НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 22:29

Чем объяснить рекордные темпы ввода жилья на фоне пандемии и дефицита кадров?

Пандемия продолжается; на стройках не хватает примерно 40% рабочих; стройматериалы продолжают дорожать, невзирая на заклинания ФАС и Росстата. Цены на новостройки ползут вверх, реальные доходы сограждан – наоборот.

А в регионе готовятся зафиксировать рекордные показатели по вводу жилья. В Петербурге за 10 месяцев сдали 2,85 млн кв.м; план Минстроя – 3,12 млн – будет перевыполнен уже в ноябре. А впереди еще ударный декабрь! Ленобласть: с января по октябрь сдано 1,8 млн, план – 2,27 млн кв.м. Уже больше «квадрата» на каждого жителя, и рекорд тоже не за горами.
Чем объяснить такие фантастические показатели по вводу жилья на фоне общего негатива? (Все же не биотех, не IT, не фарма...) 
Это всплеск или тренд – случайный пик на графике или долгая тенденция? Помогла ли льготная ипотека? (Хотя ее ввели лишь в мае 2020-го.) Или это проектное финансирование торопит строителей (банки платежей ждать не будут)? 
Кстати, ваша компания сдает досрочно какие-либо объекты в этом году? И как быстро удастся продать рекордные объемы? 
И от чего будут зависеть показатели ввода жилья в средне- и долгосрочной перспективе?

Мария Черная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург»: 
– Нужно принимать во внимание длину девелоперского цикла – от двух до четырех лет. К примеру, в этом году мы ввели в эксплуатацию два корпуса ЖК Gröna Lund (оба досрочно) и пятую очередь ЖК Magnifika Residence, но эти проекты прошли согласования и получили разрешения на строительство в 2018-2019 годах, когда ситуация на рынке была более стабильна и предсказуема. То есть этот пик ввода – заслуга допандемийных стартов. В 2023-2024 годах количество вводимого жилья будет очень небольшим, и город постарается выровнять показатели. Причиной снижения объемов станут задержки с согласованием проектов и малое количество стартов в 2021 и 2022 годах. Тормозило запуск новых проектов множество факторов. Это выборный сезон, ротации в составе правительства, пандемия и ограничения, работа Градостроительной комиссии, которой явно не хватает опыта и эффективности. А также постоянные отсрочки принятия решения по Генплану и отсутствие перспективного планирования.
Разумеется, девелоперы заинтересованы в ускорении сроков передачи квартир дольщикам. Так застройщики снимают с себя налоговое бремя за непроданные квартиры и открывают эскроу-счета.
Сейчас очень важно удержать указанные объемы ввода, чтобы сбалансировать растущий спрос и стабилизировать рынок. А зафиксировать его получится лишь в случае уверенности девелоперов в том, что запуск новых проектов не сопряжен с рисками. Как градостроительными, в силу отсутствия нового Генплана, так и с растущей расходной частью проектов.

Ольга Ульянова, директор по маркетингу компании «Полис Групп»:
– Компании действительно стали строить быстро. Проектное финансирование, с одной стороны, помогает двигаться в графике и не зависеть от скачков спроса, с другой стороны, конечно, девелоперы заинтересованы в том, чтобы быстрее ввести объект в эксплуатацию и закрыть кредит. Покупатели тоже заинтересованы в том, чтобы поскорее заселиться в свои квартиры. Поэтому – да, мы имеем новый устойчивый тренд.
Компания «Полис Групп» тоже строит с опережением графика. Два проекта, которые реализуются с проектным финансированием, будут сдаваться в 2022 и 2023 годах.

Никита Пальянов, директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис»:
– Рекордные показатели по вводу жилья в этом году фиксируются не только в Петербурге и Ленобласти, но и по России в целом. В Москве перевыполнение плана на текущий момент составляет более 3 млн кв.м – 11,6 млн вместо 8,5 млн; в Калининграде строители также ввели +30% сверх норматива. Активность девелоперов можно объяснить простым законом рынка: спрос рождает предложение. Ключевую роль сыграла ипотека с господдержкой. Если ранее компании придерживали пятна под застройку до лучших времен, то за счет высокого спроса появились возможность и необходимость использовать то, что залежалось, и выводить в продажу новые проекты. У застройщиков благодаря рекордным объемам продаж 2020-го и первой половины 2021-го была возможность и строить, и пополнять земельный банк. В текущем году наши девелоперы, например, приобрели уже более 665 га для строительства жилья и апартаментов. Объемы возводимого жилья выросли и продолжают расти также за счет редевелопмента и расширения границ города.

Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости Группы ЦДС:
– Ввод жилья – это завершение строительного цикла, который был запущен (в среднем) три года назад. Таким образом, объемы ввода в 2021-м – результат того, сколько жилья вывели в реализацию в 2018-2019 годах. Эти объекты в любом случае были бы завершены, особенно учитывая, что многие из них строятся за счет проектного финансирования. Свой вклад, безусловно, внесла и льготная ипотека. В последние пару лет мы видели позитивную для строителей динамику рынка, которая не давала поводов задерживать ввод.  
Наша компания придерживается стратегии сдачи точно в срок, и мы не закладываем в график строительства искусственный запас времени, чтобы вводить объекты досрочно.
Будущий объем ввода также зависит от количества выведенных на рынок новых объектов. В прошлом году мы наблюдали определенный провал по этому показателю, сейчас отчасти достигнут баланс спроса и предложения. По-прежнему продолжается достаточно серьезная конкуренция девелоперов за земельные активы. При этом участки, которые еще несколько лет назад казались не очень интересными, сейчас приобретают актуальность. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе темпы вывода нового жилья будут понемногу нарастать. Сдерживать этот процесс будут дефицит участков и усложняющийся цикл подготовки новых проектов. 

Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург»:
– Для рынка Петербурга объемы по вводу не рекордные, а скорее традиционные. Так, в 2019-м сдали 3,48 млн кв.м, а в 2018-м – даже 3,89 млн «квадратов». Вот для Ленобласти планируемый ввод действительно максимальный за последние пять лет. Это следствие того, что пару лет назад спрос на квартиры в регионе был очень высоким, и девелоперы ударными темпами выводили новые проекты, большая часть которых и сдается в этом году. В основном к финалу строительства большая часть квартир реализована. 
То есть показатели ввода не определяют предложение квартир на рынке. Текущие цифры скорее говорят нам о том, что рынок здоровый и живой. Основная масса застройщиков выполнила обязательства перед дольщиками. 

Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина»:
– С начала года на рынок выведено на 71% больше новых объектов, чем за 2020-й. Цифра казалась бы впечатляющей, если бы для сравнения не использовался период начала пандемии, когда форс-мажорные обстоятельства буквально сковали рынок недвижимости. Срочный переход на онлайн-сделки тормозили смежные государственные и банковские службы. Количество рабочих на стройках сократилось ради соблюдения санитарных норм. И далеко не все покупатели готовы были совершать капиталоемкие покупки по картинкам в Интернете. К тому же меньше чем за год до описываемых событий застройщиков перевели на новую схему работы с использованием эскроу-счетов. Новые издержки и административные барьеры сметали с рынка малый и средний бизнес. Многие компании тормозили вывод объектов до того момента, пока схема не будет обкатана и доработана. Как итог: во втором квартале 2020-го предложение было на рекордно низком для рынка уровне, в то время как после введения льготной ипотеки в мае того же года объем спроса вырос сразу на 40% по отношению к апрелю. 
Нынешние показатели кажутся нам очень высокими только в сравнении с предыдущим периодом дефицита. 

Роман Мирошников, исполнительный директор ГК «Ойкумена»:
– Объемы ввода, которые подсчитываются в Минстрое и Росстате, касаются не только многоквартирных жилых объектов, но и индивидуального домостроения. И в первом полугодии 2021-го более половины от совокупного ввода жилья в РФ пришлось на ИЖС. 
В Петербурге, например, по итогам сентября лидером по вводу стал Пушкинский район, там тоже высока доля ИЖС. Возможно, частных застройщиков стимулировала программа льготной ипотеки на ИЖС для семей с детьми. Но даже если не брать во внимание данные по вводу в частном секторе, успехи корпораций тоже вполне объяснимы. В Москве, например, за последние два-три года значительно выросла этажность жилых зданий: только в этом году введено в эксплуатацию порядка 30 высоток – от 25 до 59 этажей! Это также увеличивает объем застройки, а значит, и ввода. 
Также отмечу, что проекты, которые вводятся в этом году, стартовали преимущественно в благополучном 2019-м. Но и сейчас расчетный срок реализации проектных остатков нормальный – около двух лет. Это не говорит ни о затоваривании, ни о значительном дефиците жилья. Баланс приемлемый. В Петербурге с участками внутри КАД уже ощущается напряженность. Поэтому вполне вероятно, что в грядущем мы рекордные показатели по вводу не повторим.

