НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

24 ноября, 04:37

Генеральный директор агентства «Доли.ру» Игорь Аболемов отправился в СИЗО

28 апреля 2023 в 09:49

В делах о «квартирном рейдерстве» сложно провести грань между криминалом и спецификой коммунального быта.

Рис. Игоря Кийко

Игоря Аболемова обвиняют в «принуждении к совершению сделки» (статья 179, часть 2 УК РФ). Под стражу до 25 июня 2023 года также заключен партнер Аболемова, Андрей Олейников. Еще одному участнику группы, сотруднику агентства Олегу Гурову, выписали подписку о невыезде.

По версии следствия, обвиняемые «систематически приобретали» доли в коммунальных квартирах, «в отношении которых имелась спорная гражданско-правовая ситуация». Затем, как пишет телеграм-канал пресс-службы судов, «под угрозой или с применением насилия» принуждали других владельцев долей к совершению невыгодных сделок. Пока в деле четыре эпизода. Следствие полагает, что их может быть больше. Типовые схемы: принуждение к продаже другими собственниками долей по заниженной стоимости, выкуп собственной доли агентства по завышенной цене.

Ситуация с «созданием невыносимых условий» через угрозы или подселение буйных «профессиональных соседей» на рынке встречается нередко. Услуги таких групп и «специалистов» по квартирному рейдерству рекламируются в интернете вполне открыто. На практике довольно сложно провести грань между криминалом и обычной спецификой коммунального быта. Большая часть таких конфликтов могла бы решаться при нормальной работе участковых.

Наказание по статье 179 предусматривает широкий диапазон мер, в основном – от штрафа до принудительных работ. Но часть 2 – с применением насилия или в составе группы – уже до 10 лет.

Отдельный вопрос: а что будет с квартирами и комнатами, которые перешли к другим собственникам в результате применения незаконных схем? В петербургской практике, к сожалению, нередко случается так, что мошенники получают небольшой или условный срок. А граждане, потерявшие квартиры и комнаты, потом годами мыкаются по гражданским судам. С другой стороны – могут пострадать и «добросовестные покупатели».