НАШ ЦИТАТНИК: «После 1 июля, если покупатель жилья не работает в IT и не может претендовать на семейную ипотеку, условия будут существенно отличаться. Не стоит рассчитывать на снижение цен на новостройки, на новые льготные программы, на низкую ключевую ставку...» Екатерина Немченко

2 мая, 20:33

«Опасный прецедент»

24 ноября 2021 в 07:00

Совет по культурному наследию не согласовал снос 18 исторических зданий рядом с Московским вокзалом, демонтировать которые предложили для строительства терминала ВСЖМ.

Проект терминала ВСМЖ в Санкт-Петербурге. Фото: NSP.ru

Четыре рассмотренных «РЖД» варианта размещения терминала были представлены членам Совета на заседании, прошедшем в Музее железных дорог России. Объект необходим для планируемой высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Закладываемая мощность – 42 пары поездов в день. Площадь терминала должна составлять около 20 000 кв.м. При нем нужны три платформы протяженностью 430 м каждая и перрон на 600 м.

«Мы очень бережно относимся к памятникам и прилагаем все усилия, чтобы сохранить их. Надеемся, что наша работа по развитию петербургского узла, строительства высокоскоростной магистрали и, в частности, вокзального комплекса позволит нам сохранить памятники», – заявил перед презентацией проекта первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. 

Первый вариант размещения предусматривал подъем на второй уровень Московского вокзала и, как было отмечено, большой объем демонтажа вдоль Днепропетровской улицы. Минус – дополнительная нагрузка и без того уже перегруженного вокзала, отметил представлявший проект Константин Трофимов, главный архитектор проекта АО «Проектный институт № 1». 

Второй вариант связан с организацией путей с восточной стороны – хотя вся трасса ВСМ проектируется с западной стороны. Соответственно, понадобится переход. Такое расположение не позволит в дальнейшем развиваться проекту, отметил Константин Трофимов. Еще один недостаток – удаленность от будущей станции метро «Лиговский проспект-2».

Третий вариант «довольно радикально» расположен на участке, занятом историческими зданиями. Четвертый, взятый за основу, подразумевает разборку части существующих исторических зданий, расположенных рядом с существующими путями. Примечательно, что снести значительную часть построек, судя по проекту, хотят не для размещения непосредственно объектов транспортной инфраструктуры, а для того, чтобы направить пешеходные потоки в сторону Лиговского проспекта.

Под снос частично хотят пустить краснокирпичные склады Северного страхового общества – склады Кокоревых постройки XIX века, включенные в список вновь выявленных объектов культурного наследия. Лицевую стену одного из разбираемых складов предлагают сохранить, встроив в терминал. Вход в комплекс будет расположен на задворках ТК «Галерея». 

После презентации проекта членам Совета были предложены два варианта легитимизации выбранного проектировщиками четвертого проекта. Первый – прописать в 820-м законе «О границах зон охраны» пункт, по которому на территории этого квартала допускается безадресный демонтаж исторических зданий без восстановления. Второй – с указанием конкретных объектов для сноса: Лиговский пр., д. 50, лит. О, В, М, Ц, З, Р, Ф, П, Ц, Лиговский пр., д. 52, лит. А, Д, З, Б, Е, Ж, Л и В, а также Транспортный переулок, д. 12, лит. А. Всего – 18 строений.

Рецензентом проекта выступил Юрий Земцов, главный архитектор архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». «Я не возьмусь рецензировать конкретные технологические, архитектурные, транспортные и прочие вопросы. Это очень серьезный, большой и сложный объект, таких объектов в городе не было. Цель нашего заседания – высказаться и инициировать предложения по изменению 820-го закона», – выступил он. «Если мы выполняем решение правительства привести высокоскоростную магистраль в центр Петербурга, то для этого потребуется определенный снос», – признал он.