Наталья Осетрова, руководитель проекта города-курорта Gatchina Gardens:
– Реальные доходы граждан более правильно оценивать по регионам. И они зависят (в том числе) от реализации в субъектах РФ крупных инвестиционных проектов. По этому показателю СЗФО уверенно занимает позиции в группе лидеров. В ближайшие годы за качество жилья развернется очень серьезная конкурентная борьба, я в этом не сомневаюсь. Экономика региона динамично развивается, это и формирует спрос на недвижимость, деньги к деньгам.
Высокие показатели ввода по пригородным локациям – долгосрочная тенденция. «Второй дом» с функцией социального дистанцирования  и благополучной экологией теперь необходим каждой семье, без исключения. Но индивидуальный жилой дом требует много внимания и сервисных затрат, а это не всем подходит. И возникает вопрос: какой альтернативный продукт (кроме ИЖС) девелопмент может предложить покупателю?
Хорошие проекты во всех сегментах выкупают быстро, это всегда вопрос баланса цены и качества. Однако, например, в части малоэтажных рекреационных проектов рынок испытывает дефицит. В этом сегменте, по данным аналитиков, самая высокая динамика прироста стоимости квадратного метра.

Дмитрий Михалев, руководитель отдела по связям с общественностью и органами государственной власти компании «СПб Реновация» (группа «Самолет»):
– Обычно цикл реализации жилых проектов в Петербурге от получения ГПЗУ до ввода в эксплуатацию длится около трех лет. То есть сегодняшние показатели ввода – это результат работы девелоперов в период трех-четырехлетней давности. Но последние два года предложение строящегося жилья снижалось, поэтому, вероятно, в следующие несколько лет ввод в городе уменьшится.
Наша компания за последние пять лет не допускала переносов срока ввода, напротив, многие объекты сдавались досрочно, а дольщики получали ключи ранее дат, указанных в ДДУ.

Константин Сторожев, генеральный директор компании VALO Service:
– Полагаю, одна из основных причин высокого спроса и на квартиры, и на апартаменты – развивающаяся инфляция. Вкупе со стагнацией доходов она порождает неуверенность в завтрашнем дне. Недвижимость – один из немногих понятных обычному гражданину активов. Чем больше неуверенность, тем выше инвестиционный спрос. Люди перекладывают накопления из валюты, закрывают депозитные счета. (Только в октябре-ноябре банки начали повышать доходность депозитов, но она все равно ниже фактической инфляции.) А рост цен поддерживается ограничениями при запуске новых проектов. Дефицит предложения и неопределенность на законодательном уровне провоцируют дополнительный спрос...
То мы срочно принимаем закон об апартаментах, то откладываем... И закона нет, и новые проекты тормозят на старте. Частные инвесторы спешат купить то, что есть, потому что уверены: лучше не будет. Чтобы увеличить объем предложения, нужно выключить «ручное управление», исключить возможность принимать решение относительно новых объектов «по усмотрению», а не по установленным законами и нормативами признакам. Человек решает позаботиться о своем будущем, придумывает себе небольшой инвестиционный доход от сервисных апартаментов, а ему говорят: «Давай ты еще детский садик построишь...»

Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
– Объяснение простое – людям нужно где-то жить. И людей, которые хотят улучшить жилищные условия, очень много. Потребность базовая, и решается она в приоритетном порядке. Есть и очень много переезжающих в Петербург. Все это стимулирует строительство.
Если говорить о вводимых проектах, это и наследие последних лет перед эпохой эскроу. Тогда застройщики активно пополняли земельные банки, чтобы иметь запас, пока система не будет настроена. А настройка, как мы помним, шла непросто.
На рынке недвижимости ничего случайного не бывает. И снижение объемов ввода через пару лет вполне может быть. Недавно новые проекты на рынок выводились в гораздо меньшем, чем обычно, объеме.
Льготная ипотека помогла увеличить продажи, сократить товарный запас и подняла цены. Это ее ключевое влияние на рынок. Проектное финансирование тоже оказывает свое воздействие. Поэтому сейчас серьезно ставится вопрос о сокращении сроков реализации проектов: от бюрократических до строительных. Это общероссийская тенденция. Компании, которые строят и продают быстрее других, остаются в выигрыше.
На днях на полгода раньше срока мы сдали ЖК «Новый Невский». Команда этого проекта сейчас строит ЖК Friends у Новоорловского заказника. Полагаю, что и здесь темпы порадуют покупателей. Ввод жилья будет зависеть от оптимизации всех строительных процессов. Президент на днях поручил правительству подготовить предложения по сокращению инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%.
Если рассуждать о Петербурге, нам нужно обновить правила работы в историческом центре. Пока проекты будут «зависать» из-за дореволюционного статуса любого заброшенного здания, развитие города будет отставать от общих темпов нового строительства.

