НАШ ЦИТАТНИК: «Мы сейчас видим возвращение к уровню первого квартала этого года, когда рынок еще не был так разогрет. По семейной ипотеке по итогам 2024-го может быть предоставлено 2,2 трлн рублей, что в целом сопоставимо с результатами прошлого года...» Эльвира Набиуллина

21 ноября, 15:24

Водонапорную башню завода «Ригель» сохранят

12 июля в 09:02

В рамках проекта редевелопмента бывшей промышленной территории на Петроградской стороне, где располагался аккумуляторный завод «Ригель», началась расчистка участка и разборка некапитальных сооружений. Также девелопер решил сохранить историческую водонапорную башню.

Фото: Владимир Хащанский

Акционерное общество русских аккумуляторных заводов «Тюдоръ» было основано изобретателем из Люксембурга Генри Тюдором в 1897 году. Тогда же и началось строительство первых корпусов на территории, теперь ограниченной ул. Профессора Попова, наб. реки Карповки, Иоанновским переулком и ул. Даля. Предприятие выпускало, в том числе, аккумуляторные батареи для подводных лодок. После революции его переименовали в Государственный аккумуляторный завод №1, затем назвали «Ленинская Искра», а с 1992 года это «Аккумуляторная компания «Ригель». 

Сейчас бывший завод занимает территорию 7,2 га. В 2020 году его выкупили компании «Евроинвест девелопмент» и «Теллус Групп». На первом этапе предусмотрен редевелопмент участка площадью немногим более 3 га, на котором построят элитный жилой комплекс. Его эскизный проект, разработанный архитектурным бюро «А.Лен» Сергея Орешкина, в 2022 году одобрил КГИОП. Он предусматривает несколько шестиэтажных корпусов сложной конфигурации, которые формируют два внутренних полузакрытых двора и три парадных двора-курдонера, открытых на набережную Карповки. 

В составе ЖК предполагается здание для начальной школы и детского сада. Общая площадь комплекса превысит 91 тыс. кв. м, жилая составит около 44,6 тыс. кв. м – 823 квартиры. Также предусмотрено 416 машино-мест. 

Однако проект вызвал протесты градозащитников, которые оспорили в суде разрешения, выданные девелоперу, призывали сохранить бывшие заводские корпуса, самым ценным из которых считался корпус с башней. Истцы доказывали, что здания завода начали строить в конце XIX века и закончили в 1916 году, а дореволюционные постройки сносить запрещено. В начале 2024 года Городской суд градозащитникам отказал. Назначенная им экспертиза выявила, что здания возводились в основном с 1920-х годов, затем перестраивались и окончательный облик получили только в 1948 году. Это означает, что их можно разобрать. 

Память места 

В марте 2024 года официальный застройщик проекта – компания «Титан Демонтаж Строй» – получила разрешение на строительство жилого комплекса. Однако в компании решили все же сохранить заводскую доминанту – водонапорную башню, хотя законодательство этого от застройщика и не требует. «Мы не желаем разрушать историю Петербурга, понимаем запрос горожан на сохранение культурно-исторического наследия в целом и, прислушавшись к представителям градозащитного движения, решили не только сохранить башню, но и постараемся воссоздать ее утраченные элементы, чтобы она стала украшением не только нового квартала, но и всей северной части Петроградской стороны», – заявили в компании. 

Петербургский градозащитник Олег Мухин назвал решение девелопера жестом доброй воли, отметив, что башня – только часть заводских построек, но при этом самая ценная доминанта, и ее сохранение – это позитивный момент. 

С ним согласна и член общества защиты памятников «Старый Петербург» Анна Капитонова. Она подтвердила: сохранение сооружения – это не договоренность между застройщиком и градозащитниками, а его добрая воля. Такое решение г-жа Капитонова приветствует, но хотела бы, чтобы городское историческое наследие сохранялось более комплексно. 

Заместитель председателя общества защиты памятников «Старый Петербург» Александр Кононов уверен, что водонапорная башня дошла до нашего времени без изменений, что придает ей особую ценность, но жалеет, что на территории завода сохранится только этот объект. 

