НАШ ЦИТАТНИК: «Чтобы в комплексном проекте ИЖС начал сказываться эффект масштаба и были оправданы затраты на «социалку», в нем должно быть не менее 1–1,5 тысячи домовладений. Чтобы реализовать такой объем, нужны десятилетия. Или придется уходить в демпинг...» Максим Хансон

23 апреля, 08:42

В 2022 году в Ленобласти появилось 18,6 тысяч индивидуальных домов

13 января 2023 в 15:44

Продажи участков растут, спрос на квартиры снижается. Но в конце года и на загородном рынке наметился спад.

Каркасные дома на Правдинском озере. Фото: NSP.RU

Загородный рынок показывает завидную стабильность. В регионе выросли продажи участков. С января по декабрь Управлением Росреестра оформлено 73,5 тысячи сделок купли-продажи наделов со статусом ИЖС, ДНП или СНТ – на 15,8% больше, чем в 2021 году.

Отчетливый загородный «плюс» уравновешен явным квартирным «минусом». На вторичном квартирном рынке недосчитали 14,2 тысячи сделок: 45 639 договоров в 2021 году, 31 439 – в 2022-м. По новым договорам долевого участия – почти паритет, даже с некоторым ростом: 23,2 тысячи ДДУ за 2022 год, плюс 8% к показателям позапрошлого года (за счет перетягивания части покупателей из петербургских новостроек в спальных районах). 

По вводу жилья в многоквартирных домах: 1,3 млн кв. м в 2021-м, 0,9 млн кв. м – в 2022-м. Это с учетом завершения нескольких долгостроев и возведения десятка небольших домов для переселения граждан из аварийного фонда. (В статистику они попали, но на рынок эти квартиры, естественно, не выставлялись.)

В целом: индивидуальное строительство остается главным локомотивом, который вытягивает показатели региона на приличный уровень.

А вот перспективы туманны. В ноябре–декабре в три раза сократились показатели регистрации новых индивидуальных домов. Участники рынка говорят о «замирании спроса» после объявления мобилизации. 

Комментарии экспертов

Сергей Дроздов, генеральный директор АН «Петербургская Недвижимость»: 
– Спрос на вторичном загородном рынке в 2022 году сохранился на рекордно высоком уровне 2021 года. Тренд на увеличение продаж наметился еще в «пандемийном» 2020 году и пока сохраняется. Лидерами по спросу среди районов в 2022 году стали Всеволожский (32%), Ломоносовский (19%) и Гатчинский (16%). На участки в СНТ приходится 52% сделок, 30% – дачи в садоводствах; оставшиеся 28% – дома и участки на территориях ИЖС. Средний чек в 2022 году составил 3,77 млн рублей. 
 
Максим Хансон, руководитель АН Insiders: 
– Средние цены на загородном рынке заметно выросли после пандемии и на этом уровне замерли. У покупателей есть возможность торговаться. Заметная тенденция – отъезд части потенциальных клиентов. Этот фактор играет важную роль. Тем не менее входящие звонки тоже есть, народ продолжает интересоваться; рынок не замер, он переформатируется. Статистика ключевых запросов в поисковиках показывает: сотни тысяч пользователей так или иначе интересуются загородными объектами в Ленобласти и пригородах Петербурга. Это инерция пандемии. Те, кого напугали геополитические факторы, решают свои проблемы заграницей. 
Полагаю, на загородном рынке начинается период стагнации. И он будет весьма продолжительным. 
 
Алексей Баринов, директор продуктового направления компании «ФАКТ.»: 
– В 2022 году произошло снижение цен на ряд основных материалов. Объемы строительства уменьшились, дефицит материалов (керамических и бетонных блоков, деревянных конструкций) не ощущался. Стратегия «формирования запасов» оказалась неоправданной. При этом выросла стоимость инженерных систем. В целом себестоимость строительства стала более приемлемой. 
Сейчас спрос находится примерно на уровне 2019–2020-го. Возвращение активности покупателей на загородном рынке к показателям 2021 года возможно только после наступления стабильности. 
  
Сергей Щигорец, генеральный директор компании «Доминанта»: 
– Спрос во второй половине 2022 года сохранялся в основном на недорогие объекты – участки в садоводствах, небольшие дома эконом-класса. Продажи в сегменте ИЖС стали редкими. Главный фактор – неопределенность. Граждане не спешат вкладывать деньги: неизвестно, что будет завтра, так что лучше приберечь средства. А загородный дом никак не относится к предметам или товарам первой необходимости.