НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 02:16

Выручка торговых центров Петербурга упала на 50%

4 апреля 2022 в 12:45

С конца февраля в ТЦ закрылись порядка 35% торговых площадей, а число посетителей уменьшилось на треть.

Фото: NSP

Выручка ТЦ Петербурга с конца февраля упала на 30–50%, в них временно закрыты порядка 35% площадей, число посетителей уменьшилось на треть. Если есть надежда заменить уходящих западных операторов фэшн и общепита, то как быть с пустеющими кинотеатрами – никто не знает.

По данным «Коллиерз Интернешнл», о приостановке деятельности в России заявили порядка ста иностранных ритейлеров. Почти половина из них (44%) относится к сегменту fashion, 27% приходится на косметику и парфюмерию. По стране происхождения преобладают ритейлеры из США (24%), следом Франция (19%) и Испания (12%), подробнее – см. диаграммы.

Как правило, иностранные бренды в сегментах фэшн и общепита были «якорями» в торговых и торгово-развлекательных комплексах. Поэтому их уход или временная приостановка работы сильнее всего бьет по ТЦ.

По оценке аналитиков компании «Рентавед», доля зарубежных брендов, приостановивших деятельность в России, составляет около 15–20%, а объем занимаемых ими помещений в ТЦ может достигать 30–40%.

Арендаторы просят пересмотреть условия

Ситуация в ТЦ Петербурга сильно разнится в зависимости от локации и размера. В наиболее успешных региональных и районных ТРК за март 2022 года показатели не только не снизились, а местами оказались даже немного выше. Но у оставшегося большинства обороты заметно упали. Эксперт рынка Владислав Фадеев считает, что ТЦ потеряли до 50% выручки.

«Насколько это будет долгосрочно, сказать невозможно. Сейчас часть арендаторов приостановила платежи, но через некоторое время долги могут быть закрыты, и они возобновят работу», – говорит он. По его оценке, число посетителей ТЦ в Петербурге уменьшилось на 20–30%, по Москве эта доля меньше.

«В крупных ТЦ и ТРЦ выручка упала не менее чем на 40%, поскольку львиную долю площадей занимают арендаторы европейских брендов. И, скорее всего, это связано с тем, что большинство платит процент с товарооборота, а не фиксированную сумму», – полагает управляющий ТЦ «Смайл» Алексей Попиков. Действительно, если временно закрытые магазины и продолжают платить за аренду, то только небольшую часть фиксированной платы, так как оборота у них нет совсем.

Генеральный директор компании Maris Борис Мошенский говорит, что падение выручки везде разное, так как зачастую бренды и сети могут сидеть в разных ТЦ и на разных условиях.

В крупнейшем петербургском ТРЦ «Галерея» временно закрыты 20–25% магазинов. Однако выручка не упала, так как неработающие магазины продолжают платить аренду, говорит генеральный директор «Галереи» Дмитрий Зубков. С большинством заключены долгосрочные контракты сроком от пяти лет и более.

«Никакие договоры не расторгнуты, имущество их на площадке, и ничего не изменилось. На первом этаже, например, все итальянские бренды остались и работают. Из закрытых в среднем ценовом сегменте только Hugo Boss».

Арендаторы сейчас просят пересмотреть условия, арендодатель готов идти навстречу, но с каждым – в индивидуальном порядке. По оценке г-на Зубкова, в среднем в ТЦ Петербурга закрыты от 20 до 40% площадей, в основном их занимали якорные арендаторы. Однако он отказался называть объем неработающих площадей в «Галерее». В комплексе имеются и вакантные площади, на которые претендуют российские, китайские и турецкие бренды, представляющие фэшн и общепит. ТРЦ ведет с ними переговоры, но они усложняются волатильностью на рынке и неопределенностью с поставками, говорит Дмитрий Зубков. Посещаемость «Галереи» не снизилась, напротив, в марте она только росла на фоне слухов о предстоящем закрытии тех или иных брендов. Например, накануне закрытия магазина UNIQLO туда две недели стояла очередь.

Компании говорят о приостановке деятельности до мая

Примерно такую же картину наблюдала и коммерческий директор SRV Russia (управляет ТРЦ «Охта Молл» и «Жемчужная Плаза») Людмила Рева.

«Арендаторы продолжают платить, пока никакого удара по бюджету мы не увидели, компании не уходят, они говорят о приостановке своей деятельности до конца мая», – говорит она. А в конце мая она ожидает скорее не открытие дверей магазинов, а новую точку для принятия решений.
«Какое оно будет, сейчас непонятно», – говорит г-жа Рева.

Кстати, на днях заявил о закрытии магазинов польский ритейлер LPP (бренды Reserved, Sinsay, Cropp, House и Mohito), у которого в Петербурге работало около 50 магазинов одежды, в том числе и несколько в ТРЦ «Жемчужная Плаза». По оценке Людмилы Ревы, доля сбыта на территории России у LPP оставляла 30–35%.