Приветствовал решение застройщика и председатель совета Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Антон Иванов. Он полагает, что любое сохранение истории будет правильным. А в данном случае речь идет о высотной доминанте – своеобразном символе заводской территории. Антон Иванов уверен, что в любой ситуации нужно находить здоровый компромисс между требованиями развития города и сохранением его архитектурного облика. 

Водонапорные доминанты 

Петербургские водонапорные башни среди высотных доминант, пожалуй, вторые по численности после церквей и храмов. В городе хватает примеров, когда такие объекты сохраняются как имеющие историческую и архитектурную ценность памятники. 

Например, недавно холдинг Setl Group завершил реставрацию и приспособление под современное использование канатного цеха с водонапорной башней бывшего завода «Красный гвоздильщик» на 25-й линии Васильевского острова. В рамках проекта редевелопмента на бывшей промышленной территории также предусмотрено жилье. А цех с башней, построенный в 1931 году по проекту архитектора-новатора Якова Чернихова, – это яркий пример конструктивизма и образец промышленной архитектуры советского времени. Высота водонапорной башни, напоминающей гвоздь, составляет 30 метров. Восстановление памятника заняло три года и обошлось в 3 млрд рублей. Цех был сильно поврежден во время Великой Отечественной войны, после которой у здания появились новые торцевые фасады, а большую часть окон заложили. Практически без изменений сохранился только один фасад и сама башня. К моменту закрытия завода объект уже находился в аварийном состоянии. Теперь цех приспособили под административно-деловой центр, а в башне, помимо металлической лестницы, установили лифт. Здесь открылась бесплатная временная экспозиция «Фильтр времени», посвященная истории объекта. 

Около 10 лет назад Группа RBI завершила реставрацию водонапорной башни Охтинской бумагопрядильной мануфактуры, построенной в 1900 году. Объект стал частью редевелопмента промышленной территории на пересечении Свердловской набережной и Пискаревского проспекта. Реставрация началась еще до старта строительства жилья – в 2013 году. Сооружение высотой около 30 м и весом около 1600 т «пересадили» на новое основание со сваями длиной до 50 метров. Восстановлены и усилены перекрытия, лестницы, утраченная кровля. Стены укрепили металлическими бандажами, кирпичный фасад очистили, отшлифовали, заменили утраченные фрагменты. По внешнему периметру установили около 70 исторических чугунных колонн, оставшихся от разобранных корпусов, а ныне выполняющих декоративную функцию. 

Сейчас готовится проект редевелопмента территории бывшего Ленинградского гидролизного завода – более 8 га на Грязном острове, по соседству с парком Екатерингоф в Кировском районе. Когда-то здесь была лесопилка, потом лесопильный завод, в 1928 году открылся завод «Пионер», от которого остались железобетонные водонапорная башня и цеха. В 1935 году был запущен гидролизный завод (позднее – «Петроспирт»). Корпуса в стиле конструктивизма памятниками так и не признали, хотя градозащитники на этом настаивают. А вот водонапорная башня внесена в реестр вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, и ее снос запрещен. 

Иногда водонапорные башни реализуют и как отдельные объекты. Например, пару лет назад на продажу выставили водонапорную башню Обуховского завода на Октябрьской набережной, 104А (она же Пристрельная). Исторически сооружение использовали для настройки прицелов орудий, находившихся на противоположном берегу Невы. Башня возведена в 1890-х годах, поэтому действуют все ограничения на работу с дореволюционными объектами. Кроме того, с 2001 года постройка входит в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия, она была полностью отреставрирована к 300-летию Петербурга. Здание, по оценкам экспертов, можно использовать для офисных или гостиничных целей. 

Город также продавал на торгах водонапорную башню усадьбы княгини Лопухиной «Осиновая Роща» в Парголово. Она построена на рубеже XIX–XX веков, также признана региональным памятником, но находится в аварийном состоянии и давно пустует.