Надежда Калашникова, директор по развитию «Л1»:
– Могу предположить, что застройщики на фоне всеобщего подорожания стройматериалов, рабочей силы, техники и т. п. пытаются освоить денежные средства, чтобы сэкономить на затратах. Плюс в рамках проектного финансирования идет борьба за уменьшение банковских процентов (чем выше готовность, тем ниже ставка).
До конца года мы планируем ввести в эксплуатацию жилые комплексы «Шекспир», «Поэт» и «Классика. Дом для души». БОльшая часть квартир к моменту сдачи уже распродается. Однако при вводе в эксплуатацию застройщики получают всплеск интереса со стороны клиентов, ориентированных на готовое жилье. Поэтому после сдачи дома остатки расходятся примерно за полгода.
Показатели ввода будут зависеть от общей экономической и эпидемиологической ситуаций, платежеспособного спроса, миграционной политики. Важно, какой курс выберет администрация города при выделении пятен под застройку, при выдаче разрешений, какие обременения будут «навешивать» застройщику и какие условия проектного финансирования будут актуальны. Резюмируя: будет рентабельность бизнеса – будут высокие показатели ввода.

Виталий Никифоровский, вице-президент ГК Springald:
– Положа руку на сердце, тотального негатива в экономике мы не наблюдаем. Да, видим пандемию во всей красе: QR-коды, прививки, ограничения общепита и сферы услуг. Но промышленность работает, строительство не останавливалось, предприятия непрерывного цикла деятельность не прекращали. Неслыханные цены на сырьевые ресурсы накачивают экономику деньгами, и Россия – один из главных бенефициаров сложившейся ситуации. Когда возникает избыток денег, их начинают инвестировать в реальную экономику. Отсюда и рост сектора строительства как передового в экономике.
Высокие цифры по вводу жилья – это реализация отложенного потенциала, который был зажат цепочкой экономических кризисов. Применительно к рынку Северо-Запада такие темпы будут наблюдаться относительно недолго – просто закончатся подготовленные для строительства локации и запустится новый цикл освоения пространств как внутри города (в пресловутом «ржавом поясе»), так и за его пределами.
Льготная ипотека и проектное финансирование ускорили реализацию всех проектов в строительстве. К девелоперам, наконец, пришло понимание, что понятия «быстро», «дешево» и «качественно» нельзя совместить в строительстве. Строить стали быстрее, но дороже, потому что финансирование заемное. А вливание денег от льготной ипотеки нивелировало подорожание жилья, потому что для конечного пользователя его ежемесячный платеж по ипотеке не изменился.
Мы сносим здания и готовим площадки под новое строительство и тоже внесли свою лепту в ускорение. Благодаря нам ряд новых интересных проектов стартовал гораздо раньше намеченных сроков.

Анжелика Альшаева, генеральный директор агентства недвижимости «КВС»:
– Думаю, рекордные показатели по вводу жилья связаны с тем, что в этом году завершается строительство многих объектов, начатых в первой половине 2019-го. Тогда застройщики особенно активно выводили в продажу жилые комплексы. Многие стремились нарастить объемы именно до 1 июля, когда в силу вступили изменения в закон о долевом строительстве. Компания «КВС», кстати, одной из первых в Петербурге и Ленобласти перешла на проектное финансирование. И в октябре этого года мы как раз ввели свой первый эскроу-объект – квартал «Атмосфера» в микрогороде «Новое Сертолово». Досрочно же мы смогли сдать два корпуса в ЖК «Ясно.Янино» (на четыре месяца раньше). Во всех наших объектах со сроком сдачи в 2021 году квартиры уже распроданы. 

Марина Токмакова, руководитель практики недвижимости «Дювернуа Лигал»:
– Сложно не заметить на улицах города все больше машин с номерами из других регионов, в том числе отдаленных. Налицо миграция населения в крупные мегаполисы. В Петербурге можно найти работу, получить медицинскую помощь, соответственно, здесь возникает спрос на жилье, который вдобавок разогнала льготная ипотека. Кроме того, россиянин весьма ограничен в передвижениях по миру, меньше тратит на отдых и может подумать об улучшении жилищных условий. Сказывается совокупность факторов: отложенный спрос, люди и бизнес перестали бояться пандемии (все научились жить в новой реальности), узость рынка потребления, стимулирование со стороны государства, внутренняя миграция за более комфортной жизнью.
Думаю, этот всплеск будет носить временный характер, потом начнется некий спад или стагнация, и все выйдет на модное нынче «плато».
Что касается объемов ввода, здесь помогло проектное финансирование. На рынке остались крупные, надежные застройщики, которые понимают и принимают свои обязательства перед банками и, как показывает практика, выполняют их. Конечно, оказало влияние и наличие льготной ипотеки и в целом конъюнктура рынка, о которой сказано выше.