В Ленобласти с начала года построено более 9 тысяч частных жилых домов
Каждый месяц собственники участков возводят 1500–1700 жилых домов. Больше всего ИЖС строят во Всеволожском и Ломоносовском районах.
В мае в Ленобласти появилась почти тысяча новых жилых домов. Речь идет о домах для постоянного проживания, поставленных на кадастровый учет. Примерно 80% построены в 2021 и 2022 годах.
Всего за пять месяцев жилой фонд региона пополнили 9410 домов общей площадью 1,2 млн кв. м. По сравнению с аналогичным периодом 2021 года – рост на 30%, если считать в штуках, и на 18% – по площади.
По данным ЦИАН, в апреле и мае 2022 года в среднем по России вырос интерес к загородным участкам, к приобретению готовых домов – сократился. На протяжении последних двух лет, с начала пандемии и до марта 2022 года, большая часть звонков и запросов – 70% – касалась именно покупки готового дома. И только 29% приходилось на участки. С апреля картина переменилась. Доля звонков по готовым домам снизилась до 60%, по участкам – выросла до 40%. (Есть еще маленькая долька таунхаусов, но она статистически незначима.) В исследовании ЦИАН есть и такая замечательная подробность: 46% опрошенных покупателей планируют построить на купленном наделе дом площадью от 100 до 150 кв. м. Интересно: остальные 54% собираются рапс выращивать? Вряд ли. Скорее всего, просто откладывают стройку «на потом».
Данные Росреестра по регистрации примерно совпадают с показателями ввода жилья: на частный сектор приходится почти 2/3. 1/3 – квартиры в многоквартирных домах.
Однако темпы частного строительства начинают снижаться. До мая 2022 года отмечался уверенный и равномерный рост. В 2019 году в регионе строили и сдавали примерно по 500 домов ИЖС в месяц, в 2020-м – по 650, в 2021-м – по тысяче. В 2022-м пик пришелся на зимние месяцы: 1500–1700 домов. А весной рост прекратился. О спаде активности пока речи нет: больше похоже, что частные застройщики взяли паузу.
По мнению Дмитрия Зюзина, генерального директора ГК «Т-Дом», на это могут быть и чисто психологические причины: «Сначала собственники земли тормозили с запуском стройки из-за того, что цены на материалы взлетели. И непонятно было, как будет выглядеть окончательная смета. А теперь цены на дерево и металл пошли вниз – примерно на 30% от пиковых значений прошлого года. И собственники снова выжидают: а вдруг основные материалы еще подешевеют?»
«Строительство идет едва ли на одном из 10 купленных за последние месяцы участков в наших поселках – КП «Разметелево» и «Сосновские горки». Большинство владельцев занимает выжидательную позицию», – говорит Дмитрий Новосельцев, председатель совета директоров «1-й Академии недвижимости».
По мнению Максима Хансона, совладельца АН Insiders, существенная часть высокого спроса в марте–апреле 2022 года была обусловлена эмоциями: начало спецоперации, введение санкций, ключевая ставка до небес, доллар фактически под запретом… В такой ситуации участок выглядит как вполне надежный и в любом случае небесполезный актив. При выборе участка (или дома) более важную роль начинают играть рациональные аргументы, эмоции уходят на второй план.
В спаде спроса не самую важную, но все же значимую роль сыграла ипотека. «Часть наделов в коттеджных поселках приобретали микродевелоперы, компании, которые приобретают по 5–10 участков, строят дома и затем продают, – отмечает Святослав Филиппов, руководитель проекта КП «Виль Парк». – Обычно такие сделки проходят в диапазоне до 10 млн рублей. И в таких покупках, как правило, клиенты используют ипотеку. Пока ставки были на приемлемом уровне – схема работала. В марте 2022 года – перестала. Выжидают покупатели, выжидают микродевелоперы».
На первом месте по динамике прироста частных домовладений остается Всеволожский район: 1899 домов ИЖС с начала года. На второй строчке рейтинга – Ломоносовский: 1606 домов, на третьей – Выборгский, 847 частных жилых домов ИЖС.
По данным областного Росреестра, в составе введенных домов сохраняется вполне традиционное распределение: 38% введенных домов ИЖС – деревянные, 32% – каркасные, 26% – из кирпича, блоков, монолитных конструкций и пр. В остальных 12% применялись модульные или смешанные технологии.