Режиссер Александр Сокуров поинтересовался, почему проектировщики не рассматривают возможность подземного строительства. «Опускаясь вниз, мы теряем свет, получаем невысокое пространство, в котором не так комфортно находиться, как если мы находимся над путями», – ответил Константин Трофимов, добавив также, что нужно учитывать обилие сетей на участке. Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета, озвучил предложение решить вопрос за счет ТК «Галереи», построенной как раз на месте участка, когда-то зарезервированного для ВСМ. Но, учитывая стоимость объекта сегодня, которую придется выплатить через изъятие объекта для госнужд, идея выглядит утопично. «Это какая-то фантастика», – прокомментировал Константин Трофимов.

«Главная задача Совета по сохранению культурного наследия – сохранение культурного наследия, как бы ни были важны все остальные вопросы, – выступил Александр Кононов, заместитель председателя Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК. – Мы видим, что здесь смещение приоритетов явно в пользу транспортного развития, все интересы сохранения исторических зданий принесены в жертву, компромисса не получилось». Ссылаясь на экспертов, он выступил против сноса такого количества зданий, отметив, что корректировка 820-го закона, предлагаемая проектировщиками, создаст опасный прецедент. «У нас выстроится очередь. Желающих, чтобы этот закон максимально был наполнен исключениями, будет очень много», – уверен он. «Мы считаем, что не проработан достаточно основательно вопрос восточного размещения. Не прозвучало убедительных аргументов, почему уничтожение квартала исторической застройки более предпочтительный вариант, чем переход с западного пути на восток, где сегодня еще остается достаточно места для развития терминала», – отметил Александр Кононов. Он предложил создать рабочую группу при Совете, целью которой станет проработка более щадящих вариантов.

«Я за большой компромисс. Я знаю все эти здания. Последние четыре пакгауза – О, М, Д, Н – сохранили очень интересный конструктив и вообще очень романтические внутри и снаружи. Все остальные – разного уровня, к тому же все в полуаварийном состоянии, их надо разбирать, делать заново – а зачем нужно делать непонятные копии?" – выступил глава "Студии 44" Никита Явейн. Он отметил, что проект, по сути, рассчитан на пассажиропоток равный двум аэропортам Пулково. Прибывшие в значительной степени будут стараться уехать с вокзала на легковом транспорте, что грозит огромными пробками. По его мнению, транспорт надо отводить в сторону Кременчугской улицы. Бывший глава КГИОП также отметил «провинциальный» подход к размещению вокзала на задворках. Для сохранения исторических зданий он предложил вести стройку над или под путями, как это делается во всем мире, или перенести объекты, оценив возможные затраты примерно в 300 млн рублей. «Корпуса хороши своей цельностью, оторвать их и куда-то переносить – немыслимо. Это значит уничтожить всю эту структуру», – прокомментировала Маргарита Штиглиц, доктор архитектуры, профессор кафедры искусствоведения СПГХПА им. А. Л. Штиглица. 

«Состояние корпусов разное, но это самый большой в историческом центре города складской комплекс, безусловно, имеющий и архитектурные, и градостроительные достоинства, и признаки ансамблевого решения. Сохранение абсолютно необходимо. С моей точки зрения, надо рассматривать разные варианты. Нам предлагается необычно опасный прецедент внесения существенных корректив в 820-й закон. Если по каждому случаю мы будем вносить изменения в закон, то какой же это закон? Не могу не вспомнить пословицу: "Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло". Это классический пример. Я поддерживаю предложение создания специальной группы из разных специалистов, особенно транспортников», – резюмировал Михаил Мильчик. Соответствующее решение в итоге и было принято.

Отметим, что окончательно вопрос о строительстве высокоскоростной магистрали на сегодня не решен. Глава Минтранса РФ Виталий Савельев на прошлой неделе заявил, что проект пока только обсуждается.

Добавим, что на этом же заседании Совета было поддержано решение, позволяющее снести восемь зданий на пр. Обуховской Обороны для строительства Большого Смоленского моста.