Директор ТРЦ «Охта Молл» Анна Ходаш рассказала, что в комплексе из 260 операторов приостановили работу только 10, на долю которых приходится 9% арендопригодных площадей. Среди них есть крупные якоря, например, H&M, который занимал 2000 кв. м, или McDonalds. Невзирая на негативный фон, в марте ТРЦ смог привлечь несколько новых арендаторов. Среди них: два бренда российской Melon Fashion Group (Befree и Sela), занявшие 1000 кв. м, обувной магазин и итальянский ресторан от Che Group.

В универмаге «Пассаж» и ТК «Ривер Хаус» не было крупных международных брендов, поэтому закрытий и потерь нет, говорит партнер Jensen Group Дмитрий Абрамов.

Небольшие (микрорайонные) ТЦ тоже потеряли немного. Алексей Попиков считает, что их выручка снизилась не менее чем на 10%. Партнер и руководитель направления торговой недвижимости ГК «БестЪ» Станислав Ступников называет 20%.

В микрорайонных ТЦ почти нет операторов фэшн и иностранных брендов, поэтому и закрытых/приостановленных магазинов тоже практически нет. Эта доля может быть 2–3%, максимум 5%. Но из-за нарушенной логистики и поставок около 15% арендаторов испытывают сложности. «Они просят арендные каникулы либо снижение платы на 30–50%. Мы готовы подставить плечо и подписываем допсоглашение. Но если после 2–3 месяцев согласованных арендных каникул оператор съезжает, то он оплачивает нам эти месяцы по полной ставке», – поясняет г-н Ступников.

Посещаемость магазинов и ресторанов микрорайонных ТЦ в целом не упала, хотя уменьшается маржа. «Но когда народ начнет считать деньги и перестанет посещать рестораны, тогда может начаться коллапс. Скорее всего, месяца через три мы увидим и закрытые рестораны, и освободившиеся площади», – прогнозирует Станислав Ступников.

Импортозамещение – это миф

По оценке директора департамента развития Melon Fashion Group (владеет брендами Zarina, Befree, Love Republic и Sela) Игоря Мальтинского, в случае ухода иностранных брендов из России быстро заменить их новыми не удастся.

«В нашей отрасли импортозамещение – это миф. В России нет никакой возможности обеспечить наши нужды по производству, нет легкой промышленности, даже легонькой нет. В последние годы появляются небольшие «крафтовые» производства, но они тоже завязаны на поставки ткани, которой в РФ совсем нет. И когда освобождаются десятки тысяч кв. м в ТЦ, их никто не может заменить, – констатирует г-н Мальтинский. – Если даже кто-то сегодня придет и скажет, что я заменю H&M, то ему потребуется год-полтора. Он сможет открыть несколько магазинов к концу этого года, а экспансию начнет только в 2024 году – так устроен бизнес. А у нас горизонт планирования сейчас – апрель–май, что-то планировать дальше невозможно».

Melon Fashion Group, у которой 850 магазинов, готова расширять сеть точек в российских ТЦ, но она не сможет покрыть запросы торговых центров в случае окончательного ухода международных брендов.

«У нас есть товар, мы готовы открывать магазины, но не можем в один день превратиться из компании, которая занимала 2 тыс. кв. м, в компанию, которая занимает 6 тыс. кв. м», – поясняет Игорь Мальтинский.

По мнению Бориса Мошенского, в текущих условиях самая действенная мера – переговоры о скидках, чтобы владельцы ТЦ получали хоть какие-то деньги, а операторы – не потеряли место. С коллегой солидарен и Владислав Фадеев: «Переговоры, безусловно, идут, как с российскими, так и с международными брендами. Сейчас речь о минимизации простоя и сбора платы с работающих арендаторов. В дальнейшем ТЦ будут искать альтернативу закрывающимся магазинам, но это небыстро. Нужно определиться, какие концепции и развлекательные форматы будут эффективны».

Помимо закрывающихся магазинов и фаст-фудов недружественных стран, на владельцев крупных ТРК неумолимо надвигается проблема с кинотеатрами. Из-за бойкота американских кинопроизводителей, российские кинотеатры пустеют, временно приостановили работу отдельные залы почти во всех мультиплексах. Начали закрываться первые кинотеатры. Например, окончательно ушел из ТК «Атлантик Сити» кинотеатр сети «Мираж Синема», закрылся кинотеатр сети «Кинопарк» в культурно-досуговом центре Green Park в Славянке.

«Они занимают большие площади на самых верхних, и не самых ликвидных этажах. Скорее всего, их надо будет чем-то замещать. Но это проблема не сегодняшняя, а следующих нескольких месяцев», – уверен Владислав Фадеев.

Борис Мошенский напоминает, что мультиплексы всегда платили минимальную арендную ставку, но зато они были магнитом для привлечения людей в ТЦ.