НАШ ЦИТАТНИК: «Доля ипотечных сделок в I квартале 2024-го, конечно же, снизилась: на 7% по сравнению с I кварталом 2023-го. Но мы уже видим, что банки вновь смягчают условия, поэтому считаем, что во второй половине года доля продаж по ипотеке вновь начнет расти...» Наталия Коротаевская

16 апреля, 23:18

Дефицит стройматериалов пока не страшен?

25 апреля 2022 в 09:45

Российские власти подготовили уже четвертый пакет мер поддержки строительной отрасли и работают над пятым. Чиновники говорят о проблемах с импортными материалами, оборудованием и комплектующими, которых лишились или скоро лишатся стройки. Однако сами застройщики в целом не разделяют этих опасений.

Pixabay.com
Фото: Pixabay.com

Мы расспросили представителей стройкомплекса Петербурга и Ленобласти об уже существующем или предстоящем дефиците; о том, какую продукцию можно заместить отечественными или, к примеру, китайскими аналогами; насколько быстро это можно сделать; и не придется ли корректировать проекты по ходу реализации из-за отсутствия определенных товаров. Оказалось, участники рынка не считают нынешние проблемы нерешаемыми и осторожно относятся к некоторым мерам господдержки.

Александр Лелин, генеральный директор «Главстрой Санкт-Петербург»:
– Серьезного влияния дефицита мы не ощутили и продолжаем строительство в рамках планов, утвержденных еще в прошлом году. К тому же мы заранее закупаем основные компоненты, которых из года в год не хватает в летний период. В основном это стеновые материалы: кирпич, блоки, утеплитель, газобетон. В сезон они пользуются повышенным спросом, соответственно, растут и цены. Сейчас склады на наших площадках заполнены до 90%. Мы обеспечили себя на три-четыре месяца вперед.
В проекты была изначально заложена минимальная импортозависимость. Там, где сейчас возникают трудности с зарубежными комплектующими, подыскиваем российские аналоги. Например, пришлось искать альтернативу лифтам OTIS. Ранее заключенные контракты компания исполняет, но в другие проекты нам приходится закладывать новые решения. В наших ЖК предусмотрены универсальные лифтовые шахты, что позволяет устанавливать российские аналоги.
Полностью импортного оборудования у нас и не было. Но, например, у российских индивидуальных тепловых пунктов есть зарубежные комплектующие. Сейчас их изготовители сами ищут варианты российского или азиатского производства. Серьезных проблем с поставками стройматериалов мы пока не отметили. Но некоторые компании заявляют о нехватке импортных напольных покрытий и активно подбирают им замену.
Полагаю, строительная отрасль будет стремиться к импортозамещению. Если не выйдет, к сожалению, придется «упрощать» проекты. Это не приведет к потере качества строительства, так как основные конструктивные материалы производят в России. Но может сказаться на некоторых опциях комфортности, например, на такой системе, как «умный дом».

Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК»:
– Дефицит выражается в существенном сокращении ассортимента у поставщиков – от отделочных материалов до мебели и бытовой техники. Перспективы импортозамещения пока неочевидны. С одной стороны, производственные и сборочные мощности есть, с другой – предприятия использовали иностранные комплектующие и технологичное сырье (например, продукты химической отрасли), которые теперь недоступны.
Мы, например, столкнулись с тем, что сократилась цветовая гамма у фасадного керамогранита. Взяли паузу некоторые производители лифтов. Но наши объекты, которые готовятся к вводу эксплуатацию в этом году, европейские поставщики успели оснастить. Далее – будем смотреть по ситуации, однако пересматривать решения в пользу дешевых и менее качественных материалов не планируем. Не говоря уже о том, чтобы как-то пересматривать проекты.
Пока замещение европейского импорта китайской продукцией выглядит более реалистично, нежели отечественной. Возможно, правильнее говорить о «западозамещении», но к его активной фазе еще никто не перешел. Поэтому справиться с дефицитом в этом году в полной мере не удастся.

Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга Группы ЦДС:
– Застройщики в любом случае выполнят обязательства перед покупателями. При отсутствии оригинального материала или товара будет подобран максимально близкий по качеству аналог. Однако для многих проектов в высокой стадии готовности искать аналоги, возможно, и не придется. Все материалы для стройки закупаются заранее, и для жилых комплексов, сдающихся в этом году, у застройщиков уже есть практически все необходимое.
Для большинства позиций, используемых российскими застройщиками, можно найти аналоги соответствующего качества. Да, придется потратить время на поиск нового надежного поставщика и заново выстроить логистическую цепочку. Однако это неотъемлемая часть нашей работы. Такие ситуации происходили и раньше. Сейчас на российский рынок выходят поставщики из Белоруссии и Турции. Для застройщиков это возможность наладить перспективные деловые отношения и найти интересные решения для проектов.

Михаил Гущин, заместитель вице-президента Группы RBI:
– Нельзя сказать, что уже произошли кардинальные перемены, но сложившийся технологический цикл корректировать точно придется. Это не катастрофа. Просто изменится логика поставок и сроки, предстоит переориентироваться на других поставщиков. Выбор будет меньше и себестоимость вырастет. От каких-то решений, которые раньше казались стандартными, придется отказаться. Например, с поставками итальянской плитки теперь будет сложнее, чем раньше. Хотя на наш объект «Крестовский IV» итальянская плитка приехала. Поставщики справились.

