Коммерческая инфраструктура для жилых комплексов меняется
О трансформации коммерческой инфраструктуры в жилых проектах и о новых форматах, востребованных в ЖК, рассуждали участники делового завтрака BestBreakfast.
Современный покупатель при выборе квартиры обращает внимание не только на планировку и соответствие ЖК заявленному классу комфорта. По данным аналитиков ГК «БестЪ», более 80% покупателей квартир отмечают наличие коммерческой инфраструктуры в составе жилого комплекса в топ-3 факторов, влияющих на решение о покупке.
Люди привыкли, что в шаговой доступности должно быть все необходимое для работы и отдыха. Но создавать комфортную инфраструктуру становится все сложнее и дороже: растет себестоимость строительства, усиливается конкуренция среди застройщиков и проектов, увеличиваются требования покупателей, а спрос при этом снижается. Важным фактором успеха девелопера становится глубокое изучение потребностей клиента и работа с его ожиданиями.
Станислав Ступников, партнер и генеральный директор «МТЛ. Управление активами» (ГК «БестЪ») выделил несколько проблем функционирования коммерческой инфраструктуры в жилых проектах: "В первую очередь, это несоответствие проектных решений требованиям рынка, и как следствие – неликвидная и "неудобная" недвижимость. Например, часто в проектной документации под бытовое обслуживание закладывается порядка 25% коммерческих площадей, а по факту в построенном комплексе они занимают около 2%. Магазины – 15% в проекте, а в реальности 59% всей инфраструктуры ЖК. При этом грамотно спроектированная инфраструктура напрямую влияет на ликвидность квартир, а значит и на прибыль застройщиков. Поэтому девелоперам важно делать анализ наилучшего использования еще на этапе предпроекта, обращая внимание не только на эффективное приспособление социально-нормированных объектов, но и на значение общественно-деловых зон и актуальные форматы недвижимости, которые формируют добавленную стоимость проекта".
Андрей Анфиногенов, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО подтвердил мнение данными исследования: "Покупатели сначала исследуют и выбирают район, а затем собирают информацию о конкретных проектах. Причем чем образованнее покупатель, тем больше информации он изучит. Среди трех ключевых факторов, влияющих на принятие решения о покупке, находится качество района: уровень безопасности, близость к школам, паркам, общественному транспорту, а также общий уровень благоустройства".
Два других фактора – доступность жилья в финансовом плане (стоимость выбранной квартиры, наличие ипотечных программ, рассрочек и пр.) и дизайн (планировка квартиры, площадь дома, наличие современных удобств и энергоэффективность). Только комплексный подход к формированию коммерческой инфраструктуры может сделать ее мощным инструментом для продаж жилого ЖК и сделать его более комфортным, подчеркнул Станислав Ступников.
Сейчас все застройщики сосредоточены на жилой среде в своих проектах, считает Александр Свинолобов, генеральный директор Stavni: "Мы не исключение: пытаемся понять, какой уровень комфорта нужен нашим покупателям. И коммерческая недвижимость в ЖК перестала быть просто квадратными метрами, мы стараемся предугадать наиболее выгодную для всех функцию каждого помещения. К сожалению, никакая аналитика не позволит спрогнозировать за 2 года до ввода ЖК в эксплуатацию, что будет востребовано жильцами. Сейчас востребовано все, что объединяет людей".
Максим Мишота, директор департамента продаж и обслуживания среднего и малого бизнеса Ростелеком Бизнес обратил внимание на новые технологии, объединяющие людей, в частности, на цифровизацию: "Молодое поколение обращает пристальное внимание на уровень цифровизации объектов, обеспечивающий комфорт пользования недвижимостью.
Технологии "умного дома" применяются повсеместно. Застройщики сталкиваются с большим количеством решений, представленных на рынке, которые часто сложно собрать вместе и настроить их совместную бесперебойную работу. Мы выступаем технологическим партнером застройщиков и подсказываем на этапе проектирования объекта, как грамотно связать несколько цифровых продуктов, чтобы обеспечить их корректную работу".
Заур Агаронов, генеральный директор ГК ФСК Северо-Запад отметил: "Рынок коммерческой недвижимости меньше зависел и зависит от ипотечных ставок, поэтому переживает нынешнюю экономическую ситуацию проще. Основной тренд в этом сегменте - некрупная "нарезка" помещений первых этажей и гибкие планировки с возможностью объединения. Ведь наиболее устойчивые арендаторы – это пункты выдачи, мини-продуктовые магазины и т.п., которые садятся на площади от 30 кв.м. Второй глобальный тренд - это партнерство, т.е. девелопер на этапе проектирования должен планировать функционал будущей коммерческой недвижимости и подбирать качественных партнеров".
Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию Объединения «Строительный трест» рассказал про свой опыт: рассказал про свой опыт: “Тренд последних лет в жилой недвижимости - это улучшение качественных характеристик продукта, и один из инструментов - продуманная коммерческая инфраструктура. Мы понимаем, что сейчас не получится, как несколько лет назад, продать все коммерческие помещения и отпустить развитие инфраструктуры “на самотек”, в итоге это будет хаос. Поэтому, создавая проекты комплексной застройки, мы стараемся грамотно планировать будущую инфраструктуру, в том числе и общественные пространства, а также не продавать коммерческие помещения на стадии проектирования. И самое главное - мы стараемся выдерживать концепцию, несмотря на финансовые моменты. Т.е. мы оставляем часть коммерческих площадей за собой, ищем на них правильных с точки зрения концепции арендаторов и продаем в дальнейшем как готовый бизнес”.
Николай Антонов, генеральный директор "МТЛ-Апарт", председатель правления Межрегиональной Ассоциации апарт-отелей отмечает плюсы этого формата: "Застройщики все чаще начинают смотреть на рынок коммерческой недвижимости с точки зрения диверсификации портфеля проектов. Самым понятным для них на сегодняшний день, конечно, являются апарт-отели. Кроме того, что такой формат может стать для застройщика источником доходного девелопмента, он хорошо интегрируется в жилую застройку, дополняя общую экосистему коммерческой и жилой недвижимости. Мы это увидели на собственном проекте OMEGA-APART. Например, собственники квартир могут сами сдавать в аренду юниты, обитая в этом ЖК и приглядывая за своим номером. Кроме того, туда можно переселить подросших детей или сдавать родственникам. Еще один вариант – использовать для проживания обслуживающего персонала (няни, медработники и пр.), чтобы все были рядом".
Юлия Метелкина, соучредитель компании KidsForce и досуговых пространств в жилых комплексах Play Café считает, что будущее за теми ЖК, которые смогут сделать соседскую инфраструктуру прибыльной: "Важно создать ценностное предложение и закрыть потребность жителей в качественном и удобном досуге для себя и детей. Мы видим это как комбинацию качественного детского досуга и еды. Условно говоря, такое PlayCafe. Мы понимаем, что для такого результата важна локация, возвратность, лояльность посетителей и привязанность их к месту.
Родитель с ребенком всегда предпочтет ресторан с детской комнатой и какими-то развивающими играми заведению, где для детей ничего не предусмотрено и им приходится давать телефон. Создать такое пространство не сложно. Труднее сделать его жизнеспособным в перспективе 10 лет. Стабильность коммерческой модели может обеспечить сам продукт, устойчивый состав персонала, удобное приложение и пользовательский интерфейс с системой лояльности, создание «клубности» места. Инвестируя в такие помещения, застройщик получает прибыль, окупаемость в горизонте 5 лет и выполняет обещание качественной инфраструктуры, данное жильцам".
Мария Сумарокова, генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов PAGE уверена: "Добавляя в жилой проект коворкинг, застройщик может получить добавленную стоимость к продаваемому квадратному метру жилья, а также выделиться на фоне конкурентов. Незначительное увеличение цены «квадрата» в обмен на востребованную инфраструктуру не скажется на спросе, но позволит застройщику реализовать полезную функцию для покупателей и будущих жильцов. Соседские центры, которые сегодня так популярны среди девелоперов, часто в будущем утрачивают свою актуальность, т.к. не решен вопрос с их эффективным управлением и содержанием, и они становятся обузой для жильцов и УК. Коворкинг может стать одним из драйверов эволюции соседских центров. Ведь он способен не только закрыть потребности жильцов, но и потенциально приносить доход, покрывая затраты на содержание востребованного инфраструктурного объекта. Особенно это важно для встроенных помещений, которые по расположению, планировочным и конструктивным особенностям неудобны и сложны для продаж и аренды".
Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» напомнил о рисках: «Застройщики все чаще оставляют за собой помещения коммерческого назначения в жилых проектах, это тенденция нашего времени. Кто-то таким образом формирует свой "пенсионный фонд", некоторые предпочитают найти арендатора после ввода ЖК в эксплуатацию и продать помещение дороже. В любом случае, девелоперу важно помнить о рисках и минимизировать возможность претензий со стороны дольщиков, подрядчиков или кредиторов к таким активам, так как подобные риски непредсказуемы. Поэтому мы рекомендуем выводить коммерческие помещения из собственности девелопера в отдельную структуру. Причем решение о виде данной структуры принимать в самом начале строительства. Это позволит в дальнейшем снизить налоговую нагрузку и сделать бизнес более управляемым».
Организаторы: ГК «БестЪ», «МТЛ-Апарт», PAGE. При поддержке экспертов в сфере недвижимости и инфраструктуры: «Качкин и Партнеры», АО «ПСКБ Банк», «Ростелеком», Premium Life Group, KidsForce, AM.PM и ГЛАССКОН. PR-партнер «Репутация».
При поддержке «Недвижимость и строительство Петербурга».