплатно запустила программу обучения предпринимательским навыкам. Но его беспокоит отсутствие мотивации у старшеклассников, их нежелание учиться.
Эзгюр Эйридже, заместитель гендиректора «Ренессанс девелопмент», рассказал, что холдинг открыл специальную школу в Узбекистане для обучения дефицитным специальностям. Там готовят сварщиков, электриков и др., которые затем приезжают в Петербург. «Сейчас мы получили новый контракт в Усть-Луге, где будут работать более 40 000 человек», – поясняет г-н Эйридже.
«Главное сейчас – это компетенции компании, которые обеспечиваются знаниями и профессионализмом сотрудников. Поэтому мы открываем школу, которая будет обучать управляющих для коворкингов, апарт-отелей, бизнес-центров, – делится Николай Антонов, генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью». – Те, кто хочет работать с недвижимостью, узнают, как правильно принять объект, заполнить арендаторами, как извлечь максимум дохода для собственника, подобрать персонал и поставщиков, запустить event-площадку для местного сообщества. Тайны выгодного инвестирования в недвижимость тоже всех интересуют. Мы за открытые системы, и школа направлена на шеринг знаниями практиками рынка».
Эффектную точку в дискуссии поставил Денис Фёдоров, учредитель и гендиректор сети «Мармеладная бочка»: «Зарабатывайте, ищите новые рынки. Я считаю, что в стране, где 20 млн людей живут за чертой бедности, человеческий капитал – это главная нефть».
Организаторы BestBreakfast:
ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал», постоянный партнёр «СтройЭксперт», официальный автомобильный партнёр «Авангард», официальный партнёр SMART Company, при поддержке официального телеком-партнёра «Авантел», дизайн-бюро Designic, компании «Фрегат», УК «МТЛ», сети коворкингов с бизнес-средой PAGE и PR-партнёра «Репутация».