НАШ ЦИТАТНИК: «Система долевого строительства настроена так, что чем меньше средств на счетах эскроу, тем выше ставка для застройщика. Поэтому мы как антикризисную меру разрешили девелоперам сдвигать чуть вправо срок ввода, чтобы гарантированно достроить дома...» Марат Хуснуллин

18 сентября, 11:47

Генеральный директор агентства «Доли.ру» Игорь Аболемов отправился в СИЗО

28 апреля 2023 в 09:49

В делах о «квартирном рейдерстве» сложно провести грань между криминалом и спецификой коммунального быта.

Рис. Игоря Кийко

Игоря Аболемова обвиняют в «принуждении к совершению сделки» (статья 179, часть 2 УК РФ). Под стражу до 25 июня 2023 года также заключен партнер Аболемова, Андрей Олейников. Еще одному участнику группы, сотруднику агентства Олегу Гурову, выписали подписку о невыезде.

По версии следствия, обвиняемые «систематически приобретали» доли в коммунальных квартирах, «в отношении которых имелась спорная гражданско-правовая ситуация». Затем, как пишет телеграм-канал пресс-службы судов, «под угрозой или с применением насилия» принуждали других владельцев долей к совершению невыгодных сделок. Пока в деле четыре эпизода. Следствие полагает, что их может быть больше. Типовые схемы: принуждение к продаже другими собственниками долей по заниженной стоимости, выкуп собственной доли агентства по завышенной цене.

Ситуация с «созданием невыносимых условий» через угрозы или подселение буйных «профессиональных соседей» на рынке встречается нередко. Услуги таких групп и «специалистов» по квартирному рейдерству рекламируются в интернете вполне открыто. На практике довольно сложно провести грань между криминалом и обычной спецификой коммунального быта. Большая часть таких конфликтов могла бы решаться при нормальной работе участковых.

Наказание по статье 179 предусматривает широкий диапазон мер, в основном – от штрафа до принудительных работ. Но часть 2 – с применением насилия или в составе группы – уже до 10 лет.

Отдельный вопрос: а что будет с квартирами и комнатами, которые перешли к другим собственникам в результате применения незаконных схем? В петербургской практике, к сожалению, нередко случается так, что мошенники получают небольшой или условный срок. А граждане, потерявшие квартиры и комнаты, потом годами мыкаются по гражданским судам. С другой стороны – могут пострадать и «добросовестные покупатели».