Марк Лернер, генеральный директор компании «Петрополь»:
– Сложности будут у проектов в дорогих сегментах, где гораздо выше доля импортных материалов. Например, наш апарт-отель «Начало» запускался в 2020 году. И тогда были очень непростые времена. Поэтому мы перестраховались, и комплекс изначально планировали без излишеств. Подбирали бюджетные, но качественные решения от российских, белорусских и китайских производителей. Да, были сложности с лифтами, существенно подорожала европейская бытовая техника, нельзя рассчитывать на крупные поставки кухонной мебели европейских брендов, есть и ряд других дефицитных товаров. Но все они имеют альтернативу, в том числе от китайских поставщиков, причем не худшего качества.
Власти дали послабления отрасли, например, автоматическое продление разрешений на строительство, отсутствие штрафов за срыв сроков, пеней за недоделки. Но со многими проектами, во всяком случае уже начатыми, это может сыграть злую шутку. Некоторые дольщики, например, решили: раз уж девелоперам дали такую возможность, они обязательно перенесут сроки, допустят недоделки и как-то изменят проект. Однако мы в этом не заинтересованы. Так что приходится убеждать клиентов: у нас все хорошо, и планы пока никак не меняются.

Оксана Кравцова, совладелец и генеральный директор ГК «Еврострой»:
– В элитном и премиальном сегменте доля импорта очень высока, аналогов этих позиций на отечественном рынке нет. Это касается инженерных решений, лифтов и оконных конструкций, а также различных отделочных материалов, к примеру, определенных пород мрамора и дерева. Квартиры, относящиеся к высокому ценовому сегменту, как правило, передают покупателям без отделки, но места общего пользования выполняются по уникальному дизайн-проекту, который предполагает мебель, сантехнику и свет от модных международных студий. Элитный объект подразумевает самые высокие показатели по шумоизоляции и энергоэффективности, системам очистки воздуха и воды. Тут мы не можем идти на компромиссы. Например, наш клубный дом «Приоритет» на Воскресенской набережной, 32 из-за особенностей центральной локации оборудован дополнительной фильтрацией и ионизацией воздуха и окнами с поглощением звука до 42 дб, аналогов которым в России нет.

Руслан Гайсин, председатель совета директоров ХК «Сити 78»:
– Там, где это возможно, мы уже перешли на отечественные аналоги импортной продукции. Например, в системах водоподготовки и водоснабжения. Это небольшая часть стройки, но довольно затратная. Отмечу, что наши производители научились делать аналоги не хуже. С другой стороны, есть позиции, на замещение которых уйдет не один год. Например, мы сейчас ищем поставщиков лифтов в объекты класса «комфорт плюс» и выше. Раньше мы заказывали немецкие и японские лифты, но сейчас с поставками есть серьезные перебои, надеюсь, временные.
В таких условиях строительным компаниям в итоге придется увеличивать цены. Безболезненно разрешить эту ситуацию для всех сторон не выйдет, остается только снижать прибыльность и искать партнеров-поставщиков, готовых зафиксировать стоимость материалов и оборудования.
За последнее время стройматериалы подорожали, по нашим наблюдениям, на 20–30%. Ситуация характерна и для других сегментов стройиндустрии. Кто-то из производителей пытается воспользоваться ситуацией и дополнительно заработать, поскольку не представляет, что будет через месяц или три, не говоря уже о среднесрочной перспективе. Но стройка идет, и выбора у девелопера нет: он будет приобретать стройматериалы практически за любые деньги, чтобы исполнить свои обязательства. Конечная цена для покупателя в итоге увеличится, что негативно скажется на объемах рынка.
Мы, как и многие коллеги, сейчас активно заключаем договоры с поставщиками, чтобы зафиксировать стоимость стройматериалов. Хотя содержать склады, чтобы сэкономить, практически невозможно. Наше преимущество в том, что строительная готовность коттеджного поселка «Резиденция у озера» составляет 95%. Выполнена вся заявленная инфраструктура, и покупатели могут не опасаться резкого роста цен, который мы наблюдаем в некоторых проектах.

Ильдар Кутыев, эксперт рынка стройматериалов:
– Полагаю, с дефицитом импортных отделочных материалов в первую очередь столкнутся строители премиального жилья. Сейчас ЕС объявляет пятый пакет санкций, куда, среди прочего, попадает сантехника и профили для дверей и окон. По разным оценкам, строители используют до 40% профилей от европейских производителей, а в элитном сегменте их доля доходит до 55%. Очевидный вариант – заменить китайскими изделиями. Но тут есть два риска: качество и логистика.
Нужно время, чтобы изделия из «мастерской дядюшки Ляо» ушли с рынка. А «фабричный» Китай – это вполне достойное производство, не хуже европейского. Уже сейчас девелоперы дорогих проектов ищут замену отделочному камню из Италии и Португалии. И, по первым прикидкам, получается, что аналоги из Поднебесной так же хороши.
Что касается электрики и мебельных комплектующих, китайские альтернативы достойно заменяют неоправданно дорогие европейские изделия. 
Ну, а с логистикой ничего не поделаешь – придется поднимать цену. Еще один вариант – искать партнеров в других странах, которые смогут пересылать (за комиссионные, конечно...) необходимые материалы в Россию. Ведь выяснилось в свое время, что устрицы и хамон «европейского качества» производят в Белоруссии.
На потребительском рынке могут возникнуть сложности с сантехникой и кафелем, поскольку каолин для санфаянса поставляли из Луганска. Интересные коллекции кафеля были в том числе у украинских предприятий. Но опять же в Китае невероятное разнообразие такой продукции. Впрочем, и цены на «эксклюзив» мало отличаются от «итальянских» или «испанских».
Еще одна возможная проблема – фитинги для водоснабжения. Качественные привозили из Италии. По крайней мере, продукция была с маркировкой Italy. Хотя не исключено, что по факту ее делали в Китае. Тогда ситуация не будет столь критической.